Городецкий феодоровский мужской монастырь. Феодоровский монастырь в городце Архиерейское служение городецкий феодоровский монастырь

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Прежде он находился на берегу Волги; с 1700 - вдали от него, вследствие перемены в течении реки. Основан в 1164 вел. кн. Георгием Всеволодовичем на месте, освященном пребыванием Феодоровской иконы Божией Матери, издревле находившейся недалеко от Городца в часовне, где и был устроен Городецкий монастырь.


Общий вид Федоровского мужского монастыря. 1894 г. г. Городец, Нижегородская губерния

Монастырская церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери - древнего строения; по возобновлении она была освящена в 1767 в присутствии имп. Екатерины II, посетившей монастырь во время своего путешествия по Волге.

Здесь находилась прославившаяся в 1830 избавлением Балахны от холеры чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - список с вышеозначенной древней Феодоровской иконы, бывшей в монастыре, а по разрушении его татарами явившейся в 1239 на месте, где был основан Запрудненский Спасский монастырь (в Костроме).




В монастыре последовала кончина вел. кн. Александра Невского, возвращавшегося из Орды; имевшийся в обители во имя его храм, по преданию, построен на месте той кельи, где он скончался.



История Феодоровского монастыря знает много знаменательных событий, 19 мая 1737 года его посетила императрица Екатерина II, присутствующая на освящении храма во имя Божьей Матери Феодоры и пожаловавшая значительную сумму денег на восстановление разрушенных построек монастыря.
За годы советской власти храмы монастыря были утрачены.
12 сентября 2009 года Феодоровский монастырь был возрожден на Городецкой земле.

Икона Божией Матери ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ известна с 12 века. Она находилась в часовне близ старинного поволжского городка Городца. Где основан был мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ был главной святыней. 1239 году при нашествии монголо-татарских захватчиков икона исчезла из города. В этом же году Феодоровская икона Божией Матери стала молельным образом святого Благоверного Князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году Великий Князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого Князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. В конце 50 начала 60 годов 13 столетия млад. брату Александра Невского произошло явление чудотворного образа. Накануне явления многие жители Костромы видели воина с иконой Божией Матери на руках. В Воине многие узнали Феодора Стратилата. Событие это происходило в день УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. На след. день князь Василий Ярославович во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева, вблизи речки Запрудни. ОБРЕТЕННАЯ СВЯТЫНЯ БЫЛА КРЕСНЫМ ХОДОМ ПРИНЕСЕНА В КОСТРОМУ. и поставлена в соборном храме во имя ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА, после чего и стала именоваться ФЕОДОРОВСКОЙ

14 марта стар стил. 1613 года в костромском СВЯТО-ТРОИЦКОМ ИПАТЬЕВСКОМ мужском монастыре МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ перед ликом чудотворной ФЕОДОРОВСКОЙ иконы принял избрание Его Земским собором на Престол Государства Российского. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ФЕОДОРОВСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАЛ ОСОБО ЧТИМОЙ СВЯТЫНЕЙ ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ. А в память о событиях 1613 года был установлен 14 марта церковный праздник этого образа Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери хранится, как великая святыня в Богоявленско-Анастасьинском кафедральном соборе Костромы.

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ДАВНИХ ВРЕМЕН ПОЧИТАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ,КАК ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩАЯ СЕМЕЙНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ, РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПРИ ТРУДНЫХ РОДАХ. Эта чудотворная помощь от иконы Пресвятой Богородицы, празднование которой установлено в день начала служения Дома Романовых Богу и Народу Русскому, свидетельствует о том, что Дом РОМАНОВЫХ продолжает быть в очах Божьих Царствующим Домом. А церковный праздник ФЕОДОРОВСКой ИКОНы БОЖИЕЙ МАТЕРИ в день заступление Рода Романовых на Царское служение свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь остается верной Соборному Обету 1613 года, не смотря на то, что священство Русской Православной Церкви практически ни где не возносит молитв ни за грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (по женской линии), ни за усопших Царей и Цариц, в том числе и из Царствующего Дома Романовых.

Феодоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — .

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители .

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой. Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя , устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность. Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро - Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

Городецкий мужской монастырь во имя великомученика Феодора Стратилата (Городецкая епархия)

По мнению церковных историков XIХ века, Городец основан в 1151 году, а Феодоровский монастырь заложен уже в -м. По преданию, Феодоровский монастырь в Городце стал местом монашеского пострига и кончины св. великого князя Александра Невского .

Монастырь трижды подвергался разорению. В году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в – ханским князем Эдигеем.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор , вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева . В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский , впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

Документально подтвержденная история монастыря началась на рубеже XVII – XVIII веков, когда в более или менее мирных условиях начал возрождаться сам Городец, став крупным торгово-промысловым частновладельческим селом Балахнинского уезда.

В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский , ученик Серафима Саровского. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр (Каменский) , здесь он скончался и был похоронен.

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Храмы

  • Феодоровской иконы Божией Матери , кафедральный собор Городецкой епархии

Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось - он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы.

За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году - ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими. Не случайно, в 1767 году на освящении восстановленного после пожара храма в честь святой чудотворной Федооровской иконы Божией Матери лично присутствовала императрица Екатерина II. Позднее на монастырь была возложена важная миссия - хранить память о кончине на Городецкой земле святого благоверного князя. Во второй половине XIX - начале XX века Федоровский монастырь являлся главным очагом духовной и общественной жизни села Городца. При монастыре работали миссионерское братство, библиотека и больница. В 1867 году было открыто училище для малолетних послушников и детей селян, в котором обучались 50 мальчиков. В память о князе в 1869 году в монастыре было создано Александро-Невское братство, а спустя три года открылось начальное женское училище. Но в 1927 году Федоровский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась колхозная школа, а 80-метровая многоярусная колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена красной звездой и превращена в водонапорную башню. Еще семь лет спустя, в 1934 году, почти все здания монастыря подверглись разрушению как «не представляющие культурной ценности».

Вопрос о восстановлении Городецкого Федоровского монастыря поднимался в последние годы неоднократно, но только в 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец - XXI век» появилась реальная возможность его воссоздания.

В начале XX века монастырь представлял собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный невысокой каменной оградой. Он имел два соборных каменных храма: один пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (построен в 1765 г.), другой - в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 г.), и две церкви - в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона. Однако до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус монастыря.

В 2008 году благодаря спонсорской помощи ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в Городце началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери. В июле того же года специалисты Московского института археологии исследовали остатки фундамента Федоровской церкви, датируемые серединой - 2-й половиной XVIII века. После проведения археологической экспертизы остатки фундамента были удалены, а новый фундамент залит в точном соответствии с историческим расположением храма. Храм уже обрел голос: на колокольне установлено 12 колоколов, отлитых уральскими мастерами. Самый большой «отец»-колокол весит 1070 кг, два самых маленьких и звонких - по 6 кг каждый.



До 1917 года Федоровский монастырь неоднократно перестраивался, и в XX век вошел сформировавшимся архитектурным ансамблем. В его составе было 2 соборных храма: первый - холодный пятиглавый - был посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворной Федоровской иконе (возведен в 1765 г.). В 1872 году к нему пристроили южный (во имя великомученицы Екатерины) и северный (в честь великомученика Антипы) приделы. Второй храм - теплая соборная церковь во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского. Была возведена в 1798 году, позднее перестроена по проекту сына писателя В.И. Даля. В монастыре хранились особо чтимые православные святыни - древний список Пресвятой Богородицы Федоровской, икона Александра Невского с частицами мощей святого и др. Федоровский монастырь был закрыт в 1927 году.

Восстановление монастыря началось в 2008 году. 12 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил первый восстановленный храм Феодоровского монастыря - церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери.



Фёдоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известных личностей (среди которых князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни - Фёдоровской иконы Божией Матери. Между тем в истории обители остаётся множество моментов - это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счёт согласия нет, и нам остаётся полагать на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные. Одно из них повествует о том, что при основании Городца в ХII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы. Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины ХIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого "путешествия" существуют две версии. Первая. В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали - по его изображению в костромском соборе - великомученика Фёдора Стратилата. Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием - кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял - на молитвенную память о старшем брате - князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь точный список с неё, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине ХIХ века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разорённый в 1408 году ханом Едигеем, Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца ХVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нём снова стали развиваться ремёсла, появились богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году - уже на нынешнем месте (тогда здесь было "старое" кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери). На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1719 году Фёдоровский собор упоминается как отстроенный и освящённый ("об одной главе"). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара - все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году. В 1798 году была освящена тёплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского - при этои считалось, что её алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался знаменитый князь. Забегая вперёд, скажем, что этот храм, исполненный в стиле классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел кк физически, так и стилистически и был заменён новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освящённым в 1882 году. К тому времени в обители, помимо этих храмов, имелась ещё одна церковь - во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале ХХ века появилась и четвёртая - Пантелеймоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырём взметнулась пятиярусная колокольня-"свеча" высотой около 80 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрёл завершённость. Отметим, что у него было два подворья - в Нижнем Новгороде и Царском Селе. Никто тогда не мог предвидеть страшной беды для прославленной и процветающей обители.

В 1927 году большевики закрыли её. Действующим в ней до 1934 года оставался только тёплый Александро-Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, сбросив с неё все колокола и украсив завершение огромной красной звездой, помещения бывших келий заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение - как "не представляющего культурной ценности". Были разрушены все храмы и колокольня обители. Лишь в 2007 году благодаря программе комплексного развития территорий Городецкого района "Городец -ХХI век" у городчан появилась возможность воссоздать на этом месте обитель. С 2008 года Феодоровский монастырь стал восстанавливаться. Возрождён на прежнем месте и Свято-Феодоровский собор, с восточной стороны которого совсем недавно установили памятник благоверному князю Александру Ярославичу в монашеской схиме.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №161, 2015 год.

Похожие публикации