Ливадийский дворец. "модная жизнь" императрицы александры федоровны Имя императрицы любившей украшать дворцы экзотическими растениями

После посещения в 2013 году некоторых дворцово-парковых ансамблей под Петербургом и в Крыму, бывших летними резиденциями Российских монархов, было прочитано много литературы о самих парках и их создателях и вдохновителях. Тема "Роза - царский цветок ", открытая Людмилой Сергеевной (lsstep), побудила вернуться к впечатлениям 2013 г. С согласия автора продолжаю тему кратким рассказом о розах и Российских императрицах.

Российские императрицы, начиная с Екатерины II, по политическим соображениям, перешедшим в традицию, были все немецкими или датскими принцессами, впитавшими в себя с детства поклонение розе, пришедшее в Германию вместе с христианством.
При крещении, обязательном при браке с Великими князьями или императорами, принцессы получали русские имена.
Они подбирались созвучными одному из "девичьих" имен, которых у принцесс, как правило, было несколько, или в честь царственных особ.
Отчество Федоровна получили почти все в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая очень почиталась в доме Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Отсюда и совпадение имён и отчеств некоторых императриц.
Екатерина II получила имя и отчество в честь матери царствовавшей тогда Елизаветы Петровны.
Роза в Россию впервые попала лишь в XVI в., и в то время была, конечно, достоянием лишь царского двора и некоторых сановников. Петр I и здесь держит пальму первенства - выписывает на Русь голландских садовников и устраивает первые оранжереи, в которых и высаживаются розы, садовые или махровые, а до них на Руси был только дикий шиповник.

Уже более широкое распространение получила роза при императрице Екатерине II.
Царское Село - её любимая летняя резиденция. «Мое любезное, мое прелестное Царское Село».

При ней в Царском Селе на нескольких гектарах было разбито Розовое поле, где высажено большое количество роз, коллекция которых постоянно пополнялась из Голландии, Франции, Германии, Дании. На зиму цветы перемещались в теплицы. Тема розы присутствовала и во внутреннем убранстве дворца. На мебели, живописных плафонах их изображения столь естественны, что позволяют специалистам и в настоящее время определить их принадлежность к той или иной группе.
После смерти императрицы отношение наследников к Царскому селу определялось отношением их к Екатерине. При Павле парк приходил в упадок, розы постепенно исчезали, но Александр I, любимый внук Екатерины II, cтарался восстановить величие этой царской резиденции, а последующие хозяева совершенствовали владения уже по своему вкусу.
В наши времена сохранены красота и великолепие парка.

Как выглядят розарии в Царском селе сейчас можно посмотреть мои фотографии: Альбом с фото.

В 1796 году после вступления Павла на престол летняя резиденция царей была перенесена в Павловск, подаренный Екатериной II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось село Павловское, позже переименованное Павлом в город Павловск.

Если Екатерина II уделяла Царскосельскому парку внимание между великими государственными делами, то императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I , посвятила Павловскому парку свою жизнь. Это была страсть, которой она с великим наслаждением предавалась и тогда, когда Павел был рядом, и в его отсутствие, и особенно тогда, когда его не стало совсем. . Эта страсть спасла ее, позволила не сломиться, не озлобиться, несмотря на сложные взаимоотношения с Екатериной, которая лишила ее права воспитывать собственных детей Александра и Константина. Павловск стал ее любимым детищем, которое она могла формировать так, как считала нужным..
Мария Фёдоровна была натурой талантливой. Она хорошо рисовала, искусно вышивала, интересовалась литературой, пела и играла на различных инструментах. В Павловске она организовала первый в России литературный салон, а поэт Василий Жуковский стал её близким знакомым, творчество которого она всячески поощряла.

Особым увлечением Марии Фёдоровны были розы. Она отстраивает в парке Розовый павильон или Павильон Роз и окружает его цветами.
Под павильон перестраивается бывшая дача Багратиона, выкупленная в казну. Вокруг павильона создаётся замечательный розарий, откуда и пошло его название, написанное над главным фронтоном бронзовыми буквами «PAVILLON DES ROSES».

Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня. В свободном пространстве павильона выделялись ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.
До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны, Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.А. Жуковский, Н.М..Карамзин, И.А.Крылов, выступали талантливые музыканты.
После Марии Фёдоровны Павловск переходил по наследству Великим князьям, менялось отношение к усадьбе, средств на её поддержание не хватало, и по воспоминаниям художника Александра Бенуа в 1875 году состояние цветников было упадническое. В главе 32 "Лето 1875 года в Павловске» своих воспоминаний он пишет:
"Приманкой в Розовом павильоне служил мне вовсе не самый тот милый "помещичий домик", на фасаде которого написано по-французски: "Pavillon des Roses", и не тот садик, в котором погибало несколько чахлых розовых кустов, а служили приманкой детские игральные приспособления, стоящие здесь с самых дней Марии Федоровны".

В годы войны павильон и вовсе был уничтожен. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные украшения.
С весны 1944 года начались работы по восстановлению Павловского дворца и парка.
Воссоздание павильона было начато лишь в конце 1970-х гг. ХХ века и закончено в 1996 году.
Сейчас павильон восстановлен. В 2013, в год нашего посещения, он выглядел так.

Имя императрицы Марии Федоровны осталось навсегда связанным с розами.
В августе 2001 года в Павловске состоялся первый Международный фестиваль цветов “Парад роз”. Праздник носил имя легендарной “хозяйки Павловска” императрицы Марии Федоровны.
В последние годы он проходит под названием "Императорский букет в Павловске", а в июле 2014 года был посвящён 200-летию возвращения Александра I после победы в Отечественной войне 1812 года, и назывался «Великое торжество». Так современники назвали праздник, устроенный Марией Федоровной в честь сына в Павловске.

Современные розы Павловска можно посмотреть по ссылке (фото автора)
Альбом с фото

Работой многочисленных садовых мастеров, выписанных главным образом из Англии и Германии, летние царские резиденции всегда украшали обширные розарии, но увлечение императриц розами проявлялось в разной степени и в разных формах.

Следующей императрицей, страстно любившей розы, была Александра Федоровна, жена Николая I , сама ставшая настоящим украшением русского Двора. Она отличалась красотой, грациозностью, любезностью и весёлостью. Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем "А.Ф." всю жизнь. И она тоже платила ему большой симпатией.

Символом императрицы была белая роза. О своей свадьбе она писала:
«Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива. Посреди всех этих уборов я приколола к поясу одну белую розу». Белый цветок, освященный во время службы в церкви, приносит счастье в любви, в браке, и в её браке это поверье вполне оправдалось.
На родине в семье её звали “Blanchfleur”- белым цветком.
И Николай I создал настоящий культ "белой дамы", окружив Александру Федоровну вниманием и любовью. Ей посвящена строка В.А. Жуковского "Гений чистой красоты». Поистине, Александра Федоровна была гениальной женщиной - именно женщиной, других талантов, кроме какого-то особенного таланта женственности, у нее не было... Но она в них и не нуждалась. Благодаря своей женской гениальности она получила от жизни все, чего она только могла пожелать.
В 1829 году русская царская чета посетила Берлин. Отец, король Фридрих Вильгельм III, страстно любивший розы, устроил в своём розовом парке костюмированный рыцарский турнир с участием принцев прусского королевского дома, получивший название по любимому цветку Российской императрицы – «Волшебство белой розы». Все сооружения были увиты белыми розами. Все дамы имели украшения из белых роз, и в память об этом празднике каждая из них получала от императрицы серебряную розу, на листьях которой были вырезаны год и число.

Под впечатлением этого события розовод Франции, Жан-Пьер Вибен вывел гибрид галльской (прованской) розы с замечательным сладким запахом, нежного бледно-розового цвета (почти белого). Этот сорт и по сей день представлен во многих розариях и садах мира.

А в Петербурге её ждал подарок от Николая I в честь 30-летия - небольшой дворец, воздвигнутый в Петергофе, летней резиденции семьи, в духе английских загородных коттеджей. Так его и называли: Коттедж.

Дворец был отделан в псевдоготическом стиле, его гербом стала белая роза. И именно при Александре Фёдоровне главным украшением парка стали белые розы.
Период её царствования вполне можно назвать цветочным. На званых обедах и банкетах устраивались цветочные «реки», «озера» и «водопады». Особую роль играли цветы на балах. В аксессуарах бальных нарядов розам в цветочном многообразии всегда отдавалось предпочтение. Розы были в украшении платьев, волос, бальных сумочек, росписи вееров и carnet de bal (карне де баль)(бальных книжечек), искусственные розы прикреплялись к туфелькам.
В период 1823-1833 годов в моде попеременно были белые, зеленые и розовые шляпки, главным дополнением которых служила ветка розы в тон.
Для розы был создан алфавит любви, с помощью которого могли происходить объяснения.
Бальные причёски декорировались цветами, в моде был венок «а ля Тальони» из японских роз. В 1840-е годы появился даже термин «цветобесие», означавший восторженное восхваление артистов, которые забрасывались цветами.
Розы – живописные, серебряные, фарфоровые и живые - всегда и везде окружали Александру Федоровну.
Тысячи роз росли в Петергофе, на даче Александрия, на Царицыном острове, на Ольгином острове, у Розового павильона «Озерки» в Петергофе, который полюбила при первом же знакомстве с ним. В создании и устройстве многочисленных петергофских клумб отразились пристрастия и увлечения императрицы Александры Федоровны.

Сад и фонтан «Нарцисс» на Царицыном острове.
Е. Даммюллер по рис. К. Брожа.1860г

Воспроизведённый собственный садик Александры Федоровны. Фото И. Пащинской 2006 г.
В 1844 году вместе с другими цветами были куплены восемьсот кустов роз. В петергофских парках цвели кустарниковые розы сентифолия (Centifolia), ремонтантные (или дамасские), мускоза (Muscosa) или моховые. Неоднократно упоминаются розы семпефлоренц (Sempeflorens) или месячные, розы нуазет (Noisetteiana), бурбонские (Borbonica), розы банксия (Banksiae) или ползучие. В парках высаживались чайные розы одората (роза душистая, или роза чайная), множество гибридных сортов.

Современные розы Петергофа можно посмотреть по адресу (фото автора)
Альбом с фото

В последующем правлении императора Александра II летняя резиденция монархов переместилась в Крым, в Ливадию. Мария Александровна , жена императора, стала первой владелицей Ливадии,подаренной ей в 1860 году венценосным супругом: «В дар Любезнейшей супруге Моей Государыне Императрице Марии Александровне".
Крымский историк и писатель В.Х.Кондараки писал о новой императрице: «Ея Величество постоянно подает собою пример скромности и простоты. В нарядах этой, в полном смысле слова, святой матери никогда не замечали ничего резко отличительного, никаких дорогих безделушек, которыми так любили тщеславиться в то время приезжие из высшего круга».

Память о «розовых» пристрастиях матери в Дармштадте, любовь к розам свекрови Александры Федоровны, весь цветочный антураж бальных и официальных представлений, а также участившиеся публичные цветочные выставки в Петербурге, несомненно, послужили пробуждению у государыни интереса к садоводству и цветоводству. Кроме того, возникшее в 1858 году в Санкт-Петербурге Императорское Российское общество садоводства, руководимое профессиональными практиками-садоводами и учеными-ботаниками под попечительством высшей русской аристократии, способствовало повсеместному увлечению цветами в России. Почетными членами Общества в 1859 году стали императрица Мария Александровна и вдовствующая императрица Александра Федоровна (за год до смерти).
При создании прекрасного дворцово-паркового ансамбля в Ливадии Мария Александровна принимала самое непосредственное участие, давала советы садовникам, присылала растения. Ее рекомендации и пожелания ложились в основу ландшафтного оформления царской резиденции.
В 1863 году в парке появилась первая металлическая пергола, заказанная во Франции за 12000 франков с доставкой, прибыли так же 400 сортов роз для обсадки перголы и клумб. Эта пергола жива и поныне. Ее не уничтожили ни перестройки, ни войны, ни революции. Ей уже более 150 лет и она является редчайшим архитектурным сооружением и историческим памятником.

Розоводство в Ливадии переживало то взлёты, то падения. Много роз погибло в морозы 1874-75 гг.. Для восстановления в теплицах были привиты на шиповники около 4000 роз, но кончина Марии Александровны в 1880 году, а затем гибель Александра II вновь остановили все работы.

Следующая по времени императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III , став хозяйкой Ливадии, распорядилась расширить в имении цветочные питомники, чтобы можно было поставлять срезанные цветы в столичные царские резиденции круглый год.
Одна из оранжерей была целиком отдана под розы на выгонку. Именно при ней Ливадия превратилась в индустрию роз. Но рано овдовев, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительной и попечительской деятельности, а революционные события и трагическая судьба её семьи заставили вдовствующую императрицу покинуть Россию.

Императрица Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II и последняя Российская императрица, известна своей любовью к цветам. В Англии, где она жила у бабушки, королевы Виктории, цветы окружали её повсюду, такой мир она создала и в России. В цветах Александра Фёдоровна особенно ценила ароматы. В её гостиных (лиловой, зелёной, кленовой, полисандровой) согласно времени цветения сменялись букеты сирени, фиалок, роз, лилий, рододендронов.

Из духов императрица предпочитала "White Rose" фирмы Atkinsons.

Ливадия сегодня

Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из дворцовых оранжерей своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям.
Летней резиденцией царствующей семьи была Ливадия. Владельцы царского имения, их садовники, архитекторы и строители год от года вносили улучшения и преобразования в парковый ландшафт. Большие площади были заняты розариями и благоухание роз наполняло ароматом воздух Ливадии. Около 100 тысяч кустов было высажено к 1911 году, что превратило Ливадию в столицу роз юга Российской империи. Срезанные розы каждую неделю вагонами отправляли в другие города России.
В планах по благоустройству Ливадии согласно сохранившимся акварелям академика Н.П. Краснова 1909-1912 годов, предполагалось широкое использование роз по всей площади Ливадийского ансамбля. Но история распорядилась иначе. После Октябрьской революции розы попали в буржуазные пережитки, и, не получая должного ухода, стали интенсивно выпадать. Но всё-таки здравый смысл возобладал, и с 1923 года началось восстановление розового хозяйства Ливадии, и она вновь стала поставщиком роз в крупные города России. Война 1941-1945 годов разрушила всё, что было создано усилиями тысяч людей за сто лет существования Ливадии. Восстановление дворцово-паркового ансамбля началось интенсивными темпами в 1944-45 гг в связи с проведением Ялтинской конференции в сохранившемся белом дворце.
Императрице Александре Фёдоровне особенно нравились белые розы сорта "Frau Karl Druschki"" и очень ароматный сорт "Baroness Rothschild’".

Frau Karl Druschki
Baroness Rothschild

Зная о пристрастии императрицы Александры Федоровны к белым розам, в Итальянском дворике были высажены кусты только одного сорта – "Frau Karl Druschki", имеющей синоним "Снежная Королева". Росли в парке популярные сорта – ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Были ещё в Ливадии совершенно особые розы - сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.



Одна из этих роз называлась ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Imperatrice Alexandra Feodorowna’ (T. L.Levèque, 1896). Относилась она к группе чайных роз, имела светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагались поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. По утверждению Ю. Арбатской и К. Вихляева именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - "Александра, императрица России" – "Empress Alexandra of Russia" (T. William Paul, 1897)

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

Эта роза во французском издании «Journal des Roses» 1896 года описывается так: «Эта чайная роза – абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени. Она только что введена в торговлю господами Уильямом Полем и сыном, живущими в Уолтэм-Кросс близ Лондона. .
Окраска цветка – богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета. Эта окраска – абсолютно новая по яркости, по крайней мере, для роз чайной группы.
Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный.
По просьбе одного русского князя, посетившего Уолтэм-Кросс и пожелавшего поддержать их садовое заведение, этот сорт был посвящен Ее Величеству Императрице России».
Были и другие сорта, посвящённые императорским особам.
В 1825 году, в год коронации Николая I и Александры Федоровны, французской женщиной-садоводом Пеан-Сильвен создана роза "Imperatrice de Russie" и посвящена молодой императрице. Роза была гибридом дикорастущей галльской розы, имела нежно-розовый цвет и 40 лепестков.
В 1826 году Жан Лаффей розу свою «Catherine II», посвящает Екатерине Великой.
В 1829 г Жан-Пьер Вибер называет новую розу так же "Catherine II"
Сорт Лаффея сохранился в некоторых европейских коллекциях, но на территории России его нет.

Роза Сatherine II

В 1902 году Луи Левек выводит розу и называет её "Император Николай II" (‘Empereur Nicolas II’), относящуюся к чайной группе. Она имела крупные, (26-40 лепестков) махровые цветки темно-красного цвета. На Парижской весенней выставке садоводства 1902 года этот сорт был удостоен золотой медали.
Сегодня многое утеряно, однако на территории Ливадии еще сохранились некоторые уникальные экземпляры роз, посаженные 100-150 лет назад
Они до сих пор каждую весну и начало лета обильно цветут и радуют своим прекрасным видом гостей и жителей Крыма. К ним относятся старинные китайские виды, расположенные на металлической перголе у дворца, Rosa fortuniana и Rosa banksiae alba. Из садовых плетистых сортов там же находятся ‘Alberik Barbier’ и ‘Albertine’, завезенные и посаженные в 1911 году.
В 2011 году, французской фирмой «Meilland» была представлена роза ‘Ливадия’ – белоснежный сорт, шедевр современной селекционной науки. Она высажена у фонтана на партере перед входом во
дворец.
Роза Livadia

Много роз названо в честь других членов царской семьи. Систематизации роз в усадьбах императорских и дворянских посвящены книги Арбатской Ю.Я и Вихляева К.А. "Императорский розовый сад" и "Розовый сад российского дворянства".

Составлено по материалам интернета: Википедии, исторических сайтов, работ Арбатской Ю.Я и Вихляева К.А., Ирины Пащинской, Е.Гладковой - главного хранителя Дворцов музеев и парков г. Пушкина.
Газета "Вперед", 1962 год
Александр Бенуа "Жизнь художника (Воспоминания, Том 1)".

(фотоальбом комнаты).

Большую часть дня Александра Федоровна проводила в нем, занимаясь рукоделием, читая, разбирая корреспонденцию. В этой комнате было сосредоточено все, чем жила императрица: книги, пианино и ноты, корзинка с рукоделием, принадлежности для рисования и разные настольные игры, сложенные в коробки.

Кабинет был выдержан в излюбленных ею бледно-лиловых тонах, поэтому получил название Лилового, или Сиреневого. Стены Кабинета были затянуты шелком сиреневого цвета, нижняя часть отделана деревянными панелями, окрашенными под слоновую кость эмалью.

Вся комната заставлена самой разнообразной мебелью, расположенной с подчеркнутым стремлением к уюту. Для Сиреневого кабинета фабрика Мельцеров изготовила более 30 предметов лакированной мебели, причем «срок исполнения главных означенных работ, включая составление рисунков, шаблонов, моделей - 2 1/2 месяца»!.. При этом следует помнить, что Мельцер не только изготовил мебель, панели, «облицевал пианино в стиле комнаты», но и поставил таганы, осветительное оборудование, камины, ткани на стены и оконные приборы.

Мебель - лиловая с белым - была расставлена особым образом, создавая несколько уютных уголков. Прекрасно отделан потолок, украшенный фризом в стиле Людовика XV… Столы, кресла, диваны и стоящее в комнате пианино покрыты также белой эмалевой краской под слоновую кость.

На стенах, полках, столах и шкафчиках размещались фотографии, миниатюры, сувениры, книги, ноты, корзинки с рукоделием, принадлежности для рисования, настольные игры. Здесь находится несколько сотен фотографических снимков. Вазы и фарфоровые безделушки- датского и русского производства.

Как и в других комнатах, по моде того времени, живопись соседствовала с репродукциями известных картин; преимущественно на религиозные сюжеты. В комнате много фотографий родственников на этажерках и полочках и в шкафах вдоль стен Сиреневого кабинета хранилась личная библиотека императрицы, насчитывавшая более тысячи книг - большей частью сентиментальные английские, немецкие и французские романы и русская религиозная литература.

Наряду с творениями патриархов церкви, можно встретить и брошюры „для народа" - „Слово жизни", „Благословения с Афонской горы" и т. д., и т. п. В нескольких экземплярах имеются жития угодников, прославленных и причисленных к „лику святых" в царствование Николая II: Анны Кашинской, Феодосия Черниговского, Серафима Саровского, Иосафа Белгородского и Иоанна Тобольского.

Любимое кресло императрицы

Здесь всей семьей пили чай, который подавался, по английскому обычаю, в пять часов пополудни, а также и читали вслух. Николай И декламировал мастерски, причем не только на русском языке, но и на английском и французском.

Из дневника фрейлины и подруги Александры Федоровны- Анны Вырубовой:

"Большую часть дня Императрица проводила у себя в кабинете, с бледно-лиловой мебелью и такого же цвета стенами (любимый цвет Государыни). Оставшись вдвоем с Государыней, я часто сидела на полу на ковре возле ее кушетки, читая или работая. Комната эта была полна цветов, кустов цветущей сирени или розанов, и в вазочках стояли цветы. Над кушеткой висела огромная картина "Сон Пресвятой Богородицы", освещенная по вечерам электрической лампой. Пресвятая Дева изображена на ней спящей, прислонившись к мраморной колонне; лилии и Ангелы стерегут ее. Подолгу я смотрела на этот прекрасный облик Богоматери, слушая чтение, рассказы или разделяя заботы и переживания наболевшей души моей Государыни и друга.

Тишину этой комнаты нарушали звуки рояля сверху, где Великие Княжны поочередно разучивали одну и ту же пьесу, или же когда пробегут по коридору и задрожит хрустальная люстра.

Иной раз распахнется дверь, и войдет с прогулки Государь. Я слышу его шаги, редкие и решительные. Лицо Государыни, часто озабоченное, сразу прояснялось. Государь входил ясный, ласковый, с сияющими глазами. Зимой, стоя с палочкой и рукавицами, несколько минут разговаривал и, уходя, ее целовал.

Около кушетки Государыни на низком столе стояли семейные фотографии, лежали письма и телеграммы, которые она складывала и так иногда и забывала, хотя близким отвечала сейчас. Обыкновенно раз в месяц горничная Маделен испрашивала позволение убрать корреспонденцию. Тогда Императрица принималась разбирать свои письма и часто находила какое-нибудь письмо или телеграмму очень нужную."

Источники:

  1. Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.
  2. Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с.
  3. Царскосельская мебель и ее коронованные воадельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  4. Дненик А.Вырубовой (Танеевой). Страницы моей жизни

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Ювелирные сокровища Российского императорского двора Зимин Игорь Викторович

Ювелирная коллекция императрицы Александры Федоровны

Императрица Александра Федоровна, как и все немецкие принцессы, приехав в Россию, имела очень скромный набор девичьих колечек. С другой стороны, она была внучкой английской королевы Виктории, и ее коллекция ювелирных вещей начала формироваться с детства. Как известно, подарки на Рождество, дни рождения и тезоименитства носили обязательный характер.

Императрица Александра Федоровна в одной из коронных диадем

После обретения статуса императрицы в ноябре 1894 г. в распоряжении Александры Федоровны оказались совершенно запредельные для нее финансовые средства. Но при этом она полностью сохранила привычку бережно относиться к деньгам. Поначалу она относилась к широким тратам, столь обычным для Российского Императорского двора, настороженно, постепенно привыкая к суммам счетов. Со временем, получив рычаги управления финансами семьи, она по-прежнему относилась к каждому рублю, как к последнему в семейном кошельке. Александра Федоровна всегда помнила о том, что в любой момент может наступить черный день. Поэтому она весьма трепетно относилась к драгоценностям, понимая, что их компактность и огромная ценность могут выручить семью, если этот черный день наступит.

За 23 года царствования Николая II императрица Александра Федоровна стала очень богатой женщиной. Одним из проявлений этого богатства стала ее ювелирная коллекция. К 1917 г. она располагала блестяще подобранной коллекцией ювелирных изделий на баснословную сумму. По некоторым оценкам, ее стоимость составляла около 50 млн долл. в ценах 1917 г. Примечательно, что свою коллекцию драгоценностей Александра Федоровна хранила буквально под рукой, в своей спальне Александровского дворца Царского Села. Часть коллекции хранилась на половине императорской семьи в Зимнем дворце. Эти драгоценности не лежали мертвым грузом. Александра Федоровна активно их использовала как в повседневной жизни, так и во время парадных выходов.

Начало формированию ювелирной коллекции Александры Федоровны было положено в апреле 1894 г. во время уже упоминавшейся помолвки в Кобурге с наследником-цесаревичем Российской империи. Тогда свадебный подарком цесаревича стал перстень с розовой жемчужиной, жемчужное ожерелье, брошь из сапфиров и бриллиантов, уникальная цепочка-браслет с подвеской из крупного изумруда. Будущий тесть Александр III прислал невестке роскошное жемчужное колье.

Большая диадема с жемчугами. Работа первой четверти XIX в.

Говоря о формировании ювелирной коллекции Александры Федоровны, следует учитывать и особенности взаимоотношений между свекровью и невесткой. Между ними сразу же возникло некое напряжение. Причин было много. Мы уже упоминали о том, что церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны состоялась ровно через неделю после похорон Александра III. Усыпанная коронными бриллиантами вдовствующая императрица Мария Федоровна, конечно, делала положенное счастливое лицо, но чего это ей стоило… 16 ноября 1896 г. она писала сыну Георгию: «Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание… Быть обязанной вот так явиться на публике с разбитым, кровоточащим сердцем – это было больше чем грех, и я до сих пор не понимаю, как я могла на это решиться».

В числе прочего был и вопрос использования коронных драгоценностей. Дело в том, что еще будучи царствующей императрицей, Мария Федоровна, пользуясь своим правом, подобрала себе из числа коронных бриллиантов коллекцию, которая не имела себе равных. Овдовев, она продолжала их носить, поскольку, согласно указу Павла I, вдовствующая императрица имела право первенства над правящей императрицей. Александра Федоровна была честолюбива и отметила для себя, что императрица-мать не собирается уступать ей коронные бриллианты. Речь шла даже не об уникальности или дороговизне этих изделий. Речь шла о женском первенстве. В 1894 г. Александре Федоровне исполнилось 22 года, а вдовствующей императрице-матери исполнилось 47 лет, но уступать поле боя она совершенно не собиралась. Поэтому Александра Федоровна была вынуждена пользоваться теми украшениями, которые «традиционно носила цесаревна; к тому же в ее распоряжении были большие и старомодные диадемы Екатерины II, которые оказались слишком тяжелы для императрицы Марии». Отчасти это подтолкнуло ее к формированию собственной ювелирной коллекции.

Упомянем и то, что стремление молодой императрицы сформировать свою ювелирную коллекцию, в том числе и из вещей в столь любимом ею стиле модерн, вызывало непонимание в большом свете Петербурга. Одна из мемуаристок упомянула в дневнике 1 ноября 1897 г.: «Молодая царица так избалована, что ей ничто не по вкусу, самые дорогие бриллианты и проч. – все ей мало, все не нравится».

Императрица, как и всякая женщина с возможностями, любила и разбиралась в драгоценностях. За 1895–1896 гг. Александра Федоровна купила много ювелирных изделий. Массовые закупки ювелирных изделий императрицей начались в 1896 г. В мае и июне прошли два счета (на 3025 руб. и 420 руб.) от К. Фаберже. В числе приобретенных предметов значатся портсигар зеленой эмали (750 руб.), электрическая лампа «Дельфин» (800 руб.) и пр. О том, что это были подарки, свидетельствует то, что все вещи покупались «в складчину», о чем есть помета на счете Николая II: «Подчеркнутые цены пополам императрица Александра Федоровна и Я».

Императрица, как и вся царская семья, высоко ценила талант мастеров фирмы К. Фаберже и покупала в его фирме вещи вплоть до 1917 г. Конечно, для императорской четы ювелирные изделия не замыкались только на вещах «об Фаберже». Супруги охотно покупали ювелирные изделия и других мастеров, в том числе и вещи «работы художника Tifany». С февраля по март 1899 г. в Петербурге в музее барона Штиглица проходила Международная художественная выставка, устроенная редакцией журнала «Мир Искусства». Эту выставку посетила императорская чета и дипломатично приобрела две вазы «от Tifany» за 353 руб. Однако вазы «от Tifany» были только эпизодом, а вещи «от Фаберже» – повседневностью.

Так, в 1896 г. императрица приобрела в магазине К. Фаберже множество мелочей, но на очень приличную сумму – 8899 руб. 50 коп. Среди них были фигурки животных (21 шт.), три пары запонок, два крестика, 11 рамок для фотографий, стаканчик, чашка, пряжка, складень, образок, медальон, две лупы, пагода, мольберт, записная книжка, булавка и ножик. Судя по дате, это были подарки на Рождество.

Тогда в январе 1896 г. молодая императрица Александра Федоровна впервые приняла участие в череде традиционных больших императорских балов в Зимнем дворце. Естественно, молодые супруги переживали, как пройдет их дебют в новом качестве?

11 января 1896 г. состоялся первый большой придворный бал. С учетом того, что это был первый бал нового царствования, разослали достаточно много приглашений (3500), фактически на бал явились 2500 чел. Естественно, дамы внимательно отследили все особенности наряда императрицы и, конечно, ее ювелирные украшения. Один из мемуаристов упомянул, что Николай II был в «алом конногвардейском мундире», а императрица Александра Федоровна «в бледно-зеленом» платье «с рубинами».

Император Николай II впитал русскость своего отца с детства. И сам, в свою очередь, продолжил традицию «исторических» балов. В какой-то мере это было демонстрацией идеологической преемственности. Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г. стал последним большим балом Империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. „весь“ Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи». Уточним, что большие балы в Зимнем дворце были и позже, однако именно этот бал врезался в память современников, как «последний бал Империи».

Николай II в маскарадном костюме. 1903 г.

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов были привлечены десятки портных. Так же, как во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича.

Отметим, что «малый царский наряд» Николая II был, действительно, отчасти подлинным. Эскиз костюма для царя разработал директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник Санкт-Петербургских Императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля выписали 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II отобрали 16 предметов. В их числе жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного, царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.

Великий князь Александр Михайлович. 1903 г.

Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, которому помогали две портнихи, имена которых не сохранились. Царская шапка была изготовлена в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века… Аликс выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. …Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».

Знаменитому балу предшествовала только одна генеральная репетиция, которая состоялась 10 февраля 1903 г. Все танцующие прорепетировали предполагавшееся действо в Павильонном зале Зимнего дворца. Все дамы были в сарафанах и кокошниках, мужчины в костюмах стрельцов, сокольничих и пр. Отсматривала подготовленный «материал» лично императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Предполагалось, что в этих костюмах пройдут три бала .

Великая княгиня Ксения Александровна. 1903 г.

На следующий день, 11 февраля , состоялся первый бал. Вечером гости начали собираться в Романовской галерее Зимнего дворца. Затем участники, шествуя попарно, отдавали русский поклон хозяевам бала в Большой (Николаевской) зале. Потом состоялся концерт в Эрмитажном театре. После спектакля в Павильонном зале участники бала танцевали «русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где сервировали вечерний стол. Затем участники бала проследовали опять в Павильонный зал, и вечер завершили танцами.

13 февраля 1903 г. состоялась вторая часть бала. Участие приняли 65 танцующих офицеров в костюмах XVII в. Члены царской семьи собирались в Малахитовой зале, остальные в прилегающих помещениях. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с вином и чаем – в Малахитовой столовой. После ужина хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часу ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения трех специально подготовленных танцев: русского, хоровода и плясовой. Кавалерами были кавалергарды, конногвардейцы и уланы.

14 февраля состоялся заключительный третий бал, который прошел в доме у графа А.Д. Шереметева.

Как мы уже упоминали, часть ювелирного убранства с костюма императрицы Александры Федоровны по сей день находится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Свои ювелирная предпочтения Александра Федоровна сохранила буквально до 1917 г. Если мы посмотрим счета императрицы за 1914 г., то мы увидим также три солидных счета из магазина К. Фаберже: 17 августа – на 1245 руб.; 22 августа – на 25 560 руб. и 18 декабря – на 1845 руб.

Комментируя динамику и номенклатуру ювелирных приобретений императрицы в 1914 г., хотелось бы отметить, что покупки на очень серьезные суммы были сделаны императрицей именно во второй половине августа 1914 г., когда Россия уже вступила в Первую мировую войны. При этом в ряде исследований справедливо обращается внимание, что после начала войны объемы закупок в магазинах Фаберже и других ювелиров резко выросли. Объясняется это тем, что русская аристократия после начала войны начала вкладывать свободные средства в драгоценности, страхуя свои сбережения на случай военных потрясений и инфляции. В этом контексте счет от 22 августа 1914 г. от Фаберже на 25 560 руб. очень характерен, тем более, что практицизм императрицы общеизвестен.

Императрица покупала ювелирные изделия и у других мастеров. Например, у Эдуарда Болина. В 1895 г. он представил императрице два счета (23 января и 9 марта) на подарки к Пасхе. Среди приобретенных драгоценностей упоминаются брошь бриллиантовая (120 руб.), яйцо голубой эмали с розами (45 руб.), яйцо красной эмали (70 руб.), яйцо рубиновое с бриллиантами (60 руб.), яйцо красной эмали с розами (45 руб.). Всего на 340 руб.

По двум майским счетам (13 и 28 мая) были приобретены: кольцо с сапфиром и бриллиантами (320 руб.), браслет с сапфиром и бриллиантами (1300 руб.), колье и два браслета с рубинами и бриллиантами (4440 руб.). Все эти вещи Александра Федоровна покупала пополам с мужем.

Также среди ювелиров императрицы постоянно упоминаются имена Бутца, Гана, Гау, Грачева, Кехли, Кузнецова, Любавина, Овчинникова. Большинство приобретаемых ювелирных вещей дарилось. Кому и что дарили? Подарки дарили родственникам, близким ко двору сановникам, фрейлинам, врачам и т. д. Любопытно, что ювелирных подарков удостаивались даже слуги. Так, в конце 1895 г. Александра Федоровна, «сбросившись» с Николаем II, подарили деревенской кормилице великой княжны Ольги Николаевны «скромную» золотую парюру за 200 руб.

Ювелирам заказывались и такие эксклюзивные вещи, как каменная нефритовая печать с гравировкой Малого герба императрицы (450 руб.) и стальная печать с гравировкою Малого герба императрицы (240 руб.).

Значительная часть ювелирной коллекции Александры Федоровны составилась из подарков родственников. Ежегодно, на именины и тезоименитство она получала подарки от мужа, тещи и многочисленных родственников. Кроме этого, по традиции после рождения детей благодарный муж дарил жене дорогие ювелирные подарки.

Николаю II импонировала слабость жены к ювелирным украшениям. Императрица умела произвести впечатление, появляясь на официальных выходах усыпанная бриллиантами. Николай II постоянно дарил жене дорогие ювелирные подарки. Некоторое представление о них можно получить из писем камер-фрау императрицы М.И. Герингер. Там есть упоминания, что в мае 1903 г. царь подарил Александре Федоровне алмазную брошку с розовыми топазами. В июне 1903 г. на именины Николай II подарил жене крест, украшенный 11 большими алмазами, большую брошку с пятью большими и девятью маленькими аквамаринами, гребенку «Galique» с тремя большими и маленькими алмазами. Серебряную цепь с 12 шарами, сделанными из различных драгоценных камней, подарила старшая сестра, великая княгиня Елизавета Федоровна. На Рождество 1902 г. Николай II подарил Александре Федоровне диадему, украшенную маленькими алмазами и пятью розовыми топазами. И таких примеров множество.

И.С. Галкин. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1894 г.

Императрица Александра Федоровна. 1899 г.

Поскольку царственные супруги мало где бывали, ведя замкнутый образ жизни, переехав на жительство в Александровский дворец Царского Села, императрица использовала свою ювелирную коллекцию для того, чтобы ежедневно появляться на ужине (в 8 часов вечера) «в открытом платье и бриллиантах».

Эта семейная традиция одевать бриллианты к обеду сохранялась вне зависимости от того, где находилась императорская чета, в своей постоянной резиденции или на отдыхе, на императорской яхте «Штандарт». На яхте, как и во дворце, обед начинался в 8 часов вечера. К обеду все приглашенные переодевались, и после того, как все собирались в большой столовой яхты, выходила императрица Александра Федоровна. В отличие от Николая II, который в повседневной жизни был достаточно демократичен, конечно, ни на секунду не забывая, что он император и на него постоянно устремлены десятки глаз, Александра Федоровна всегда демонстрировала, что она императрица, и она именно выходила «в массе драгоценных камней, и этот ассортимент менялся каждый день; если на государыне были надеты бриллианты, то они были и на голове, в диадеме, и на руках, в браслетах и разных брошках. Если это были изумруды, то все состояло из них, так же с сапфирами и рубинами».

К.Е. Маковский. Портрет императрицы Александры Федоровны в коронационном платье

Лили Ден, которая вошла в ближний круг Александры Федоровны в последние годы перед революцией, свидетельствовала, что «перстни и браслеты императрица действительно любила и всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями (видимо, сапфиры)». Офицер яхты «Штандарт» упоминает, что «обыкновенно же государыня носила, кроме обручального кольца, только один громадный жемчуг и изумруд, довольно неважный, но, вероятно, дорогой по какой-нибудь памяти».

Императрица Александра Федоровна в Лиловой гостиной Александровского дворца

О ювелирной коллекции императрицы за пределами императорской семьи мало кто знал. Блистать в обществе она не любила, пренебрегая даже обязательными официальными церемониями. Поэтому к весне 1917 г. Временное правительство не имело точных сведений о структуре и ценности ювелирной коллекции императрицы. «Временные» просто попросили передать драгоценности «на сохранение» новым властям.

Императрица Александра Федоровна в Кленовой гостиной Александровского дворца

Следует отметить, что в ювелирной коллекции императрицы Александры Федоровны наряду с предметами колоссальной стоимости были довольно дешевые вещицы, дорогие членам императорской семьи за воспоминания, с которыми они были связаны. Например, в летний сезон 1909 г. офицеры императорской яхты «Штандарт» «завели обычай подносить княжнам маленькие подарки в день ангела и рождения, и в этом году Татьяна Николаевна получила первую брошку, которая изображала спасательный круг из белой эмали, с флюгаркой. Великая княжна была очень горда, что первая получила этот пустяк, а не какую-либо драгоценность от Фаберже». Характерно, что мемуарист особо подчеркивает тот факт, что безделушка была заказана офицерами не у официально привычного Фаберже, а у обычного петербургского ювелира Кортмана.

Возвращаясь к лету 1917 г., надо сказать, что Александра Федоровна передала Временному правительству то, о чем было хорошо известно: знаменитые пасхальные яйца мастеров К. Фаберже и ряд изделий, которые с трудом поддавались транспортировке. А поскольку у Временного правительства начали стремительно нарастать политические проблемы, то Александре Федоровне удалось сохранить практически всю свою коллекцию драгоценностей и некоторую ее часть она вывезла в Тобольск, а затем в Екатеринбург.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Капиталы императрицы Марии Федоровны Более интересен в денежном отношении разговор об императрице Марии Федоровне. Это была женщина, привыкшая жить на широкую ногу, как и положено цесаревне и императрице. У нее был прекрасный вкус, и она считалась одной из

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Ювелирный альбом Марии Федоровны В перечне коронных бриллиантов в Бриллиантовой комнате (Кладовой № 1) Зимнего дворца главное место занимали, конечно, женские украшения. Да и сам перечень коронных бриллиантов во многом сформировался благодаря усилиям нескольких

Из книги Пинакотека 2001 01-02 автора

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Евгений Рубин Французская коллекция Якова ЗубаловаАнастасия Старовойтова 1. Яков Константинович Зубалов (1876~ 1941) Фотография. 1910-е 2. Огюст Роден (1840-1917) Женщина и цветы. 1914 Мрамор 3. Пабло Пикассо (1881-1973). Купальщицы. 1920-е Бумага, карандаш 4. Хуан Грис (1887-1924) Натюрморт. Трубка и

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Массовая литература сегодня автора Николина Наталия Анатольевна

Коллекция незавершенного Энгра В правде я люблю то, что немного выходит за пределы нормального порядка вещей, некий риск, которого избегают, так как, я это знаю, правда может не быть правдоподобной. Энгр «Мои мысли - это мои шлюхи», - говорил Племянник Рамо, гуляя в садах

Из книги Русская Ницца автора Нечаев Сергей Юрьевич

Ювелирная коллекция великой княгини Ольги Федоровны Европейские невесты, становившиеся великими княгинями, также не блистали богатым приданым. Например, невеста великого князя Михаила Николаевича, дочь великого герцога Баденского Леопольда, в православии великая

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Александры Федоровны Огромную ювелирную коллекцию сумела собрать жена Николая I, императрица Александра Федоровна. Это удалось ей благодаря усилиям ее мужа, который любил и баловал свою «Белую розу».Прежде чем говорить о ювелирной

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Марии Александровны Если говорить о семье Александра II, то императрица Мария Александровна, как и все женщины, была неравнодушна к ювелирным украшениям. До нас дошло довольно много картин, написанных с императрицы Марии Александровны в

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Марии Федоровны Страстной любительницей драгоценностей во всем их многообразии была императрица Мария Федоровна. Конечно, императрицам по статусу было положено блистать в уборах из драгоценных камней. Но Мария Федоровна этому блеску

Из книги автора

Ювелирный альбом императрицы Марии Федоровны Домашние альбомы со стихами и рисунками были одной из дворянских традиций, в царских же резиденциях эта традиция трансформировалась в появление так называемых ювелирных альбомов. В эти альбомы заносились рисунки подарочных

Из книги автора

Ювелирная составляющая императорских завещаний Российские императоры всегда были ответственными людьми. Кроме того, они были богатейшими людьми своего времени. Поэтому к своему неизбежному уходу из жизни они готовились и на юридическом уровне, составляя завещания. При

Из книги автора

Приложение 2 Ювелирная коллекция великой княгини Ольги

"В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе того аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю, работавшему еще с основателем фирмы, поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат.
Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы"....

...."Что касается «Любимого букета императрицы», то он действительно создан в лаборатории Дома «Брокаръ и Ко», но только не Генрихом Брокаром. Во избежание путаницы изложим факты последовательно: в 1873 году Генрих Брокар очень удачно преподносит восковой букет Марии Александровне. Вслед за тем он создает духи «Букет императрикс». Молва тут же приписала им запах легендарного воскового букета, якобы его воссоздание и было пожеланием Великой Княгини.
Генрих Брокар умер в 1900-ом году, а в 1913-ом, к 300-летию дома Романовых, парфюмер дома «Брокаръ и Ко» Август Мишель создал «Любимый букет императрицы», который он же и восстановил в 1922 году уже под именем «Красная Москва». Как раз за удачно преподнесенный «Любимый букет...» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Из-за похожих названий два «Букета...» легко спутать или даже «слепить» в один. Аналогично - с Великими Княгинями: две Марии Романовы отличаются только отчеством. К тому же подарок в свое время получили обе, и обе - от Брокара. Одна от Генриха, другая - от его наследника.
Может, история с «Любимым букетом...» - тоже миф? И он не имеет отношения к «Красной Москве»? Тогда придется признать, что «Красная Москва» появилась ниоткуда или же восстановлена Августом Мишелем не из его рецепта, а из архаичного «Букета императрикс» - верится с трудом, не так ли?
Однако нельзя утверждать наверняка, что «Букет...» Августа Мишеля не был хотя бы частично заимствован из брокаровского - мы не располагаем даже его описанием, и сравнить ароматы невозможно."

..."В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы».
Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи - вдовствующей императрице Марии Федоровне в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды - только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Поэтому российский «Букет императрицы» ничем не напоминал тот, который создал Пьер Герлен.

Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества."

Информация о переиздании парфюма - не выпускается. Разные источники утверждают, что парфюм "Любимый букет Императрицы" переименован в "Красную Москву"

Александра Федоровна: интересы, вкусы, внешность


В 1960 г. Ольга Александровна так говорила об Александре Федоровне: "Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто была объектом клеветы. С навешанными на нее ярлыками она так и вошла в историю. Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее".

Прошло немало времени, но положение качественно почти не изменилось. Возникшие много времени назад отрицательные характеристики, изображающие в самом негативном свете Николая II, а особенно все это касалось Александру Федоровну. Некоторые авторы ей приписывают просто демонические черты и даже утверждают, что эта женщина изменила ход современной истории. Жизнь и внутренний мир последней Императрицы фактически никем беспристрастно не изучался. Лишь можно было читать цепь разнузданных бесконечных сплетен и умозаключений многих авторов из своей головы, ничего не имеющих общего с истинным миром Александры Федоровны. Даже внешность Аликс, как и память о ней, подвергнута отрицательным характеристикам. Вот, что можно прочитать из воспоминаний министра Н.К. Гире, когда он первый раз увидел Принцессу на балу в Зимнем дворце 29 января: " Алиса Гес­сенская некрасива, лицо красное и даже под бровями». Другой сподвижник Ми­нистра рассказывал всем и каждому, что у Алисы «походка неграциозная, средняя часть корпуса слишком выдаётся».

Конечно, это была неправда. Сохра­нившиеся изображения той поры свиде­тельствуют о несомненной красоте юной Принцессы, но люди видели то, что хоте­ли видеть. В истории жизни Александры Фёдоровны с этой своеобразной зритель­ной и умственной аберрацией восприя­тия приходится сталкиваться постоянно. Потом, когда Принцесса станет Цари­цей и начнёт олицетворять собой монар­хическую систему, то появятся уже и непримиримо-враждебные «эксперты», которые начнут измышлять небылицы не только касательно Её внешности, но Её духовного мира, умственных способ­ностей и даже психического состояния. Столичный бомонд придирчиво рассматривал молодую девушку, кото­рая могла стать супругой их будущего Монарха. Министр В.Н. Ламздорф, зафиксировал в своём дневни­ке мнение света: «Её находят менее кра­сивой, чем её сестра Елизавета, но у Неё более умное и более выразительное лицо, приятная и приветственная улыб­ка. В значительной степени англичанка, Она много говорит по-английски, осо­бенно с сестрой.

Впрочем, сохранились и совершенно иные отзывы об Александре Федоров­не, которые принадлежат людям объективным, сумевшим увидеть в молодой царице не только заурядное лицо маленькой немецкой принцессы. Великий князь Гавриил Константинович в мемуарах так писал о необыкновенной при­влекательности молодой Александры Федоровны: «Она была писаная красави­ца, высокого роста, она держала голову немного вбок. В ее улыбке было что-то грустное. Она была очень величественная, очень породистая. Редко можно встретить такую красивую и вместе с тем такую породистую женщину, с таки­ми изящными манерами». Но таких глубоких и внимательных наблюдателей, как Гавриил Константинович, среди обитателей петербургского света оказа­лось немного.

Вот еще одно воспоминание о внешности Александры Федоровны, принадлежит флигель-адъютанту С.С. Фабрицкому: "Она была в полном смысле слова красавицей, в которой соединялось все: царственная осанка, правильные черты лица, большой рост, правильная фигура, изящная походка, грация, большой ум, огромная начитанность и образованность, талант к искусствам, прекрасная память, сердечная доброта и т.п. Но у нее не было искусства очаровывать, не было умения и желания нравиться толпе.

Также как и Государь, Императрица была очень застенчива, не любила парадных приемов, балов, раутов и т.п. Застенчивость сказывалась на каждом шагу, а в особенности во время торжественных или прадных приемов. Наружно это выражалось каким то особенным выражением лица. Получалось со стороны впечатление, что Императрица в это время переживала нечто мучительное. Поэтому у многих, кто не знал близко Ее Величества, составлялось впечатление о ней как о женщине нелюбезной и неласковой".

Интересные воспоминания об облике Александры Федоровны в день их первой встречи оставила в своих воспоминаниях Лили Ден (подруга Императрицы): "Среди густой зелени неторопливым шагом выступала высокая стройная женщина. Это была Императрица! Сердце у меня забилось, я с восхищением смотрела на нее. Я даже не представляла себе, что она настолько прекрасна. Никогда не забуду ее красоту, открывающуюся мне в то июльское утро, хотя гораздо глубже в мою память врезался образ Государыни, вынесшей множество невзгод и страданий, - трогательный и святой образ. С милой улыбкой, глядя на нас с такой лаской, Императрица проронила: "Садитесь, прошу Вас". Моей нервозности как не бывало. Мне даже показалось, что Императрица сама стесняется. Но, как я узнала впоследствии, Государыне, как и ее кузине, Герцогине Файфской, свойственна была застенчивость в присутствии незнакомых лиц. Однако в Петрограде светская чернь в излишней застенчивости Александры Федоровны усматривала немецкую заносчивость. То же вслед за клеветниками, говорили и даже некоторые английские авторы."

Императрица, выросшая в одной из самых консервативных монарших семей Европы, она до последних дней оставалась верна ее жестким правилам. "Во многих отношениях Государыня была викторианкой, - писала Лили Ден. - Вместе с бабушкой (королевой Викторией) она разделяла приверженность закону и порядку, верность семейному долгу, неприязнь ко всему "модерновому". Свойственна была ей и расчетливость Кобургов, которая так раздражала светскую чернь".

Царица предпочитала скромные пастельные тона, прекрасно подходившие тону ее мраморного точеного лица и всей ее статной и собранной фигуре. Излюбленными оттенками были белый, кремовый, шафрановый, нежно-голубой, бледно-фисташковый, сиреневый, светло-розовый, а также лиловый, доминировавший в ее гостиной.

Весьма сдержанно она относилась к модным новинкам. Терпеть не могла фривольные шмиз а " la directoire с завышенной линией талии и слишком смелым декольте. Императрица не видела смысла в "хромающих" юбках, придуманных диктатором моды французом Полем Пуаре. Она считала неприемлемым экзотический гаремный стиль, не понимала, как дамы могут носить пестрые платья-халаты в китайском вкусе.

Царица предпочитая строгие и слегка консервативные платья с красиво ниспадающими складками, визуально удлинявшими ее фигуру. В них она выглядела элегантно и даже монументально. Своим пристрастием к строгим туалетам она нередко вызывала возмущение у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной любительницы многоцветья и рюшей. Ольга Александровна так писала об этом: "«Мама нравились броские, с отделкой платья, причем определенных цветов. Она никогда не учитывала вкусы самой Алики (как ее называла сестра Николая II), - Зачастую Мама заказывала платья, но Алики их не носила. Она прекрасно понимала, что ей идут платья строгого покроя...

Во время Высочайших выходов Александра Федоровна надевала парадные, но не слишком роскошные и броские наряды. В особо торжественные дни она облачалась в традиционное придворное "русское" платье, прозванное "императорскими доспехами" за тяжесть и неудобство. В нем она присутствовала на торжествах по случаю 300-летия дома Романовых. Фрейлина Анна Вырубова сообщала: "Несмотря на усталость, Государыня была поразительно красива в своем голубом бархатном русском платье, с высоким кокошником и фатой, осыпанном жемчугами и бриллиантами; на ней была голубая Андреевская лента".

Помимо парадных платьев в гардеробе Императрицы хранились формы тех полков, шефом которых она была. Мундиры ей, бесспорно, шли. В домашней обстановке царица носила удобные, красивые, но недорогие вещи, чрезвычайно простое, скромное белье из тонкого полотна с незатейливыми, но искусными вышивками. Императрица старалась обходиться без помощи слуг. По утрам самостоятельно принимала ванну, прибирала волосы, сидя перед зеркалом, убирала комнату, штопала и вязала как профессиональная мастерица. В дневных нарядах также ощущалось влияние сдержанного расчетливого викторианства. Царица предпочитала белые хлопковые или шерстяные платья, ансамбли из строгой блузы и юбки, а также чайные платья для традиционного "файф -о - клок". Лили Ден оставила описание одного из подобных нарядов:

"Государыня была одета в белое. Шляпка была драпирована белой вуалеткой. У нее было белое нежное лицо, но, когда она волновалась, щеки ее покрывались бледно-розовым румянцем. Рыжевато-золотистые волосы, синие глаза, наполненные печалью. Гибкий, тонкий, как тростинка стан. На шее великолепное жемчужное ожерелье. При каждом движении головы в бриллиантах ее серег вспыхивали разноцветные искры. На руке простой перстенек с эмблемой свастики - излюбленным ее символом возрождения, - с которой впоследствии было связано множество всяких домыслов и предположений, будто Императрица была склонна к оккультизму. Эти неуемные люди просто не понимали, что на самом деле значила для нее эта эмблема".

В холодное время Александра Федоровна надевала шерстяные и бархатные платья с небольшим количеством ювелирных украшений. "Императрица тогда была в ожидании наследника (имеется ввиду февраль 1904 г.), - писала А.Вырубова. - Помню ее высокую фигуру в темном бархатном платье, опушенным мехом, скрадывающем ее полноту, и длинном жемчужном ожерелье."

Хоть Императрица и считала каждую копейку, любила экономить даже на собственном гардеробе, но пользовалась услугами самых дорогих именитых закройщиц. Неприлично дорого стоили наряды у мадам Бризак, но отказаться от услуг этой ловкой, хитрой и талантливой мастерицы Александра Федоровна была не в силах. Среди других салонов-поставщиков Государыни были салон "Мадам Ольга" (принадлежавший Ольге Николаевне Бульбенковой), мастерская дамского портного Павла Ивановича Китаева, располагавшаяся на Невском проспекте д. 68, модная мастерская Надежды Петровны Ломановой-Каютовой в Москве. Также еще одним поставщиком явл. английский дом моды Redfern, клиентами которого были королева Виктория, принцесса Уэльская, королевы Дании и Португалии.

Императрица весьма внимательно подходила и к выбору тканей. В 1902 г. ее верным поставщиком стал купец Василий Иванович Костинский. Его магазин (Б.Конюшенная д.13) предлагал лучший выбор шелковых и шерстяных тканей, а также высококачественную хлопковую пряжу. Купчиха Алиса Александровна Гиссер (Галантерейная торговля И.Труфанова на ул. Гоголя дома с 1 по 9), снабжала Императрицу лучшим бельем, английским и французским, а также драгоценными кружевами, шитыми и плетеными. Меха поставлял купец I гильдии Павел Иванович Лелянов. Шляпки самых разнообразных фасонов, а также искусственные цветы изысканных форм и оттенков приобретали в магазине Матрены Платоновны Поповой на Караванной улице.

У Царицы часто болели ноги, и она могла носить лишь мягкие, легкие туфельки с длинными чуть заостренными носками. Атласной она предпочитала замшевую обувь с золотистого, шафранового оттенков или цвета слоновой кости.

В списке императрицы значатся и два парикмахера - Павел Петрович Пинассо и Генри Генрихович Делькроа. Впрочем, к их услугам Александра Федоровна прибегала в особых случаях, в домашней же обстановке предпочитала укладывать волосы самостоятельно. Лили Ден свидетельствовала: "Ее рыжевато-золотистых волос никогда не касались щипцы для завивки, прическу она предпочитала самую простую и лишь для праздников и важных приемов изменяла своей привычке и позволяла себе более замысловатую."

Императрицу сложно было уличить в чрезмерном внимании к себе. На прически и макияж она тратила минимум времени, не полировала ногтей - маникюр не любили ни она, ни ее муж. Однако Александра Федоровна прекрасно разбиралась в парфюмерии предпочитала тонкие, цветочные ароматы, в том числе запах сирени и ландыша, прекрасно подходившим ее сдержанным, элегантным нарядам. "Ее Величество любила всякие цветы, - вспоминала Лили Ден, - но в особенности лилии, магнолии, глицинии, фрезии и фиалки. Любовь к цветам сродни любви к духам., и Ее Величество не была исключением. Из духов она предпочитала "Белую Розу" парфюмерной фирмы "Аткинсон". Они, по ее словам, были прозрачными, без всякой примеси, и бесконечно ароматными. В качестве туалетной воды она использовала "Вербену".

Из драгоценностей Александра Федоровна более всего любила жемчуг, кото­рый украшал ее ожерелья, кольца, броши, серьги. Одним из самых известных ювелиров конца XIX - начала XX века считался «поставщик Его Императорско­го двора» Карл Фаберже». Изысканные безделушки, рамки для фотографий, сто­ловая посуда, уникальные ювелирные изделия изготовлялись в его мастерской, чтобы стать украшением европейских королевских дворцов, засверкать на ве­чернем туалете светских львиц, сделаться предметом гордости состоятельных людей. Сама Александра Федоровна любила драгоценности. Она умела их носить, знала, что когда, надлежит надеть, а когда украшать себя драгоценностями не следует. Обладать подобными вещами она стала лишь в России! В детстве и девичестве, кроме скромных колец и брошей, в ее распоряжении ничего не имелось. Однако она никогда не хвасталась стоимостью самих драгоценностей, хотя Ей принадлежали и уникальные ювелирные предметы.

Кроме любимого занятия рукоделия, Государыня любила проводить свободное свое время за чтением. Среди книг императрицы можно встретить многое - от ро­мантических повестей до научных книг и богословских трудов. На ее столе лежали издания по астрономии, философии. Но основным чтением императрицы остава­лись назидательно-религиозные книги, из которых она старательно выписывала ци­таты и целые главы в свою тетрадь. Она бессчетное число раз перечитывает книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или Идеальная семейная жизнь», переписы­вая оттуда некоторые фрагменты: «День свадьбы нужно помнить всегда и выде­лять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жиз­ни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счаст­ливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь...»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязан­ности», - вряд ли подобные сентенции могли заинтересовать светских дам, совер­шенно иначе относящихся к семейной жизни и своим обязанностям в ней.

Одной из главных книг для Александры Федоровны всю жизнь оставалась Библия, к которой она возвращалась каждый день. Любопытно, что на столике около ее дивана Священное Писание трогательно соседствовало с другой ее лю­бимой книгой «Происхождением видов» Чарльза Дарвина...

«Алике читает много, главным образом стихи, философские и религиозные произведения - и, на мой взгляд, слишком много, - вспоминал ее брат Эрни, - но у меня не хватало мужества бороться с этим, потому что в ее ближайшем окру­жении не было никого, кто был достаточно образован, чтобы удержать ее пыт­ливую душу в рациональных рамках».

В детстве Александра, как и все девочки ее круга получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармаштатской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной принцессы. Главным инструментом Императрицы было фортепиано. Ее музыкальный вкус выражался в любви к Вагнеру.

Став императрицей, Александра Федоровна не оставила своих занятий музыкой. Более того, после 1905 г. императри­ца пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Она играла дуэты с пианистом профессором Кюндингером, тот приходил к ней каждую неделю на несколько часов. Брала уроки пения у профессора Н.А. Ирецкой из Кон­серватории. Видимо, эти занятия были связанны с желанием императрицы петь дуэты со своими подросшими дочерьми. Николай II приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им Пятую и Шестую симфонии Чайковского. Те, кто слышал игру императрицы, утверждали, что «Ее Величе­ство была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом».

Александра Федоровна, по словам А.А. Вырубовой, обла­дала «чудесным контральто». Естественно, бывали и домаш­ние концерты. С императрицей пели дуэтом баронесса Мария Штакельберг (в девичестве Каульбарс), сестры Танеевы, гра­финя Эмма Фредерикс, а также «госпожа X и госпожа Z - две известные оперные певицы». Однако вскоре эти домашние концерты прекратились. Официальным предлогом стали про­блемы с сердцем, они возникли у Александры Федоровны примерно в 1908 г.

Снова обращусь к воспоминаниям С.С. Фабрицкого: "Императрица Александра Федоровна была редко образованной и воспитанной женщиной. По своим знаниям она была ходячей энциклопедией, при этом отлично рисовала, играла, знала рукоделия и владела несколькими языками в совершенстве. Любимый язык после русского, на котором через несколько лет царствования Ее Величество говорила и писала свободно и читала наших классиков, был английский, а затем французский. По немецки во дворце никогда не говорили, хотя Ее Величество владела им в совершенстве. Между собой Государь с Императрицей говорили на английском с исключительной целью, чтобы Его Величество не мог бы забыть этот язык. С детьми сначала долгие годы говорилось только по -русски, а затем по очереди по-английски и по-французски, дабы дать возможность Детям изучить практически эти оба языка".

Использованная литература -

1. Боханов А.Н. "Святая царица". -М.: Вече, 2006. - 304с.

2. Хорошилова О.А. Костюм и мода Российской Империи. Эпоха Николая II. - М.: Этерна, 2012. - 464с.: ил.

3. Зимин И. Взрослый мир императорских резиденций. - М.: Центрполиграф, 2011. - 560 с.

4. Крылов-Толстикович А. "Последняя императрица. Санни - Аликс - Александра. - М.: Рипол Классик, 2006. - 344 с.:илл.

5. Император Николай II. Откровения в подлинных воспоминаниях Свиты Его Величества. - / Сост.В.М. Хрусталев. - М.:АСТ, 2013. - 511 с.


Похожие публикации