Как правильно вырезать икону из дерева. Резные иконы, панно. Марков Александр. Какое дерево применялось для живописи

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

3. клей ПВА,

4. кисточка,

5. шпатель,

6. платок или любая ткань.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали - чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно : отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа - салфетками.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную - обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла - очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Продолжение следует…

Для того чтоб собственноручно изготовлять деревянные резные иконы , в первую очередь нужно подобрать подходящий материал (древесину).

Наиболее оптимальным вариантом будет древесина липы, так как этот вид дерева лучше всего поддается обработке, благодаря своей структуре волокна (но можно также использовать и древесину ореха у него схожие с липой характеристики волокна). Выбирая материал, обратите пристальное внимание на то, чтоб дерево не имело: сучков, трещин, затемнение, и обязательно было хорошо просушенное. Потому что изделие, изготовленное из сырого дерева, со временем, высыхая, может деформироваться, что приведёт к нарушению цельности конструкции и изменению рисунка.

Работу своими руками начинаем из изготовления рамки, (все цифры даны для иконы стандартного размера): 11,5 сантиметров на 15,5 сантиметров. Для нее Вам потребуется 4 планки.

Две размерами:
1) длинна - 15,5 сантиметров.
2) ширина - 5,5 сантиметров.
3) высота - 5,0 сантиметров.
Это будут продольные стороны рамки.
И две размерами:
1)длинна - 11,5 сантиметров,
2) ширина - 5,5 сантиметров,
3) высота - 5,0 сантиметров.

Это будут поперечные стороны рамки.
На этих планках нужно выпилить стыки, расположив их так чтоб при соединении планок в рамку, внутренние углы составляли по 45 градусов, то есть, чтоб получился равносторонний прямоугольник.
После выпилки стыков на планки наносится рисунок узора, такой формы, чтоб на стыках образовалось совпадение линий (это нужно для более эстетического вида рамки), и можно приступать к вырезке. Старайтесь вонзать резец не глубоко, лучше сделать несколько легких надрезов, и лишний раз поработать резцом «стамеска», чем наделать дыр. Самим главным критерием рисунка должно быть выпуклость, потому резку нужно проводить, делая узор наружным, а не внутренним. Конечно, можно самому, решать какие, резцы использовать для выборки узора рамки, но как показывает практика лучше всего для этого подойдут резцы вида: «флажок», «стамеска», «выборка». Когда узор будет готов, его необходимо отполировать наждачной бумагой (используя с 100№ по 800№ покрытия), это нужно для придания окружности острым углам, и чтоб стереть слишком резкие границы перехода линий. Также ею легче добиться идентичности выпуклостей, если например Вам покажется, что одинаковые виды рисунка на двух разных сторонах получились не совсем одинаковые по размеру или объему. Завершив узор, наносим клей на стыки и соединяем планки в рамку. Перед нанесением клея стыки также нужно отполировать, это поможет точно подогнать их при соединении и предать конструкции вид изготовления из цельного дерева. Соединив рамку, ставим ее с тиски на 24 часа, так склеивание будет более плотным и крепким, если, нет подходящих тисков, используйте жгуты. Когда рамка будет готова, и склеена, нужно к ней прикрепить заднюю стенку. Можно на внутренней стороне рамки сделать выборку для помещения в нее стенки, используйте для выпилки канавок електро - лобзик. Материалом для стенки используйте лист ДСП, вырезав его по размерам рамки.

Следующим этапом будет вырезание «лика». Сначала берём кусок доски, размер которой приблизителен размеру образка, и наносим на нее контур желаемого рисунка, для вырезания по форме воспользуйтесь так же електро - лобзиком, не старайтесь вырезать точно по линиям, лучше сделайте просто приближенный к линиям обрез, так вы избежите риска обрезать лишнее. Когда это сделаете, подгоните края к нарисованному контуру (используя для снятия излишков резец, вида стамеска). На заготовку переносим «лик» выбранного Вами рисунка (заделайте это способом разбивания рисунка на квадраты и постепенное копирование квадратов) и приступаем к его выделке, когда лик будет вырезан, его контуры линий тоже, нужно отшлифовать, используя те же номера наждачной бумаги. Этим Вы предадите мягкость чертам облика святого, которого вырезали. После по желанию Вы можете разрисовать «лик» используя гелиевые чернила, блёстки, а можете просто оставить таким как есть.

Дальше следует изготовление арки. Ее верх стоит сделать квадратным и по размеру верхнего внутреннего проема рамки, так как она будет помещаться над «ликом» в самом верху иконы. Принцип изготовления тот же: рисунок контура, выборка по контуру, нанесение узора, выборка (вырезка) узора, шлифование контура и узора. Если желаете упростить задачу изготовления арки, сделайте узорчатую кромку, кант, резцом «стамеска» выберите середину полотна на глубину миллиметра 2, отшлифуйте выбранную поверхность. А узор нарисуйте грифельным карандашом, и обведите его «выжигателем», соблюдая нужную Вам глубину и ширину. Под аркой, по обе стороны «лика», должны располагаться «столбы». Которые, упираясь в нижнюю внутреннюю грань иконы, будут ее (арку) как бы поддерживать. Для их изготовления используйте планочки:
1) шириной - 1,5-2 сантиметров.
2)толщиной - 1,0 сантиметров.

А вот высота, их будет напрямую зависеть от размера арки, так как они должны быть плотно подогнаны между низом арки и внутренней гранью иконы. Можете сделать их просто фигурными, используя для изготовления токарный станок, только не забудьте что задний бок столбов должен быть плоским, значит, выточив округлое изделие его нужно распустить вдоль, надвое. А если хотите, сделайте их по системе изготовления арки: кант, выборка нутра по канту, нанесение узора, выжигание по узору. Или же по системе вырезания «лика»: наведение формы, выборка узора с приданием объема. Только не забывайте, что в любом варианте задний бок столбов должен быть плоским.

Над «ликом» нужно сделать нимб, над головой святого, для этого - в середину рамки на заднюю стенку приложите образ, обводите его по контуру, и уберите. У Вас на стенке иконы останется нарисованный контур. Возьмите циркуль, поставьте его острие на середину, так сказать, головы образа и нарисуйте круг такого размера,чтоб от контура верхней точки «головы» образа вверх к точки контуру круга расстояние составило 1 см. Это будет нимб над головой лика. Для его выделки можете использовать подходящие резцы или же «выжегатель». Рисунок на нимбе можно использовать любой какой вам хочется, но главное условие, нимб нужно сделать желтым, «золотым». Воспользуйтесь для придания цвета нимбу, желтой «морилкой», но нанести ее нужно только не посредственно на нимб, не выходя за приделы контура.

В завершающей стадии изготовления иконы нужно соединить все изготовленные части в одно изделие. Делаем это так: В рамку непосредственно на низ иконы, на заднюю стенку приклеиваем образок, таким образом, чтоб нимб был правильно расположен над головой «лика», сверху впритык к рамке - арку, а под нее по обе стороны «лика» установите столбы. Далее дайте клею время высохнуть (24 часа), покройте изделие «морилкой» и пусть постоит так где-то часов 12, чтоб она хорошо впиталась и высохла. Теперь наждачной бумагой №1500 нужно высветлить некоторые участки «лика» и рамки как бы придавая вид игры теней. Когда образ достигнет желаемого вида, вскройте изделие нитро лаком, он «вытянет» цвет, придав оттенкам насыщенность. Оставьте его сохнуть на 24 часа. По прошествии этого времени нанесите на изделие масляной лак, это сделает поверхность иконы глянцевой. Время сушки так же 24 часа. Когда и этот слой лака высохнет, ручная работа над иконой закончена.

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Похожие публикации