Анализ стихотворения есенина буря. Сергей Есенин ~ Буря Анализ стихотворения «Буря» Есенина

«Буря» Сергей Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

Анализ стихотворения Есенина «Буря»

Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, - благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - "Буря". Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее "настроении".

В первой строфе Есенин показывает, как от грома ухнул лес, как зашептались взолнованно камыши, как зашумели ветра... симфонию звуков дополняет, конечно, и то, как закачались деревья, дрогнули листья. И немного красок добавляет Сергей Есенин в картину бури - с веток летит золотая пыль.

Во второй строфе автор как бы притягивает к себе как к наблюдателю эту бурю. О пишет, что она плачет у окошка. А к его мутному стеклу наклоняются ветлы. Они даже качают головами и угрюмо смотрят. Создается тревожное и печальноеиощущение.

Третья строфа показывает, на что с опаской смотрят деревья. Вдали черные тучи, они, как грозные хищники, выползают. Река бушует, ревет сердито, поднимает воду. Сам автор употребляет сочетание "водяные кручи", которое прекрасно передает ощущение опасности. И в самой последней строке показана "сильная рука", которая и создает всю эту круговерть. Это символическая рука бури, природы, а, может быть, самой Вселенной.

Автор не только ощущает природу, но и угадывает некую высшую силу во всем. И он смотрит на нее с некой разумной осторожностью, как на великана, но без страха, без раболепстования. Есенин понимает, что бури в природе тоже, конечно, нужны. Конечно, травы перешептываются в страхе, листья трепут, сами люди вздыхают, но всей системе нужно обновление и очищение. Восхищаясь стихией, Сергй Александрович не бежит в центр бури, но смобтрит из теплого дома, понимая неизбежность "плохого": грозы, зимы, старения... В этом стихотворении он исподволь учит читателей принимать жизнь такой, какой она должна быть. И всегда получать удовольствие от этой жизни.

Анализ стихотворения Буря по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

    М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

  • Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!

    Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им

  • Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

    В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

  • Анализ стихотворения Перекресток, где ракитка Фета

    Произведение является частью цикла под названием «Гадания». Автор стремился погрузить читателя в воссозданную им атмосферу святочных праздников.

Анализ стихотворения Есенина «Буря»


Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, - благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

Анализ стихотворения «Буря» Есенина

«Буря» Сергея Александровича Есенина относится к ранней лирике поэта. В ней еще много ученического, подражательного, хотя и чувствуется, что молодой поэт пишет строго с натуры.

Стихотворение написано в период с 1913 по 1915 год. Его автору в это время около 20 лет, он уже перебрался из села в город, начал публиковаться, завел литературные знакомства – сначала в Москве, а потом и в Петербурге. Какое-то время он в одиночку боролся с трудностями, прежде всего, материальными, раз уж пошел вразрез с волей родных и не стал учителем, но в 1915 году уже навещает близких в Константинове. Тогда же он и готовит к печати свой дебютный сборник. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лишь одна рифма закрытая. Лирический герой – наблюдатель. Интонация сдержанная, что подчеркивают многоточия.

Перечислительная градация проходит через все стихотворение. Динамизм усиливает множество глаголов. Уже начало предвещает нечто большее, чем просто дождь. Видимо, довольно долго стояла засушливая погода. Собственно, это подтверждает полетевшая с веток пыль да «высохший ковыль». Обилие приставочных глаголов: зашумели, зашептался, понагнулись. Герой смотрит на происходящее из дома, сидя у мутного «окошка». Надо сказать, что описан именно момент бури, а не грозы, к примеру. Первым натиск стихии обрушивается на деревья. Дрогнули именно «листочки» — образ чего-то беззащитного. Олицетворения: охнул лес (это еще и инверсия), плачет буря (довольно распространенное сравнение), зашептался с эхом, дважды повторяются варианты слова «качать», выползают тучи, ревет река, ветки смотрят. Поэт широко использует прием инверсии: подымают кручи, мечет рука. Эпитеты просты (золотистых, пасмурная, сильная), иногда чрезмерны, как, скажем, в 10 строке: река и так ревет, да еще и сердито, и к тому же она еще и грозная. Природа не ждет ничего хорошего: с тоской угрюмой смотрят. Сгустились сумерки, вызванные ненастьем (полумгла). Смысл финальных строк несколько темен. Метафора, а по совместительству еще и сравнение, сводит воедино брызги воды и сильную руку, что «мечет землю».

«Буря» С. Есенина, опыт создания динамичной пейзажной зарисовки, впервые был опубликован только спустя 34 года после смерти поэта. Оно интересно как звено эволюции мастерства автора, нашедшего впоследствии собственную оригинальную ноту в описании природы.

Сергей Александрович Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка.

Иван Захарович Суриков

Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» - превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, — благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль - растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки.

Сергей Александрович Есенин и Айседора Дункан. Америка. Фото - 1922 год

Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему была Америка и насколько родной всегда оставалась деревня.

Похожие публикации