Многообразие человеческой деятельности. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями Деятельность ее многообразие

Человеческая деятельность, ее многообразие.

Вариант 1

Дея­ тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающе­го мира.

Структуры деятельности:

    Объект – это то на что направлена деятельность.

    Субъект – это тот кто ее осуществляет.

    Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.

    Средства её достижения

    Результат

Основным мотивом, побуждаю­щим человека к деятельности, яв­ляется его желание удовлетворить свои потребности.

Потребности:

    Физиологические

    Социальные

    Идеальные

Виды деятельности:

    Прак­тическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).

      Материально – производственная

      Социально – преобразовательная

    Духовная (изменение сознания людей)

    1. Познавательная

      Ценностно–ориентировочная

      Прогностическая

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть созидательной или разрушительной.

Вариант 2

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов - «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что направлена деятельность;

    цель -ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

    вторичные потребности (приобретенные) -социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов - практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества). Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности. Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

ВАРИАНТ 3

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:
а) материально-производственную;
б) социально-преобразовательную.
В духовную деятельность включают:
а) познавательную деятельность;
б) ценностно-прогностическую деятельность;
в) прогностическую деятельность.
В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

​​​​​​​Многообразие деятельности человека (кратко):

В обществе увеличивается разнообразие потребности, а значит, и деятельность становится более разноплановой и разнообразной.

В общем смысле выделяют практическую деятельность человека (преобразование реальных объектов) и духовную (изменяющую сознание людей).

В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность.

В соответствии с правилами установленными обществом и ценностями общества можно выделить законную/незаконную, моральную/аморальную деятельность.

По новизне целей и способов достижения можно определить деятельность как однообразную, монотонную, шаблонную или наоборот творческую, инновационную. Чем больше в деятельности правил и инструкций, тем ближе она к первому полюсу, чем больше свободы и возможности изменений, тем ближе ко второму.

В психологии деятельность разделяют на четыре вида:

- учение - приобретение новых знаний;

- труд - создание нового - практического результата;

- общение - развитие и поддержание контактов между людьми;

- игра (интеллектуальная, спортивная, ролевая) - процесс создания воображаемой ситуации и действия в рамках внутренних правил. Игра не несет практической ценности, но может служить для общения, обучения, подготовки к труду или развлечения.

Особенности проявления деятельности :

  • внутренняя - происходит в разуме;
  • внешняя - видима со стороны в виде движений, действий с предметами.

Как правило, они взаимосвязаны.

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную. Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы) и социально-производственная (преоб­разование общества). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная.

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо

любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - про­тивоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества - это история деятель­ности людей.

В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека - куль­турная среда. Она предполагает создание комфортных условий жиз­недеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетво­рять возникающие потребности.

Деятельность человека - способ отношения к внешнему миру, со­стоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (созна­тельный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Деятельность человека имеет определённое сходство с актив­ностью животных. Например, человек плетёт сеть для ловли рыбы и паук плетёт паутину для добычи пищи, человек строит плотины на реке и бобры сооружают запруду на ручье, птица вьёт гнездо и че­ловек плетёт корзину. Но это только поверхностное сходство. Про­анализировав деятельность человека и поведение животных, можно выделить следующие различия:

Таблица 7

Окончание табл.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потреб­ности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми, они становятся главным источником их ак­тивности.

В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объ­ект, цель, средства её достижения, действия и результат.

  • Субъект деятельности всегда одушевлён: это или один человек, или группа людей, или всё общество в целом. Он обладает ак­тивностью, действует в соответствии со своими потребностями.
  • Объектом называется то, на что данная деятельность направле­на. Объект претерпевает на себе воздействия субъекта, он мо­жет быть изменён, преобразован, даже уничтожен в результате деятельности. Объект может быть неодушевлённым, например, дерево, камень, и одушевлённым - например, животное, че­ловек.
  • Прежде чем начать действовать, человек определяет цель дея­тельности, т.е. формирует в сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
  • Обозначив цель, индивид определяет средства, необходимые для её достижения. На этом этапе важно правильно выбрать средства. Они должны соответствовать масштабам и характеру цели. По этому поводу есть хорошая русская народная пого­ворка - «Стрелять из пушек по воробьям». В ней говорится о том, что для мизерной цели были выбраны слишком мощные средства. Человек - существо ответственное, поэтому должен осознавать последствия своих действий. Никакая, даже самая гуманная цель не должна достигаться безнравственными сред­ствами. Цель не оправдывает средства. Иногда в выборе средств люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипа­ми, т. е. некоторыми общими, упрощёнными представлениями о каком-либо социальном процессе (например, крестьянин обрабатывает землю так, как это делали его отец, дед, прадед).
  • Действия - для реализации поставленной цели субъект прояв­ляет свою активность. Действия можно классифицировать так:
  • целерациональные (поведение ориентировано на цель, осо­знаются средства и побочные результаты его действий.);
  • ценностно-рациональные (индивид следует своим убеждени­ям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.);
  • аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стре­мится немедленно удовлетворить свою потребность в ме­сти, наслаждении, преданности и т. д.);
  • традиционные (основаны на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).
  • Результат - итог деятельности, реализованная на практике цель. Может существовать в виде предметов, зданий, сооруже­ний, произведений искусства. Результат не всегда будет точно соответствовать цели, он может превзойти её или быть значи­тельно хуже. Как не вспомнить знаменитую фразу В. С. Черно­мырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда…».

Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в раз­ные возрастные периоды преобладающим является определённый тип деятельности (рис. 7):

  • игра - её важными характеристиками является условный ха­рактер, возможность изменять условия, прервать, начать снача­ла, в ней важен процесс, а не результат. Игра занимает большую часть времени детей, способствует освоению ими социальных ролей, вырабатывает умение сотрудничать, соревноваться, приучает соблюдать правила, развивает фантазию. Игра зани­мает определённое место в жизни взрослого человека, но усту­пает учебной или трудовой деятельности.
  • учение - целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями. Занимает наибольший объём в общей деятельности человека в возрасте от 7 до 25 лет. Приобретение новых знаний, умений, навыков способствует становлению личности, формированию профессионала, готового к трудовой деятельности;
  • труд - направлен на достижение общественно-полезной цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей. Трудовая дея­тельность направлена на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

  • сознательно поставленные цели - производство определённой продукции, переработка природных материалов, создание ма­шин и механизмов и др.;
  • предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пласт­масса и пр.), на преобразование которых направлена деятель­ность людей;
  • средства и орудия труда - все устройства, приборы, механиз­мы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
  • используемые технологии - приёмы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произве­дённой в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат с одной стороны и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных произ­водственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой дея­тельности, зависит в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

  • работник должен владеть всеми приёмами и способами про­изводства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
  • квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудо­вого процесса (требование квалификации);
  • от работника требуется безусловное соблюдение законов о тру­де и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение за­данных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Деятельность человека - многогранное явление, поэтому суще­ствует большое количество критериев для её классификации (рис. 8).

Деятельность бывает:

^ В зависимости от субъекта: индивидуальной и коллективной.

^ По характеру: репродуктивной - творческой (вид деятельно­сти, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

^ По соответствию социальным нормам: законной - незаконной, моральной - аморальной.

^ По соотношению с общественным прогрессом: прогрессив­ной - реакционной, созидательной - разрушительной.

^ По сфере общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

^ По особенностям проявления человеческой активности: внеш­ней - внутренней.

Деятельность является главным условием формирования лично­сти. Процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Преобразуя окружающий мир, человек не только обеспечивает себя всем необходимым, но и самосовершенствуется, развивается. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Похожие публикации