Синтаксис научной речи. Научный стиль речи. Русский язык и культура речи

Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. В текстах научного стиля приводятся строгие определения понятий и явлений, каждое предложение логически соединено с предшествующей и последующей информацией по смыслу и различными языковыми средствами: в начале, в основной части, далее, затем, поэтому, так, следовательно, в итоге; во-первых, во-вторых, в-третьих, одни/другие считают, итак, таким образом.

В синтаксических структурах в научном стиле речи выдерживается объективность изложения при помощи «скрытости» автора. Информация дается в обобщенно-личных, безличных конструкциях (предложениях) или от имени 3-его лица множественного числа (мы): как нам кажется, нами выдвигается, нами делается попытка, нами проведенный эксперимент и др. Этим же объясняется и функционирование большого количества пассивных конструкций – в роли подлежащего выступает не субъект (производитель действия), а объект (предмет, на который направлено действие), например: Морское дно было изучено в начале XX века. Результаты анализы проверены .

Активные и пассивные конструкции выражают направленность действия на объект. Пассивные обороты речи характерны для научного стиля. Ср.:

Геофизики, геологи (И.п) тщательно исследуют зоны залежей полезных ископаемых. Зоны залежей полезных ископаемых тщательно исследуются геофизиками, геологами (Т.п.).

Научный стиль обладает рядом синтаксических особенностей. Простое предложение усложнено по составу и связям: широко употребляются причастные и деепричастные обороты, используются однородные члены с характером перечисления, а сложные предложения не так многочисленны. В среднем количественно простых предложений в научной речи столько же, сколько и сложных (49,7% и 50,3%), притом средний размер простого предложения – около 20 слов, а сложного – около 30. Среди сложноподчиненных предложений абсолютно преобладают предложения с одним придаточным (74,2%). Синтаксису простого предложения в научной речи свойственна двусоставность.

Логичность научной речи обусловила употребительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в большинстве случаев главные части информативно не являются главными, так как основное содержание передается придаточной частью, например: известно, можно сказать, необходимо рассмотреть, следует обратить внимание, особо подчеркивается и т.п. Известно, что проведение эксперимента является обязательным этапом в процессе научного познания. В статье особо подчеркивается, что охрана природы – дело общечеловеческое.



Упражнение 70. Прочитайте предложения, перестройте их с учетом норм научного синтаксиса.

1. Я исследую проблему экологии Каспийского моря.

2. Я рассматривала вопрос о том, как будет оплачиваться мой научный проект по этой теме.

3. Я получил гонорар за свое открытие через 30 лет.

4. Работы каждого ученого представляют собой шаг вперед к прогрессу науки и техники.

Упражнение 71. Дополните предложения придаточной частью по аналогии с образцом: Известно, что нефть относится к невосполняемым ресурсам.

1. Можно сказать, что … … . 2. Необходимо рассмотреть, что … … . 3. Следует

обратить внимание на то, что … . 4. Особо подчеркивается, что … … .

Упражнение 72. Изучите перечень конструкций, данный ниже. Найдите их в тексте «Нефть мирового океана», запишите. Определите, какие предложения в тексте являются простыми, а какие сложными.

В собственно научном подстиле господствует логический, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли, авторской аргументации, связи между явлениями. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градационных и резюмирующих слов (во-первых, следовательно). Предложения, как правило, повествовательные. Вопросительные предложения употребляются лишь при постановке проблемы, полемике. Порядок слов также отражает логическую направленность предложения.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Вместе с тем употребляются и простые предложения, лишенные книжной усложненности. Они выделяются своей «обычностью» на фоне книжного усложненного синтаксиса, поэтому их нередко используют для наиболее существенной мысли (аргумента, формулировки, вывода и т. п.).

Требование однозначности высказывания делает невозможными синонимические замены, особенно если это касается терминов, поэтому в научном подстиле нередки повторы, считающиеся нежелательными в художественной и публицистической речи (если они не несут там специальной функции).

Сложное предложение в собственно научном подстиле должно быть логически четким, поэтому усложненных конструкций немного. Части сложных предложений стилистически однородны, разговорные синтаксические элементы в них отсутствуют. Преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении и классификации.

Особенно широко распространены в точных науках свои, «научные» средства связи между предложениями в составе сложного синтаксического целого (пусть… – тогда…).

Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Устная форма вторична, так как она основана на заранее написанном тексте. Поэтому интонация, будучи тесно связанной с логической структурой предложения, имеет подчиненный характер; ей не свойственны какие-либо эмоционально-экспрессивные функции. Предложение с точки зрения ритмико-интонационной структуры представляет собой стилистически нейтральную фразу с ударением на конце фразы. Сознательное устранение оттенков – смысловых и эмоциональных – для однозначного выражения логической информации в процессе ее развертывания, предполагает прямой порядок слов и их строгую фиксацию в структуре предложения.

Синтаксис:

Широко используются словосочетания терминологического характера. Атрибутивные (прилаг. +сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т. к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т. к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводных слов и предложений. Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивный оборот: линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Синтаксические особенности научного стиля.:

  1. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические.

Цель: пополнить знания студентов о синтаксических особенностях научного стиля; развить умения и навыки анализировать особенности текста научного стиля речи.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

Ключевые слова темы;словосочетания терминологическогохарактера.

Синтаксические особенности научного стиля

Составлять простыераспространённые предложения с прямымпорядкомслов;

Использовать причастные,деепричастные оборотыиобособленные определения.

УпотреблятьСПП с разными придаточными

По окончании изучения темы студент должен уметь:

Понимать тексты научного стиля, беседовать по содержанию текста;

Выделять синтаксические особенности, формирующие научный стиль;

Составлять микротексты с учетом синтаксических особенностей, свойственных изучаемому стилю речи;

Участвовать в беседе – полилоге по теме занятия;

Ключевые слова и словосочетания: синтаксис, синтаксические средства, специфические черты, способы выражения, рубрикация, языковые средства, логическая связь

План:

Синтаксические особенности научного стиля речи.

Обсуждение сообщений на тему “Известныеученые в области изучаемой науки”.

Литература:

1. Абжанова Т.А. и др. Русский язык. Основной курс. Учебное пособие. Экономика. Алматы, 2011

2. Абаева Ж. Русский язык. Учебное пособие. Алматы. «Қазақ университеті» 2011

3. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. Алматы, 2005 г. 4. Имангалиева Г.С. Русский язык. – Астана,2005г., стр.124-126.

5. Стилистика русского языка. – Москва,1983 г., стр.164-175.

Теоретические сведения

Синтаксис. В научной речи преобладают простые повествовательные предложения, осложненные однородным членами предложения, причастиями и деепричастными оборотами, а также сложные предложения. Широко используются страдательные конструкции: анализу подвергается, создается положение и т.д.

Широко используются словосочетания терминологическогохарактера. Атрибутивные (прилаг.+сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т.к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

- Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т.к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

- Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть ». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными , деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводныхслов и предложений . Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространенывставные конструкции . Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные : линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные : следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивныйоборот : линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное . С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство . Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Синтаксис научного стиля речи

В научном стиле господствует логический,книжный синтаксис.Фраза отличается грамматической и смысловый полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли,авторской аргументации,связи между явлениями.Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинноследственных), градиционных и резюмирующих слов типа во-первых,следовательно и т.п.

По цели высказывания предложения,как правило,повествовательные.Вопросительные предложения употребляются редко,лишь при постановке проблемы,при полемикек и т.п.

В челом синтаксис строг,стилически однороден; в нем почти не остается места для эмоциональных разговорных эллиптических конструкций.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизывание существительных в форме родительного падежа (нанизывание падежей считается неуместным в других стилях).

В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Предтекстовые задания

Задание 1. Обьясните значения слов. Выделите среди них лингвистические термины.

Славяне, ответвление, ветвиться, говор, наречие, кириллица, оригинальный, глаголица.

Задание 2 . Объясните значения слов на основе морфемного анализа.

Восточнославянский, западнославянский, южнославянский, старославянский, древнеславянский, церковнославянский, индоевропейский.

Задание 3. Составьте предложения из данных слов, не меняя порядка их месторасположения, и расставьте знаки препинания

Славянский, язык, образоваться, праславянский язык, который, восходить, индоевропейский язык. Коренной, население, Россия, являться, носитель, русский, язык, который, относиться, восточнославянский, группа.

Задание 5. Произведите полный синтаксический разбор составленных вами предложений.

Задание 6. Прочитайте текст.

Славянские язык

Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки «выросли» из праславянского языка, корни которого уходят глубоко к индоевропейскому языку.

Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: 1) восточнославянские языки, 2) западнославянские языки, 3) южнославянские языки.Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так,восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления – русский, украинский и белорусский языки, а ветка русского языка имеет в свою очередь две основные ветви – северорусское и южнорусское наречия. Если же обратить внимание на дальнейшие ответвления, то будет видно, как в нем выделяются областные говоры.

В современном славянском мире существует 12 национальных литературных языков: три восточнославянских, пять западнославянских (польский, чешский, словацкий, верхнелужицкосербский и нижнелужицкосербский) и четыре южнославянских (болгарский, сербскохорватский и словенский).

Задание 7. Закончите предложения.

Прославянский язык является (чем)…

К восточнославянской группе относятся языки (какие)…

Носителями восточнославянских являются (что)…

К западнославянской группе относятся…

Носителями западнославянских являются (что)…

К южнославянской группе относятся…

Носителями южнославянских являются (что)…

Задание 8. Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения: а) соотношений частного и общего, части и целого; б) наличия, отсутствия…; в) сравнения, сопостпвления.

Задание 9. Сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите.

Внимательно прочитав теоретический материал к этой теме, на материале текста охарактеризуйте синтаксические особенности научного стиля.

Культура речи

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительгными, грамматическими, лексическими. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и использоватьих в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребность общения – важные принципы культуры речи. Эти прнципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов – приразработке ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи, в пропаганде лигвистических знаний в печати и по радио.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

Задание 1. Найдите в тексте абзацы, соответствующие заголовкам

1. Выразительность речи

2. Культура речи

3. Принципы культуры речи

4. Условие культурной речи

5. Правильность речи

Задание 2. Выпишите из текста лигвистические термины и терминосочетания. Пользуясь словарями, объясните их значение.

Задание 3 . Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних абзацев текста.

Задание 4. Выпишите из третьего абзаца текста абстрактые существительные.

Задание 5. Объясните значение следующих словосочетаний.

Внутренняя культура человека, уровень духовного развития, культура речи.

Задание 6. Постройте монолог-рассуждение на тему: «Культура речи является показателем внутреннней культуры и уровня духовного развития человека»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подберите текст по специальности и произведите анализ его языковых особенностей.

Задание 2. Подберите 5 терминов вашей специальности, имеющих в своем составе греческие или латинские словообразовательные элементы.

Задание 5. Перепишите. Укажите, от каких глаголов и при помощи каких суффиксов образованны причастия, входящие в состав данных предложений.

По мере приближения к рубежу третьего тысячелетия люди все больше задумываются над многими сложными проблемами, в том числе над так называемыми глобальными. Одной из черт, определяющих современность, является стремительное развитие науки и техники. Человек непродуманной хозяйственной деятельностью может нарушить гармонию, созданную природой за миллионы лет. Биологические характеристики организма человека, сложившиеся в результате длительной революции, не всегда вписываются в современное производство с его узкой специализацией и интенсификацией.

Задание 6. Выпишите из текста предложения, имеющие в своем составе причастные обороты. Перестройте их в сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

    Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

    Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

    В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа , а также курсовая работа и дипломная работа , примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

    название (заголовок),

    введение,

    основная часть,

    заключение.

    Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

    • название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем) ;

      название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой) ;

    Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

    • выбор темы исследования,

      описываются методы исследования,

      формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

    Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

    Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Похожие публикации