Как действовать из своего внутреннего взрослого. Воля и внутренний взрослый. Эффективные формы коммуникаций

- Я как маленькая девочка и капризный ребенок, не имею ощущения себя взрослой, у меня просто нет такого чувства, что я взрослая... Что делать?

Вкратце говоря, каждый человек время от времени воспринимает себя Родителем (например - "Я клон мамы"), время от времени - Ребенком (например - "Мне нужны похвала и утешение"), и время от времени - Взрослым. Но тут есть интересный момент: восприятие себя как Родителя окрашено эмоционально: условно говоря, это позиция носителя моральных норм, имеющего право судить и миловать, разрешать и ограничивать. Восприятие себя как Ребенка тоже окрашено эмоционально: не менее условно, это позиция беззащитности и беззаботности, желаний и влечений. А вот позиция Взрослого эмоций не имеет: это, опять же условно говоря, компьютер, счетная машинка - без эмоций, без моральных норм, чисто просчитывание поступков и их последствий, выбор тактики и стратегии в выполнении желаний Ребенка, иногда - с учетом мнения Родителя.

Именно поэтому "ощутить себя взрослым" в позиции Взрослого - это некий оксюморон. Ощутить себя можно - уверенным, сильным и т.д. - но, парадоксальным образом, это как раз ощущения из позиции Родителя либо Ребенка. Восприятие Взрослого как субличности - безэмоционально и логично: "Мне 18 по паспорту есть? Есть. Значит, взрослый. Всё."

Когда человек говорит о себе - "я капризный ребенок" - это не оценка Взрослого. Это, парадоксальным образом, говорит о том, что внутренний Родитель распоясался, и вместо объективных свидетельств (паспорт и т.п.) подставляет моральные нормы: типа, "взрослые не капризничают". Дело Взрослого - обратить внимание Родителя на объективную реальность: показать себе свой собственый паспорт, напомнить, что объективные наблюдения за взрослыми наглядно показывают, что делают что хотят. Если хотят капризничать - то капризничают.

К счастью, в идеале - то есть в том случае, когда человек действительно делает именно то, что хочет - капризничать ему просто не с чего. Капризы начинаются именно тогда, когда желания внутреннего Ребенка не выполняются. Следить за этим должен внутренний Взрослый: он счетная машинка, предназначенная для того, чтоб эти желания выполнять, своих желаний у него просто нет. Чем спокойнее внутренний Ребенок, чем больше он уверен в том, что внутренний Взрослый найдёт способ выполнить его желания - тем адекватнее поведение человека в целом, и тем меньше внутренних конфликтов. В этом смысле ругать себя за капризы - плохая тактика: нужно разбираться, откуда капризы взялись и чего Ребенку не хватает, или что ему лишнее, чтоб он не капризничал.

Таким образом, рецепт укрепления внутреннего Взрослого - логика, логика и ещё раз логика, позволяющая удовлетворить нужды внутреннего Ребенка с учетом требований объективной реальности. Поскольку часто это запрещает внутренний Родитель - диалог внутреннего Взрослого с внутренним же Родителем и переубеждение последнего.

«Внутренний Взрослый» является очень важной составляющей личности человека. Он отвечает за волю, принятие решений, действия. Как это не печально, но у многих людей их Внутренний Взрослый очень слабый.

Какие же функции выполняет Внутренний Взрослый.

  • Воля. Данная функция помогает человеку сделать осознанный выбор, совершить необходимые действия.
  • Обеспечивает принятие решений (взрослая позиция).
  • Совершает необходимые действия для воплощения принятых решений.
  • Помогает действовать планомерно и целенаправленно.
  • Помогает человеку жить в реальном времени – здесь и сейчас.

Так же Внутренний Взрослый помогает конструктивному общению между Внутренним Ребёнком и Родителем. Он может выступить арбитром между ними, если будет такая необходимость.

Формирование Внутреннего Взрослого.

Взрослая часть личности у ребёнка начинает формироваться с 7 до 14 лет. В это время у него начинает появляться логическое мышление. Малыш начинает учиться сравнивать, выбирать то, что нравится именно ему, принимать самостоятельные решения. Фактически в это время происходит обучения – как брать на себя ответственность, как действовать.

Если родители начинают гипер опекать ребёнка, из своих самых лучших побуждений принимают все решения за ребёнка, фактически не дают ему возможности действовать так, как он хочет, по его собственному выбору – то у такого человека, когда он вырастет, его Внутренний Взрослый, будет очень слабым. Во взрослой жизни такому человеку будет очень трудно планировать, осуществлять свои планы, проявить свою волю.

Какие могут быть сложности с Внутренним Взрослым.

Многие люди страдают от того, что их Внутренний Взрослый, очень слабый, проявляет минимум активности. Внутренний Родитель, который все привык контролировать – подавляет Взрослого. Это явление получило название «контаминация» (смешение, заражение).

Тогда человек начинает руководствоваться теми стереотипами и установками, которые были в его родительской семье и перешли к нему по наследству, или которые он получил из социума. Он производит те или иные действия потому, что «так надо» или «так принято». И фактически он совсем не задумывается о том, насколько это нужно именно ЕМУ, полезно и важно именно для НЕГО самого.

Здесь я хочу привести очень простой, но понятный пример для всех:

Есть молодая девушка. Ей в родительской семье была привита мысль, что до определённого возраста она обязательно должна выйти замуж. И вот она думает: «мне срочно необходимо выйти замуж. Все мои подруги уже замужние женщины и в моём возрасте стыдно быть не замужем».

И вот она выходит замуж не за человека, которого любит и с которым хочет создать семью, а потому – «что так надо». Мужчина, которого она выбрала, может и хороший, но совершенно ей не подходит. И потом в таком браке люди либо разводятся через время, либо мучаются всю жизнь, а когда появляются дети, то мучаются еще и они.

Или, например, когда внутренний Ребёнок подавляет Взрослого. Такой человек может находиться под сильным влиянием необоснованных страхов, он склонен пребывать в иллюзиях. Например, он может думать, что им постоянно все недовольны, что все его осуждают, что он сам по себе не представляет никакой ценности (занижение собственной значимости).

Как укрепить своего Внутреннего Взрослого.

1. Необходимо развивать свою волю.

Вы можете начать делать это на небольших делах. Приняли решение, составили план действий и сделали это. Именно благодаря таким действия, пусть даже и в самых незначительных делах, ваша способность к действиям, к проявлению воли с каждым разом будет расти.

Если сейчас у вас воля развита не сильно, тогда не планируйте сразу много. Это можно сравнить с занятиями спортом. Первый раз придя в тренажёрный зал вы ведь не будете сразу хвататься за штангу с весом 100 килограмм. Вы начнёте тренироваться с маленького веса и потом, постепенно будете его наращивать. Точно так же и с тренировкой воли.

Что значит «проявить свою волю»? Это значит, что вам нужно решить, нужно ли то, что вы хотите сделать, вам на самом деле, согласуется ли это с вашими жизненными ценностями. И если вы что-то запланировали – то обязательно сделайте! Не предъявляйте себе претензии, не саботируйте, а просто возьмите и сделайте.

2. Развивать свою осознанность.

Это значит находится здесь и сейчас, наблюдать. Нужно научиться замечать в себе, когда наружу выходит Внутренний Родитель, который все время оценивает и указывает, а когда – Ребёнок.

Вам не в коем случае ненужно с ними бороться. Просто наблюдайте за ними, осознавайте их. Если вы начнёте борьбу и будете пытаться их подавить или вытеснить – таким образом в вас только будет расти внутренний конфликт. А вот если вы будет просто наблюдать, примите то, что они существуют, дадите им время и место в своей жизни, то со временем заметите, что у вас появилось очень конструктивное взаимодействие.

3. Учиться расставлять в своей жизни приоритеты и понимать, какие жизненные ценности именно у вас.

Когда необходимо принять решение, сделать выбор в ту или иную пользу – именно ваши жизненные ценности станут опорой для Внутреннего Взрослого.

Терапия в работе с 3-мя состояниями.

Здесь необходимо проработать 3 состояния:

  • Внутренний Ребёнок
  • Внутренний Родитель
  • Внутренний Взрослый

Подавленное и травмированное состояние Внутреннего Ребёнка преображается в творческое, он учится чувствовать радость жизни, быть спонтанным и непосредственным.

Внутренний Родитель наконец-то может перестать контролировать и указывать, что делать, а что нет. Он научится поддерживать в трудную минуту, проявлять заботу. Даже простая терапия усилит Внутреннего Взрослого, а это в свою очередь поможет человеку стать более осознанным, он научится проявлять свою волю, принимать решения, выбирать и действовать.

После того, как будет проведена терапевтическая работа, возникнет состояние «интегрированный Взрослый». В этом состоянии будут позитивные элементы Внутреннего Ребёнка – творческие проявления, спонтанность, радость; и Взрослого – забота, поддержка, жизненные ценности.

Разобраться с различными жизненными ситуациями, с детскими негативными переживаниями, вам помогут . Так же для работы с эмоциональными состояниями вам будет необходима . Приобрести её можно в школе Ирины Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

С заботой о вас!

Всегда ваша, Ирина Орда!

Октябрь, 2017



Рассказать друзьям

Становление личности — процесс тонкий. Сначала в нас процветает внутренний ребёнок, затем появляется рассудительный и ответственный взрослый. И только потом рождается родитель. Вариант идеальный. Но что происходит, если с нежного возраста нам внушают отказаться от любознательности, непосредственности? Твердят, что пора повзрослеть, то есть стать похожим на родителей. Итог — мы стесняемся своего внутреннего мира, замыкаемся, перестаём мечтать. Жизнь превращается в мучительный экзамен, где нужно "соответствовать". Лень, страх и низкая самооценка становятся нашими спутниками. Корень проблемы — ребёнок повзрослел физически, но он перепрыгнул фазу психологического "взрослого" и сразу стал строгим "родителем".

Отголоски детства

"Ребёнок", "Взрослый", "Родитель" — три Эго состояния, в которых мы пребываем в разные периоды жизни. В "проблемных" семьях у личности формируются лишь два состояния:

    "ребёнок" — человек превращается в легкомысленного, безответственного, закомплексованного и несчастного;

    "родитель" — личность постоянно готова поучать, критиковать, осуждать, создавать строгие рамки, излишне самокритична.

Что происходит — мы попадаем в состояние, когда блокируем своё развитие, становимся беспечными и не готовы отвечать за поступки. Внутренний "взрослый" способен анализировать, принимать решения, стремиться к цели и планировать свою жизнь.

Что такое быть взрослым?

Понимаю, что трудно сказать, связаны ли ваши проблемы в жизни с "потерявшимся взрослым". Важно получить ответ, ведь тогда мы найдём вектор, по которому нужно двигаться дальше — избавимся от внутренних конфликтов. Гармоничный "взрослый":

    Он учится контактировать с окружающими, сотрудничает и принимает чужую точку зрения. Важно понять, сохранили ли вы баланс между любопытным и непосредственным "ребёнком" и рассудительным "взрослым". Проанализируйте, вы часто командуете, раздаёте распоряжения, требуете не выходить за рамки. Да — вы в плену у строгого "родителя".

    Контролирует поведение в рамках социума. Травмированный "малыш" легко оправдает любое поведение. Я пью, употребляю наркотики, потому что я несчастный, обделённый и т.д. Строгий "родитель" обвинит в бедах систему, государство и окружающих. "Взрослый" — проанализирует ситуацию, укажет объективную причину нестандартного поведения. Например, у меня стресс, и поэтому "я агрессивен".

    Осознаёт проблему, всегда ищет рациональное решение, анализирует глубинные причины. Если "ребёнок" готов выдумывать, фантазировать, то "взрослый" ко всему этому умеет и воплощать задуманное. Личность проходит все этапы взросления, сталкиваясь с проблемой и решая её.

    Умеет наблюдать и анализировать состояние внутреннего "Я". Гармоничный "взрослый" умеет дистанцироваться и видеть проблему, не отрицая её, не вытесняя, не игнорируя. Он готов признать поражение, принять обстоятельства и начать думать, что можно изменить. "Ребёнок" — скинет проблему, начнёт бунтовать, убежит. "Родитель" — переложит ответственность, найдёт 100 причин, оправдывающих его, впадёт в депрессию.

    Может принять прошлый опыт, проанализировать ошибки и начать формировать новую модель поведения. "Взрослый" настолько устойчив, что готов не перекладывать ответственность, а искать пути решения. Он создаёт новый опыт, учитывая предыдущий. "Родитель" — не может создать новую модель, опираясь на имеющиеся установки из детства. "Ребёнок" — создаёт что-то новое, но никогда не сделает выводов из прошлого.

    Умеет оценить ситуацию, при этом отличается гибкостью в суждениях и поведении. Принятие альтернативного сценария — главное достоинство "взрослого". Он не впадает в крайности, готов пересмотреть жизненный путь, отказаться от навязанных стереотипов. Принимает точку зрения других, если ему это во благо. "Родитель" — "или по-моему, или никак", "так верно". "Ребёнок" — или всё хорошо, или всё плохо.

Если, лень, страх и низкая самооценка вас преследуют — пришло время разобраться с внутренними конфликтами. А какие признаки "взрослого" вы не обнаружили в себе?

Каждое утро, просыпаясь, мы слышим свой внутренний голос, который говорит: «О, какой прекрасный был сон! Как мне не хочется просыпаться ». Или: «Будильник. Надо на работу ». Или: «Почему я такая несчастливая? » Или: «Опять надо всех с утра поднимать, кормить, одевать. Как меня это достало! »… Наш мозг работает всегда. Сны — это тоже наши мысли, только бессознательные. В среднем нам в голову в течение суток приходит около 6 000 мыслей. То есть 4 мысли в минуту!

Как же рождаются эти мысли? Где их источник?

Мозг человека начинает развиваться еще в утробе матери: ребенок слышит голоса и «записывает» их на подкорку. За 75 лет, которые в среднем живет человек, в его мозгу помещается целый хор. Это тысячи, сотни тысяч людей, с которыми он взаимодействовал, и каждое услышанное слово — след.

Есть люди, чьи слова стали фоном, невнятным шумом, остались незамеченными сознанием. Но есть голоса, которые приобрели особую значимость, — голоса родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей. Это те люди, которые находились рядом в период развития нашей личности. Благодаря их голосам шаг за шагом формировалось наше мышление. Вот почему все мысли, которые поначалу кажутся монологом, превращаются в нашей голове в диалоги. Согласитесь, внутри себя мы всегда с кем-то говорим, на кого-то злимся, кому-то что-то доказываем, с кем-то смеемся.

Чьи голоса звучат внутри нас?

Американский психолог и психотерапевт, создатель транзакционного анализа Эрик Берн посвятил свои труды изучению мыслей и сценариев человека и сделал акцент на трех аспектах личности: внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый.

  • Я стою на своем. Мои взгляды непоколебимы. Каждый обязан выполнять свой долг.
  • Я увлекающийся человек. Я могу быть обидчивым. Часто я поступаю не так, как надо, а как хочется.
  • Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. Принимая решения, я стараюсь продумать последствия.

Правильный ответ: 1 — родитель, 2 — дитя, 3 - взрослый.

Первым внутри нас начинает формироваться «внутренний ребенок» (в утробе мамы и в первый год жизни, до появления жевательных зубов). Это личность, которой нужен кто-то опытный, взрослый. Ребенок не умеет удовлетворять свои желания сам: поесть, что-то купить, одеться. Даже в туалет сходить ребенок сам не может. Малыш — как лампочка маяка: он подает сигналы взрослым, привлекает к себе их внимание (улыбки, гуление, смех, плач, крик, болезнь, капризы).

Примерно с года у ребенка формируется «внутренний родитель». Начинается отделение (сепарация) от мамы. Сейчас это уже не «мы», а «я и мама». К 2,5—3 годам отделение уже очень явно! Мама хвалит, злится, ругает, опекает, запрещает. Есть кто-то, кто уже оценивает ребенка и создает границы в виде правил, законов, долженствований.

«Внутренний взрослый» появляется к 7 годам, когда у ребенка начинают выпадать молочные зубы. Теперь это уже не просто ребенок, а мальчик/девочка, ученик/ученица. Появляется социальный статус. Мамы/папы в школе рядом нет. И ребенок учится адаптироваться в социуме как взрослый. Он интересуется новым, определяет, что ему поесть, решает, на какие дополнительные занятия и почему он будет ходить.

Во взрослой жизни внутри человека всегда присутствуют все три голоса. Как их различать?

Как различать «внутреннего ребенка», «внутреннего взрослого» и «внутреннего родителя»?

Если в ваших мыслях и словах есть импульс «хочу» или «не хочу» — это ДИТЯ. Если вы слышите внутри себя и заявляете вслух «надо», «должна», «обязана» — это РОДИТЕЛЬ. Если вы идете за своим «могу», «имею право», «у меня получится» — это ВЗРОСЛЫЙ.

Задайте себе вопрос, в какой пропорции у вас проявлены эти три субличности? В сумме они должны составить 100%. Пусть это будет ваш интуитивный ответ. Не включайте логику. Идите за инстинктивным решением.

А сейчас правильный ответ. Самым большим у вас должен быть Взрослый — 60%, затем Дитя — 30% и Родитель — 10%. Много проблем, внутренний дискомфорт и ощущение «несчастности» появляются именно тогда, когда нарушен этот баланс.

Вот ситуация. Приходят женщины на консультацию с запросом «Как выйти замуж?». И я им задаю один и тот же вопрос: зачем вам это?

Одна отвечает:
— Я так устала, все сама. Хочу уже поскорее замуж, чтобы стало легче. Чтобы мужчина зарабатывал, а я, наконец-то, смогла быть женщиной. Расцвету, отдохну и займусь творчеством.

Ответ второй клиентки:
— Ну как зачем? У меня уже возраст. Мне уже 39 лет, а у меня ни семьи, ни детей. Потом будет поздно. Мне надо сейчас выйти замуж.

Третья женщина:
— Я знаю, за кого хочу выйти замуж, я влюблена. В принципе, все идет нормально. Но я имею право быть не просто любовницей, но его женой.

Думаю, вы догадались, кто в какой роли был. Первая женщина — Дитя, вторая — Родитель, третья — Взрослый.

В чем «минусы» каждой субличности?

В чем минус большой доли «внутреннего ребенка» внутри нас? Есть желания, но нет сил, чтобы их реализовывать. Нет авторской позиции. Нет влияния на других людей. Много манипуляций.

В чем минус большой доли «внутреннего родителя»? Нет веры в радость и удовольствие. Я бы даже сказала, нет веры в Божественное. Слишком все безрадостно и тягостно. Чужое мнение и помощь отвергаются. Вы начинаете притягивать к себе людей, застрявших в детской позиции.

В чем минус слишком большого «внутреннего взрослого»? Взрослый настолько все может, что иногда забывает оказаться бессильным, забывает остановиться и ничего не делать, иногда не слышит голос «внутреннего родителя» и совершает глупые ошибки.

Все три роли в нашей жизни важны. Главное, всех расставить по своим местам и научить договариваться между собой.

Как выбирать внутренние роли самостоятельно?

Поэкспериментируйте в течение недели. Поставьте на телефоне несколько будильников с периодичностью в 2 часа с самого утра и до сна. Каждый раз, когда звенит будильник, чем бы вы ни занимались, дайте себе 5 минут оценить ситуацию: кто вы и в какой роли? Где вы и какая мысль сейчас в вашей голове? В какой роли вы хотели бы быть? И измените вашу мысль в соответствии с желаемой ролью в данный момент.

Внутренний Взрослый - одно из естественных внутренних эго-состояний, наше разумное начало, аналог Эго из схемы З. Фрейда . понятие предложено Э. Берном . Как правило, состояние или позиция Внутренний Взрослый рассматривается в триаде «Родитель - Взрослый - Ребенок» .

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек в таком состоянии не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющейся информации решение. Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого. Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом. Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении. Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка. Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: "Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости" (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) "Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо".

Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само - говорится о находящемся в нас внутреннем Взрослом. Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции - говорится о позиции Взрослого. Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. Внутреннего Взрослого в себе ищут, позицию Взрослого - создают.

Разговоры о Внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, работающими с клиентами, у которых нет привычки к активной и ответственной позиции. В вопрос о позиции взрослого ставится как требование: "Вы взрослый человек? Как ведет себя в этой ситуации взрослый человек?".

Взаимоотношения личностных позиций

Некоторые личностные позиции взаимодополняют друг друга, пересечения некоторых порождают

Похожие публикации