Религии марокко, ислам, марокко король, суфийские ордены морокко, история, фото. Описание марокко

География Марокко

Государство Марокко расположено в северо-западной части Африки. С запада Марокко омывается Атлантическим океаном, а с севера - Средиземным морем. Гибралтарский пролив отделяет страну от Европы, и здесь же проходит ее граница с Испанией. С востока Марокко граничит с Алжиром. Поскольку с недавних пор Марокко контролирует почти всю Западную Сахару, то уже можно считать Мавританию ее южным соседом. Следует также отметить, что на северном побережье королевства расположены 2 испанских анклава – города Мелилья и Сеута.

Горы Атлас занимают центральную часть страны и простираются дальше на юг. На севере Марокко расположены горы Риф. Высшая точка- гора Джебель-Туб-каль высотой 4165 м.

Столица Марокко – город Рабат, а самый крупный порт страны – город Касабланка.

Главными водными артериями королевства являются реки Мулуя, Тенсифт, Умм-эр-Рбия.

Государственное устройство Марокко

Марокко – конституционная монархия. Во главе страны стоит король. Исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, законодательная регулируется правительством и двухпалатным парламентом. Главой правительства является премьер-министр Марокко.

Погода в Марокко

Путешествовать в Марокко лучше всего весной (с середины марта по май), когда на деревьях появляется зелень, и осенью (с сентября по ноябрь), когда летний зной уже позади. Путешествуя зимой, будьте готовы к низким температурам в ночное время.

Язык Марокко

Официальными языками Марокко является арабский. Население горных регионов говорит на берберском. В северной части страны многие говорят на испанском и французском языке.

Религия Марокко

Государственной религией страны является ислам, его исповедуют 99% населения. 0,8 % граждан являются приверженцами христианства.

Валюта Марокко

Денежная единица Марокко – марокканский дирхам. В 1 дирхаме – 100 сантимов.

Услуги по обмену валюты предоставляют банки, пункты обмена, расположенные в аэропортах и отелях. Следует помнить, что местную валюту нельзя вывозить за пределы страны, и она не подлежит обмену, поэтому не рекомендуется менять крупные суммы. В стране достаточно широко распространена сеть банкоматов, которые могут обналичить большинство пластиковых карт (Visa, MasterCard, Maestro). Карты принимают к оплате рестораны, отели и большие магазины.

Таможенные ограничения

Разрешен беспошлинный ввоз:

  • крепкого алкоголя (1 бутылка)
  • табачных изделий (200 сигарет/ 250 г табака/ 50 сигар).

Вывоз предметов искусства должен сопровождаться соответствующими документами. Для ввоза сотовых телефонов нужно получить специальное разрешение.

Чаевые

Чаевые занимают особое место в марокканской сфере услуг. Практически каждая услуга подразумевает получение чаевых от клиента, работники будут вам благодарны даже за несколько дирхам. В ресторанах принято оставлять до 10% от суммы счета.

Покупки

Во всех восточных странах принято торговаться, Марокко - не исключение.

Любителям совершать покупки будет полезно узнать, что, например, в Касабланке можно купить одежду европейских домов моды в два раза дешевле. В Фесе продают золотые украшения, Рабат предложит большой выбор ковров и изделий из кожи. А обычные сувениры лучше всего приобретать в городе Эс-Сувейре. Самым дорогим городом Марокко является Маракеш.

Сувениры

В качестве сувениров из Марокко привозят деревянные поделки: шкатулки, шахматы, заколки и т.д. Здесь можно найти много необычных вещей для дома. Марокко славится своими коврами и изделиями из кожи. Тажин – еще один популярный сувенир, это посуда для приготовления национального марокканского блюда.

Часы работы учреждений

Магазины в Марокко работают по собственному графику. Рынки открыты с раннего утра до захода солнца.

Рабочий день банков начинается с 8:30 и продолжается до 11 часов утра, затем с 2 часов дня до 4 часов вечера. Они работают с понедельника по пятницу. В месяц Рамадан банки открыты с 8:30 до 14:00.

Национальные особенности Марокко

Традиции

Не стоит забывать, что Марокко – мусульманская страна, поэтому туристам, отправляясь на прогулку в город, не следует надевать слишком открытую одежду.

Марокканцы очень гостеприимны. Придя в гости в марокканскую семью, не отказывайтесь от предложенного мятного чая, это считается плохим тоном. Иногда вопросы, которые задают местные могут вам показаться нескромными, но это всего лишь проявление вежливости со стороны марокканцев. В Марокко очень чтут семейные традиции.

Безопасность

В Марокко, как и в любой туристической стране, следует соблюдать правила безопасности – не оставлять свои вещи без присмотра, не носить деньги или кошельки в наружных карманах, всегда держать сумки при себе. Машины оставлять на охраняемых стоянках, нанимать гидов только в отелях или аккредитованных агентствах. Следует быть осторожными, общаясь с местным населением. Не следуйте их участливым советам.

Медицина

Напряжение в сети:

220V

Код страны:

+212

Географическое доменное имя первого уровня:

.ma

Государственная религия Марокко - ислам суннитского толка, который исповедуют 99% населения. Как известно, в суннитском исламе существуют 4 основные школы шариатского права: ханафитский, шафиитский, ханбалитский, маликитский. Именно последняя и является доминирующей в Марокко. Король Марокко Мухаммед VI называет себя прямым потомком Пророка и носит титул Предводителя правоверных, совмещая тем самым светскую и религиозную власть в одном лице. Правящей партией в Марокко на сегодняшний день является исламистская Партия справедливости и развития.

Мусульмане видят свою религию как последнюю и самую совершенную в цепочке трех "книжных" монотеистических религий, первыми в которой являются иудаизм и христанство. Христиане и иудеи признаются мусульманами как "люди книги", а многие пророки из Ветхого и Нового завета с уважением упоминаются в Коране, священной книге мусульман, под арабскими именами (Авраам=Ибрагим, Моисей=Муса, Иисус=Иса, и т.д.).

5 столпов ислама

Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин должен опираться в своей жизни и поклонении Богу на 5 столпов:

1) признание единобожия и того что Мухаммад - пророк Аллаха

2) совершение ежедневной пятикратной молитвы

3) совершение обязательного пожертвования бедным

4) соблюдение поста в течение месяца Рамадан (от которого освобождаются старики, больные и беременные женщины)

5) совершение паломничества в Мекку хотя бы однажды в жизни (при наличии средств и возможности)

Каждый путешественник в Марокко заметит, что далеко не все эти (и многочисленные более мелкие) предписания ислама соблюдаются местными жителями. Марокканское общество не является строго консервативным и религиозным, и жизнь здесь не замирает во время молитвы, как, например, в Саудовской Аравии. При этом как бы легко большинство марокканцев не относилось к своей религии (нарушение ее запретов списывается на "слабость человеческой натуры", а соблюдение всех предписаний оставляется "на старость" или на "после женитьбы"), пост во время Рамадана соблюдают практически все, следуя скорее культурному обычаю, чем религиозному чувству. Помощь нуждающимся также является важной частью марокканской культуры. Говорят даже, что нищие в Марокко не голодают, потому что всегда могут рассчитывать пусть на небольшую, но помощь ближних. Раз в год, во время Рамадана, состоятельные мусульмане обязаны отчислять в пользу бедных закят - налог в размере 2,5 % от накопленного богатства. Кроме этого, поощряется раздача добровольной милостыни - садака . Обычай раздавать милостыню и помогать ближним является одной из прекрасных черт марокканской и мусульманской культуры в целом.

Где бы Вы не находились в Марокко, Вы обязательно 5 раз в день будете слышать азан - призыв на молитву, первый из которых раздается еще до восхода солнца. Несмотря на то, что большинство марокканцев молитву совершает только по пятницам или праздникам, можно увидеть немало и таких людей, которые забросив все приступают к совершению молитвы прямо посреди шумной оживленной улицы. В пятничный полдень жизнь в Марокко практически замирает на несколько часов: после длинной молитвы в мечети люди собираются с семьями, коллегами и друзьями дома, на рабочем месте, в ресторане или прямо на улице, чтобы пообедать традиционным марокканским блюдом - кускус.

Мусульманские праздники в Марокко

В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.

Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:

Аид-аль-фитр (араб. "прадник разговения"), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. "маленький праздник") - праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются на несколько дней все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.

Аид-адь-адха (араб. "праздник жертвоприношения"), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. "большой праздник") - крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж - паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Значение этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Так же как и во время "маленького аида" (и даже в большей степени), в это время жизнь в стране практически парализуется. Закрываются на несколько дней все учреждения (а многие лавки и кафе закрываются на недельные каникулы в связи с тем что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах). Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью - бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.

Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки - обязательного атрибута праздника - играет барашек. За 1-2 недели до начала начала праздника повсюду в городе открываются "бараньи базары". Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. "Купил ли ты барашка и почем?" является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.

В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.

Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни - это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное "Бисмилля " ("во имя Господа"). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!

В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.

Примерно к полудню повсюду начинают разносится в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым Вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант...) пригласит Вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!

Последующие 1-2 дня праздника - время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время тоскливо.

Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура .

Аид-аль-мулюд - день рождения Пророка - также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.

Ашура - праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.

Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с "западными". Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.

Мечеть

Мечеть - культовое сооружение мусульман, всегда являлась центром не только религиозной, но и социальной жизни. Вокруг мечети сосредоточена жизнь каждого жилого квартала: магазины, рынки, кафе, хаммамы. Сама мечеть является помимо этого еще и школой и центром благотворительности.

Мечети в Марокко имеют свои особенности. С архитектурной точки зрения, марокканским (или североафриканским в целом) мечетям свойственно иметь только один минарет, причем он всегда прямоугольной формы, в то время как в других странах исламского мира встречаются мечети с двумя, четырьмя и шестью минаретами (в Большой мечети Мекки семь минаретов!), которые могут иметь разную форму и декор. В Марокко минареты декорируются резьбой и арками, а верх минарета венчают зубцы. Для архитектуры всех мечетей свойственно наличие михраба (богато украшенной полукруглой ниши) в передней стене, который указывает молящимся направление на Мекку. Для женщин в мечети оборудуется отдельный зал на втором этаже или часть зала на первом, отделенная перегородкой. В исламе женщинам рекомендуется совершать молитву дома, в то время как для мужчин посещение мечети является обязательным, поэтому зал для женщин всегда меньше по размеру, чем мужской. Поскольку в исламе запрещено изображение живых существ, мечети декорируются каллиграфическими надписями из Корана, хитроумными геометрическими узорами-арабесками и цветочными мотивами. Во всех крупных мечетях Марокко, предназначенных для совершения пятничных и праздничных молитв, имеется прямоугольный внутренний дворик с фонтаном для омовения посередине.

В Марокко не-мусульманам запрещено входить в мечети. Этот запрет был введен маршалом Лиоте во времена французского протектората для разграничения мусульман и немусульман и так и действует по сей день. Однако в исламе никогда не существовало категоричного запрета на посещение мечети немусульманами. Предания свидетельствуют о том, что сам Пророк позволял немусульманам входить в мечеть, чтобы привлечь их к своей вере. Сегодня большинство мусульманских ученых (кроме господствующей в Марокко маликитской школы) сходятся в том, что немусульманам можно посещать мечеть с позволения мусульман и при условии соблюдения ими уважительного отношения к месту поклонения. Интересно, что в одну мечеть страны - Мечеть Хасана Второго в Касабланке вход не-мусульманам все-таки разрешен, но только за деньги и в сопровождении экскурсовода.

Суфизм и народный ислам в Марокко

Практически на каждой территории, куда пришел ислам, он приобрел местные черты, смешиваясь с традиционными верованиями и обычаями. В Марокко эти местные черты особенно проявляются в культе святых (запрещенного официальным исламом, который считает достойным поклонения только одного Бога), суевериях и магических ритуалах.

Путешествуя по стране, Вы наверняка обратите внимание на небольшие белые строения кубической формы с куполобразной крышей, которые можно встретить за городом или в старой медине. Это могилы святых, к которым в Марокко принято совершать паломничество, чтобы просить у них покровительства и исцеления. Вокруг мавзолеев святых в разных регионах страны ежегодно устраиваются муссемы - фестивали в их честь, с разнообразными и порою весьма экзотическими обрядами.

В Марокко чрезвычайно сильна вера в джиннов (существующих параллельно человеческому миру духовных существ, согласно Корану), сглаз, черную и белую магию . Именно поэтому посещение целителей и колдуний, проведение ритуалов по изгнанию или задабриванию джиннов, наложение или снятие порчи являются неотъемлемой частью жизни марокканцев. Для обслуживания этой индустрии черной и белой магии возникла даже целая отрасль по снабжению ее магическими ингредиентами. Некоторые из них, как например, травы и коренья, сушеные лапки хамелеона, зубы диких животных можно увидеть в столь любимых туристами "берберских аптеках", а некоторые, как например, мозг гиены или руку мертвеца, можно найти только на черном рынке и за бешеные деньги!

Марокко является одной из территорий широкого распространения суфизма - мистического учения в исламе о приближении к Богу и слиянии с ним через аскетические практики и интуитивные озарения. Суфиями (от арабского «суф» - власяница, то есть одежда из грубой шерсти, которую надели первые последователи учения), называют аскетов, объединенных в небольшие секты-тарики, соблюдающие каноны ислама строже других. "Официальный" ислам отвергает многие из суфийских практик, такие как аскетизм, самоизоляция от общества, самоистязание.

Ислам и другие религии в Марокко

Ислам был занесен в Марокко арабской омейядской династией из Дамаска в 7-м в., однако христианство на его территории существовало еще раньше, во времена римского господства. На протяжении всей истории христиане и иудеи могли свободно исповедовать свою религию и строить церкви и синагоги в Марокко. Однако ислам всегда занимал по сравнению с ними доминирующую позицию и обладал особыми правами.

Так, например, препятствие в отправлении мусульманского культа и попытка отвратить мусульманина от его веры или обратить его в другую религию преследуются по Уголовному кодексу страны и наказываются лишением свободы и штрафами. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном по причине его попыток распространить шиизм в королевстве. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане .

Сегодня во всех крупных городах Марокко, где когда-то проживало или проживает большое количество иностранцев (Танжер, Рабат, Касабланка, Марракеш...) можно увидеть действующие христианские церкви. Одно из красивейших христианских сооружений в Марокко - огромный белоснежный собор Сакре-Кер в Касабланке - сегодня превращен в музей и выставочный центр, а с его крыши можно насладиться прекрасной панорамой города. В Рабате имеется действующая Русская православная церковь, построенная русскими эмигрантами в 20-м веке (среди них, например, были потомки писателя Льва Толстого).

Присутствуют в каждом крупном городе Марокко и синагоги. Когда-то в медине каждого города существовали еврейские кварталы (мелла), однако после массовой эмиграции евреев из Марокко в 20-м веке сколько-нибудь значительная еврейская община сохранилась сегодня только в Касабланке.

Противоречия ислама в Марокко

В Марокко, считающейся одной из самых "открытых" стран арабо-мусульманского мира, особенно сильно чувствуются противоречия между предписаниями ислама и влиянием западной культуры и образа жизни . Закон страны частично основан на шариате, и частично отражает западные ценности свободы и равенства граждан. Об этих противоречиях свидетельствуют широко освещаемые прессой скандалы.

Так, например, ислам предписывает женщинам ношение хиджаба : одежды, скрывающей все тело, кроме лица и кистей рук. Однако по марокканскому закону хиджаб не является обязательным и женщина имеет право сама выбирать свой стиль одежды. В действительности лишь около половины марокканок поддерживают ношение хиджаба, при этом он вовсе не является показателем религиозности женщины (причиной его ношения может быть как сознательное решение женщины, стремящейся к соблюдению ислама, так и принятый в семье обычай или стремление избежать излишнего мужского внимания на улице). Интересно, что в Марокко работодатели нередко отказываются принимать на работу женщин, носящих хиджаб (совсем недавно один из частных пляжей Касабланки отказался принимать клиенток в хиджабе, подобным же образом поступил один из отелей).

То и дело в стране возникают движения, выступающие за отмену обязательного соблюдения религиозных правил и бросающие открытый вызов консервативным слоям населения. Одно из них - движение против запрета публично принимать пищу во время Рамадана . В Марокко практически все рестораны в этот месяц закрыты, за исключением рассчитанных на иностранцев ресторанов при отелях и сетей фаст-фудов вроде McDonalds и KFC. Последние нередко требуют у марокканцев предъявить паспорт и отказывают им в обслуживании. В ответ на это участники движения протеста организовали акцию с публичным употреблением пищи во время Рамадана, вызвавшую большой общественный резонанс. Несмотря на это, подавляющее большинство марокканцев соблюдает Рамадан, который для многих является не столько религиозным актом, сколько традицией единения семьи и праздником. Во время Рамадана в большинстве офисов сокращается рабочий день, резко снижается производительность труда, полностью меняется распорядок дня. Самой большой проблемой для многих является даже не голод или жажда, а недосып, поскольку с наступлением ночи в городе начинается настоящий праздник: люди приглашают друг друга в гости на фтур (первый прием пищи после поста), поздно ужинают (нередко в час ночи), посещают ярмарки и ежедневные уличные гуляния с концертами. Многие не ложатся спать до 4-5 утра, когда начинается новый день поста.

Марокканские законы запрещают публичные проявления физической близости между мужчиной и женщиной . Запрещено также мужчине и женщине (если оба или один из них марокканец), не состоящим в браке или близких родственных отношениях, останавливаться в одном номере отеля или проживать в одной квартире. В 2013 г. в прессе широко прогремел скандал, связанный с тем что пара подростков из Надора разместила фотографию своего поцелуя в Интернете. Девушка и парень, а так же их друг, разместивший это фото в Интернете, были арестованы и посажены в тюрьму по обвинению в непристойном поведении. В их поддержку была организована массовая акция протеста с публичным поцелуем прямо перед Парламентом страны, и в конечном итоге подростки были отпущены.

Ислам категорически запрещает мусульманам потреблять, покупать или продавать алкоголь , поэтому в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иран) действует 100-процентный сухой закон. В Марокко же ситуация с алкоголем очень неоднозначна. Официально алкоголь в стране продается исключительно для иностранцев, однако, согласно статистике, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Продажа алкоголя, облагаемая высокими внутренними пошлинами, приносит огромную прибыль стране (стоимость алкогольного напитка в ночных заведениях составляет 5-10 Евро). Марокко не только продает импортированный алкоголь, но и производит свой собственный (вино, пиво). На сегодняшний день Марокко является крупнейшим производителем алкоголя среди мусульманских стран, и это производство постоянно растет. Бары и рестораны, подающие алкоголь, легко распознать по затемненным или зашторенным окнам, подавать алкоголь на открытой на улицу террасе ресторана запрещено. Во время Рамадана и религиозных праздников продажа алкоголя либо полностью прекращается, либо осуществляется только иностранцам.

Национальный состав Марокко: арабы и берберы - 99%, 1% - европейцы и евреи. Берберы - коренное население Марокко. Современные берберы, сохранившие свой язык и некоторые особенности образа жизни, занимают, как правило, горные районы и сахарские оазисы. К числу коренных жителей страны относятся также марокканские евреи, проживающие в основном в крупных городах. Иностранцы, численность которых составляет около 550 тыс. человек, представлены европейским населением, главным образом французами и испанцами. Естественный прирост населения 2,9% в среднем в год. Экономического активного населения занято (%) в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве 40,3, в промышленности, строительстве и на транспорте 23,2, в торговле, управлении, услугах и а прочих отраслях 36,5.

Средняя плотность населения свыше 55 чел. на 1 км* . Основная масса населения Марокко проживает в Северной и Западной частях страны, особенно на приатлантических равнинах и в северо-западных предгорьях Эр-Рифа и Атласа, где плотность достигает 200-300 чел. на 1 км*, а в прав. Касабланка — 615 человек на 1 км 2. Наименее заселены пустынные и полупустынные территории Юго-Востока, где плотность не превышает 1-2 человек на 1 км 2, хотя в отдельных оазисах плотность довольно высока.

В сельском населении преобладают оседлые земледельцы, занятые также разведением мелкого и крупного рогатого скота. Кочевники и полукочевники-скотоводы населяют в основном юго-восточные и центральные горные районы страны. Горное насел 42,7% сосредоточено главным образом в крупных городах: Рабат, Касабланка, Марракеш, Фее, Мекнес, Кенитра, Тетуан, Танжер, Сале, Уджда, Сафи.

В 20 в. численность населения Марокко увеличилась почти в семь раз. Согласно оценкам, в 1900 она составила 4,6 млн., а к середине 1998 – 28,6 млн. человек. Если в 1930 население страны по большей части проживало в сельской местности, то к 1990-м годам большинство марокканцев переселилось в города. Если в 1980 доля городского населения составляла 41%, то в 1995 – уже 48,4%. Как и во многих других развивающихся странах, значительная часть населения Марокко (36%) моложе пятнадцати лет, что, однако, в 1995 уступало средним показателям для Африки в целом (44%) и Северной Африки (37,5%). По классификации Всемирного банка, доля неимущего населения колеблется в пределах 13–15%. Марокко с 1961 по 1998 численность городского населения страны увеличилась с 3,4 до 13,8 млн. человек. В период 1988–1995 темпы прироста городского населения находились на уровне 3%. Отток населения из сельских районов, особенно тех, которые пострадали в 1980-е годы и в середине 1990-х годов от засух, переполнил главные города страны. Численность жителей Касабланки и Рабата-Сале превысила 1 млн., а в таких городах, как Мекнес, Тетуан, Марракеш, Уджда и Фес, она колеблется от 500 тыс. до 1 млн. человек. Быстро увеличивается население городков с населением от 10 до 100 тыс. человек.

Национальный язык Марокко

*Стандартный арабский* — считается официальным языком Марокко, используется для официльной документации, некоторых печатных изданий, общения с другими арабами, изучается в школе. *Арабский марокканский *- в Марокко этот язык считают родным около 65% населения. Еще 25% , преимущественно берберы, считают этот язык своим вторым, но в повседневной жизни пользуются им ежедневно. Более полумиллиона человек живущих за пределами Марокко считают марокканский своим родным языком, преимущественно это бывшие марокканцы проживающие на территории Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Испании, Египта. *Арабский HASSANIYYA* — а этом языке говорят в южных районах страны, преимущественно на границе с Мавританией, где 70% населения считают HASSANIYYA родным языком. *TAMAZIGHT *- язык берберов Среднего Атласа. По сведениям на 1998 год, в Марокко на этом языке говорят 3 миллиона человек,причем только 60 % из них знают и используют так же и арабский язык.

Большинство людей, говорящих на этом языке (65%) живут в сельской местности и только 10 % живут за пределами области традиционного селения берберов. Этот язык, один из самых распространенных берберских языков. Используется также и в Алжире. *TACHELHIT* — один из берберских языков. В Марокко распространен на юго-западе страны, на территории между Ифни и Агадиром, на северо-востоке от Марракеша, в долине Драа, на южной границе страны. *TARIFIT *- по сведениям на 1991 год, на этом языке говорят 1, 5 миллиона человек на севере Марокко. *Французский* — широко используется в городах в семьях состоятельных, образованных людей. *Испанский *- язык, на котором говорят в ряде городов на севере Марокко — Мелилья, Тетуан, Танжер и т.д. *Арабский, иудео-марокканский* — на этом языке говорят около 250 тысяч человек в Израиле, а так же около 4 тысяч в Марокко (сведения на 1997 год). 90% говорящих на этом языке в Марокко проживают в Касабланке и это, в основном, пожилые люди — молодежь говорит на французском и марокканском арабском.

Религия

Государственной религией является ислам. Как известно, ислам переводится с арабского как «покорность», «предание себя Богу» и является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 28 странах, в том числе в Марокко, ислам признан государственной или официальной религией. Мусульмане обязаны безоговорочно подчиняться воле Бога и Его заповедям, изложенным в Коране.

По законам ислама, вера мусульман считается единственно истинной. Многие из известных мусульман утверждали, что ислам ниспосылался через откровения длинной череде пророков, вдохновленных Богом. Среди них — Ибрахим (Авраам), Великий Праотец арабов через его первого сына Исмаила (Ишмаэль), Муса (Моисей), которому была ниспослана Тора (Таура), Дауд (Давид), передавший послание — Псалмы (Забур) и Иса (Иисус), доставивший Евангелие (Инжил). Но последнее полное и завершенное откровение было ниспослано через Мухаммада, последнего из всех пророков.

Главным источником исламского вероучения и практики является Коран, который охватывает все стороны личной и общественной, социальной и экономической, религиозной и политической жизни мусульман.

Мусульмане должны принять пять главных обязательств, которые налагает ислам. Это -исповедание единобожия (шахада), ритуальная молитва (салят), религиозный налог (закят), пост (саум) и паломничество в Мекку (хадж).

Исповедание единобожия, есть произнесение заявления: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Божий», которое звучит по-арабски: «Ля иллаха илля Аллах; Мухаммад расул Аллах». Эти слова имеют глубокий смысл, так как мусульманин с их помощью выражает полное признание Исламского Послания и всецелое следование ему.

Добавить себе закладку на эту станицу:

(«повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

История

Современность

Религиозная статистика

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса - Мудавана (англ.) русск. ) ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман , признаёт особенный статус за марокканскими иудеями , а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе , изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма , преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма .

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев . В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане .

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами , был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года . Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 % .

Христианство

Иудаизм

См. также

Примечания

  1. Constitution du 1er Juillet 2011 (фр.)
  2. The World Factbook. Morocco (англ.) . Центральное разведывательное управление . Дата обращения 6 сентября 2009.
  3. La Moudawana. Code de la famille (фр.)
  4. Chiites, Bahaïstes, Évangélistes: Les pratiques religieuses occultes au Maroc (фр.)
  5. Le Maroc rompt ses relations diplomatiques avec l’Iran (фр.)
  6. Religion: Vous avez dit chiites ? Архивировано 29 ноября 2011 года. (фр.)

Ислам в Марокко

Приверженцы ислама считают, что Марокко – это самая счастливая страна. Ее правитель является не просто королем, он – прямой потомок Пророка.

Ислам влияет на всю жизнь населения Марокко. Даже судебная система основана на исламском законодательстве (маликитская школа). В течение долгого времени в стране сочетались две традиции ислама. Одна из них основывается на изучении философии, науки и религиозных текстов. Эту традицию исповедовали многие известные общественные и политические деятели Марокко.
Вторая традиция базируется на поклонении святым-марабу и почитании суфизма (исламского мистицизма). Данные учения с XV века имели форму религиозных братств, которые назывались завийя. Таким образом, последователи завий смогли влиться в общество Марокко.
Официальное духовенство негативно воспринимает культ святых, что не мешает им существовать.

Ислам

Ислам зародился в VII веке на западе Аравии. Мусульмане считают, что ислам – единственная истинная религия. Они убеждены, что ее приверженцами являлись все пророки монотеистических религиозных учений Ближнего Востока, такие как Иисус Христос и Моисей. По мнению мусульман, этим пророкам были даны истинные откровения Бога. Однако постепенно истина искажалась. Тогда Бог выбрал еще одного пророка, которого звали Мухаммад.

По исламской легенде божественные послания являлись Мухаммаду с 610 года. Ему их передавал ангел Гавриил. Пророк рассказывал заповеди последователям, которые заучивали их на память. К тому моменту у арабов уже существовало поэтическое творчество, поэтому послания зачастую были в виде стихов.

После того, как Мухаммад умер, халиф Омар, бывший его приемником, захотел собрать воедино тексты всех заповедей. Записать их он поручил Зейду – секретарю Пророка. Этот огромный труд занял около двух десятилетий. Результатом стало появление Священной книги Коран. Она увидела свет в 651 году во времена третьего халифа Османа. С той поры текст Корана не менялся.

Слово «коран» на русский язык переводится как «публичное чтение». Книга имеет уникальную форму – ее текст сочетает в себе прозу и поэзию. Священная книга состоит из 144 глав (сур). Каждая глава делится на части (аяты).

Божественные послания – это правила, которые верующие обязаны соблюдать. Коран охватывает все стороны жизни. Он состоит из 5 разделов, которые называются соответственно Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения.

Благочестие описывает 5 основ веры. Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Она осуществляется 5 раз в день. Первый раз - на восходе солнца, последний – с наступлением темноты. По правилам, перед началом молитвы мусульманин совершает омовение. Данный ритуал нужен для того, чтобы очистить себя. При этом моется полость носа, рот, лицо, руки (до локтей), уши и стопы ног. Однако ритуал обязательно соблюдается лишь после отправления естественных потребностей и сна. Считается, что эти действия оскверняют тело. Процесс молитвы имеет определенную форму. Обычно он осуществляется коллективно.

Аз-Закят представляет собой милостыню. Любой мусульманин должен давать милостыню. При этом, неважно, какой он имеет доход. Милостыня предназначается для бедняков и общинных нужд. Благодаря ей в мусульманском обществе сохраняется определенный социальный баланс.

Ас-Саум – это пост Рамадана. Он исчисляется по лунному календарю мусульман. Числа в этом календаре начинаются с 16 июля 622 года. В этот день Мухаммад переселился в Медину из Мекки. В народе это переселение называется хиджрой, а календарь – календарем хиджры. Год насчитывает двенадцать лунных месяцев. Шесть из них содержат 29 дней. Остальные (среди них Рамадан) – 30 дней. Лунный год примерно на одиннадцать суток меньше, чем принятый у нас солнечный. Через каждый три года наступает високосный год. Если сравнивать с нашим календарем, то в 2006 году был первый день 1427 года хиджры.

Рамадан в Марокко

В период Рамадана, когда на дворе светло, мусульманин не должен пить, есть, заниматься сексом, курить. Он обязан читать Коран и вести благочестивый образ жизни. Во время Рамадана сокращается рабочий день и замедляется вся дневная жизнь. В период прерывания поста (ифтира), когда солнце заходит, мусульмане немного оживляются, однако только чтобы поесть. Выстрел из пушки в Рабате сообщает, что можно приступать к трапезе.

Если вы едете в исламское государство во время Рамадана, вам стоит помнить обо всех этих особенностях. Большая часть учреждений и магазинов вообще не работают или работают неполный рабочий день. В Марокко (и в некоторых других исламских странах) Рамадан носит название Рамазана. Причиной этому стало наложение местного диалекта.

Аль-Хадж

Аль-Хадж представляет собой паломничество в Мекку. Каждый истинный мусульманин обязан хоть один раз за всю свою жизнь, если позволят финансы, совершить паломничество. Хадж совершается в начале зу аль-хиджа – последнего лунного месяца, точнее в его первые десять дней. В этот период в Мекку прибывают около 3 миллионов паломников из разных стран мира. Женщины одеты в платья черного или белого цвета. Мужчин укрывают два белых куска полотна, которые не скреплены между собой. Центром хаджа является Большая мечеть. В ее дворе разместилась Кааба, в угол которой вделан камень черного цвета. По легенде, Аллах послал его всем правоверным. Ритуал паломничества растягивается на несколько дней. Он довольно-таки сложный. В любой месяц года его можно совершить по укороченной программе. Однако обычно паломничество происходит в период Рамадана. Путешествие в Мекку – самый доблестный поступок для мусульманина. Люди, которые совершили паломничество, носят титул хаджа. Большим почтением мусульман пользуются святыни мечети Аль-Акса и Большой мечети.

Религиозные праздники Марокко

Основным праздником мусульман является Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. Он еще известен как большой байрам. Этот праздник длится около 4 дней. Его отмечают в конце сезона паломничества. Вторым из наиболее важных праздников является Ид аль-фитр (малый байрам). Это праздник разговения. Кроме того, мусульмане празднуют Маулид ан-Наби (день рождение Пророка) и Новый Год по лунному календарю.

В определенное время организовываются паломничества к могилам, в которых погребены святые-марабу. После ритуала жертвоприношений и молитв происходит фольклорный праздник с танцами и джигитовкой. Празднование сопровождается торговой ярмаркой. Подобные торжества носят название муссемов. В стране проводится 650 муссемов.

Сунниты и шииты

После смерти Пророка Мухаммада в религиозной общине произошел раскол. В результате этого появилось два главных течения – шиизм и суннизм. Сунниты признают не только Коран, но и сунну. Сунна представляет собой предание об изречениях и поступках Пророка. Она формировалась с VII по IX века. Что касается шиитов, то они признают только Коран. Большая часть исламского мира – сунниты. Шииты живут в основном в Ираке, Азербайджане, Йемене и Иране.

Мечети Марокко

Мечеть является культовым сооружением мусульманского народа. Возле нее обычно расположен фонтан, где верующие совершают омовение. Глашатай-муэдзин с минарета призывает к молитве. Только с XV века минарет стал частью мечети. Ранее призыв мог звучать даже с ее крыши.

Марокканские мечети имеют максимум один минарет. В других мусульманских государствах бывают мечети с 2, 4 и 6 минаретами. В наше время многие минареты оснащены громкоговорителями. Благодаря этому, муэдзину не нужно пять раз за день восходить на верхнюю площадку. Марокканские минареты зачастую квадратные и невысокие. В качестве декора для них используются арки, керамика и резьба. Их верх обычно подчеркивают зубцы. План классической мечети квадратный или прямоугольный. Передняя стена всегда перпендикулярна кибле (линия, ведущая к Мекке). В мусульманских странах в номерах гостиниц часто на столе присутствует стрелка, показывающая на киблу. В передней стене также расположен мирхаб. Мирхаб – это полукруглая ниша, которая часто украшена инкрустацией и резьбой по камню. В ее верхней части видны изображения фраз из Корана. Они заменяют иконы, ведь ислам не допускает изображений живого существа. Это расценивается как вызов Создателю. С правой стороны мирхаба находится кафедра, снабженная лесенкой для проповедника. Она называется минбар.

Важнейшая молитва недели проводится в полдень в пятницу. В Марокко, как и во многих других исламских странах, пятница – выходной день. В процессе молитвы имам читает проповедь. Хотя, это также может делать любой мужчина, который хорошо знает исламскую теологию. В мечеть нельзя входить в обуви. Женщины и мужчины молятся отдельно. Лучше всего проводить коллективную молитву. Но если мусульманин это делает один, то обязательно босиком и на молельном коврике.

Мечеть является центром общественной жизни мусульман. Возле нее находятся аптеки, магазины и другие важнейшие заведения. Большинство мечетей имеют при себе коранические школы, которые называются медресе. В Марокко человек, не исповедующий мусульманскую веру, не может зайти в мечеть. Такой запрет позволяет избежать лишних конфликтов. Его ввел маршал Лиоте, бывший французским наместником. После получения независимости, марокканцы оставили в силе этот запрет.

Суфизм

Ислам не разрешает изолировать себя от общества. Суфии в исламе напоминают христианских монахов. Суфизм представляет собой учение о процессе слияния с Богом посредством аскетической практики. Суфии являются аскетами. Они объединяются в тарики (секты). Суфии стремятся строго соблюдать заповеди ислама. Суфии принимают участие в любом религиозном празднике. Их можно отличить по характерной одежде и знаменам. Слово «суф» переводится с арабского языка как власяница.

Куббы

Куббы – это гробницы святых марабу. Они построены в виде маленьких белых зданий, которые имеют кубическую форму. Многие марабу входят в состав братства-завий. Знаменитые исламские наставники после смерти объявляются святыми. Марокканцы уверены, что они могут защитить народ от зла. Считается, что можно получить благословение святых, если осуществить паломничество к куббе святого.

Похожие публикации