Маус размеры. Сверхтяжелый немецкий танк "Маус". Тактико-технические характеристики танка "Maus"

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.

Первый звонок для немецких танкистов

Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими. До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.

Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.

Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы «Хеншель» в Касселе,
1942 год. Источник – de.academic.ru

Порше против Хеншеля

В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал. Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).


Генрих Эрнст Книпкамп. Источник – subscribe.ru

В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр» . Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.


Фердинанд Порше. Источник – electro-machines.ru

Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику. В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.


Рейхсминистр Фриц Тодт
Источник – opowiadam.eu

Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу. В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.


Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – основной соперник танка Е-100. Источник – opowiadam.eu

Медленный старт проекта Е-100

Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.


Здание «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне. Источник – de.academic.ru

Е-100: технические характеристики

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».


Танк Е-100, вид сверху. Источник – maquetland.com

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.


Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой войны
Источник – strangevehicles.greyfalcon.us

Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой. Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.


12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с.
Источник – eastcoastarmory.com

Скорый конец проекта

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже - те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.


Американские солдаты рассматривают шасси танка Е-100. Источник – topwar.ru


Американский солдат возле шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом
Источник – gamestar.de

Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.


Шасси танка Е-100, погруженные на транспортную тележку для отправки в Великобританию
Источник – schatzsucher.de


Транспортировка шасси танка Е-100. Источник – valka.cz


Шасси танка Е-100. Источник – silnyeduhom.ru

Любимое детище Гитлера, самый крупный по массе танк из всех, которые когда-либо были воплощены в металле (188 тонн -боевая масса), «Маус» (известен также как Porsche 205 или Panzerkampfwagen VIII Maus) был спроектирован и построен Фердинандом Порше.

Танка можно начать с совещания, которое Гитлер проводил 8.07.1942 года. На совещании присутствовали профессор Ф.Порше и А.Шпеер, им то и поручил фюрер начать работу над «танком прорыва» с предельно возможной бронезащитой и который был бы вооружен орудием калибра 150 мм. или 128мм.

В создании танка принимали участие сразу несколько компаний: башню и корпус производила фирма «Крупп», за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», а «Сименс» изготавливала элементы трансмиссии. Сама сборка танка велась на заводе компании «Алкетт».

Танк был исполнен на высоком, для своего времени, технологическом уровне. Так, в нем была применена многокатковая ходовая часть и гусеницы шириной 1,1 метра. Данная конструкция ходовой обеспечивала машине удельное давление на грунт, которое не сильно превышало показатели серийных тяжелых танков. Одной из основных особенностей танка было двухпушечное вооружение, мощная круговая броня и электромеханическая независимая трансмиссия для правой и левой гусениц.

Экипаж танка состоял из 5 человек: трое в башне, а двое в передней части, в отделении управления.

14 мая 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет «Мауса».
В декабре 1943 года на ходовые испытания поступил первый прототип танка, который был оснащен авиадвигателем марки МВ 509 фирмы «Даймлер-Бенц» и деревянной башней. После вполне удовлетворительных результатов ходовых испытаний на машину был установлен комплект внутреннего оборудования и настоящая башня для проведения артиллерийских стрельб. Еще один прототип был оснащен дизельным двигателем МВ 517 компании «Даймлер-Бенц». Однако, оказалось, что он капризен и ненадежен в эксплуатации.


Проект «Маус», который разрабатывал Фердинанд Порше, был только частично осуществлен в августе 1944 года. Было построено два опытных образца танка «Маус» (205/2 и 205/1).
Все работы по изготовлению 10 серийных машин были прекращены в конце 1944 года по личному указанию Гитлера. У Германии возникла острая нехватка производственных мощностей и сырьевых ресурсов для выпуска основных видов вооружений.

Боевого применения танки «Маус» не нашли. Опытные образцы были взорваны немцами при подходе Красной Армии. 21 апреля 1945 года в районе ж/д станции в Кумерсдорфе нашими войсками был захвачен наполовину разрушенный танк 205/2.

В 1945 году части танков были переправлены в г.Штетин, потом их паромом вывезли в г.Ленинград и дальше в Кубинку, на танковый полигон. В Кубинке из деталей, которые сохранились, был собран один танк. В 1951-52 годах данный танк испытывался обстрелом на артполигоне.



В настоящее время танк «Маус» является экспонатом в Кубинке, в музее бронетанковых войск, и состоит из башни 205/2 и корпуса 205/1.

ТТХ:

Танк Maus
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса т 188
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж 5 чел.

История
Годы производства 1942-1945
Количество выпущенных, шт. 2 (полностью построенные) + 9 (на заводе в различных стадиях готовности)
Основные операторы

Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина корпуса, мм 3630
Высота, мм 3710
Клиренс, мм 500

Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 52°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 240
Маска орудия, мм/град. 100-220
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65

Вооружение
Калибр и марка пушки 128-мм KwK.44 L/55,
75-мм KwK40 L/36
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм,
36,6 для 75-мм
Боекомплект пушки 61 × 128-мм,
200 × 75-мм
Углы ВН, град. -7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-42

Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 186
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6

Несмотря на особое внимание, уделяемое немецким командованием работам по разработке сверхтяжелых танков, в период Второй мировой войны были выпущены лишь единичные образцы этого класса машин. Из проектируемых сверхтанков, таких, как Е-100, "Крупп-Маус" (VK 7001 (К), "Ваr" (Медведь) и "Маус", только последний был полностью построен, и подвергнут испытаниям. Работы по VK 7001 (К) и "Бару", хотя и велись достаточно интенсивно, не вышли из стадии проектирования. (Читайте также статью: "Тяжелый танк Т-VIB "Королевский Тигр" )

Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"

Постройка сверхтяжелого танка Е-100 была остановлена на стадии сборки шасси в конце 1944 года

Постройка сверхтяжелого танка Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси. После капитуляции Германии, территории, где располагались заводы "Хеншель", отошли под контроль англо-американской администрации. Там войсками союзников был обнаружен недостроенный опытный образец танка Е-100. Впоследствии его вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию. Таким образом, работы над проектами сверхтяжелых танков в Германии в целом остались незавершены.

Танк "Маус" оказался единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. И хотя эта машина не производилась серийно и не принимала участия в боевых действиях, сама идея ее создания и воплощение в металле представляют определенный интерес и заслуживают внимания.

Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"

В апреле 1942 года Гитлер на совещании высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы "Крупп" он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название "Mammut" (Мамонт).

Mause E-100 Löwe

Летом 1942 года фирма "Порше" получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса - 200-мм, башни - 220-мм, борта корпуса - 180-мм, борт и корма башни - 200-мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость - 15 км/час, основное вооружение - 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное - 128-мм пушка - в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы "Порше", расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или "объект 205", а танк стал называться "Mauschen" (Мышонок).В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100-мм.

Проект 205 V1

Часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности создания сверхтяжелых танков, всячески затягивая решение этого вопроса.

Конструкторы фирмы "Порше" должны были создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства "объекта 205" на фирме "Крупп", и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка "Mauschen" был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм "Порше" и "Крупп". Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы "Порше" и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.

2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK 4501(P), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой "Шкода" было принято решение - установить пружинно-спиральную подвеску.

Прототип танка - VK.4501(P).

6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента "Мышонок" превратился во взрослую "Мышь" (наименование танка сократилось до "Maus").

К июлю 1943 года для "объекта 205" (он же - "Маус") было выбрано оптимальное вооружение. Предлагались различные варианты спаренных установок:

  • 105-мм зенитная и 75-мм танковая пушки;
  • 127-мм морская и 75-мм танковая пушки;
  • 128-мм и 75-мм танковые пушки;
  • 150-мм специальная танковая или морская и 75-мм танковая пушки.

Предпочтение было отдано спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK44 L/55 и 75-мм пушки KwK40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек. Одновременно было завершено изготовление электромеханической трансмиссии. С 1 августа по 23 декабря 1943 года, на заводе фирмы "Алкет" (Alkett) в Берлине собрали первый опытный образец танка "Маус" (объект 205/1) без монтажа вооружения. В изготовлении танка принимали участие несколько известных фирм. На заводах фирмы "Крупп" в Эссене изготовили корпус и башню с вооружением. На "Шкоде" в Пльзене (Plzen) - ходовую часть (опорные катки, подвеску, гусеницы) и механическую часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары). Фирма "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте предоставила силовую установку. На заводах "Сименс-Шукерт" (Siemens-Schuckert) в Берлине собрали для танка электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией. Другие фирмы также привлекались для производства различных узлов и деталей танка.

Проект 205 V2

Проект танка 205 V2.

Особое внимание уделялось обеспечению безотказности работы всех узлов и механизмов танка. Все они были подвергнуты многократным, тщательным испытаниям, еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний был перевезен в лабораторию профессора Камма, на заводе "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте. Там провели дополнительные стендовые испытания "э/г блока" совместно с карбюраторным двигателем. После завершения всех заводских испытаний, танк на специально спроектированной платформе, грузоподъемностью 180 т, был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму "Порше", которая находилась в том же Штуттгарте. Из-за чрезмерных габаритов и веса танка, сама транспортировка его представляла собой эксперимент, но прошла вполне успешно.

Всего на заводе "Алкет" было изготовлено и отгружено в Штуттгарт два опытных образца танка "Маус". Один из них, "объект 205/1", имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, а второй - "объект 205/2", был отправлен без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже. На заводском полигоне фирмы "Порше" близ Штуттгарта, под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше, прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.

Проект 205 V2

Для проведения всесторонних испытаний танка, с целью определения возможности принятия его на вооружение, оба опытных образца перевезли на танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях Цоссена (Zossen). С июня 1944 года начались ходовые испытания первого образца танка "Маус" с нагрузочной башней. В сентябре 1944 года к ходовым, а кроме того и к артиллерийским испытаниям, подключился второй образец, на котором было установлено вооружение в штатной башне.

Результаты ходовых испытаний показали, что сомнения в способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия оказались напрасными. По свидетельским показаниям работника фирмы "Алкет" ведущего инженера Лаубе, на испытаниях танк показал хорошую проходимость, маневренность и управляемость.

Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус

Общие данные

Боевая масса, т............................................................188
Экипаж, чел.................................................................6
Удельная мощность, л.с./т...................................................9,6
Среднее давление на грунт, кгс/см2............................................1,6

Основные размеры, мм:

Длина с пушкой

вперед.................................................................. 10200
назад....................................................... 12500
Высота..................................................................3710
Ширина.................................................................3630
Длина опорной поверхности................................................ 5860
Клиренс по основному днищу................................................500

Вооружение

Пушка, марка......KWK44 (Pa44)/KWK40
калибр, мм.............................................................128/75
боекомплект, выстр.....................................................61 /200
Пулеметы, количество, марка............................................1xMG.42
калибр, мм...............................................................7,92
Боекомплект, патронов........................................................?

Броневая защита, мм/угол наклона, град:

Лоб корпуса..................................................... 200/52, 200/35
Борт корпуса....................................................... 185/0, 105/0
Корма.......................................................... 160/38, 160/30
Крыша......................... 105, 55, 50
Днище.................................................................105, 55
Лоб башни................................................................210
Борт башни.............................................................210/30
Крыша башни...............................................................65

Подвижность

Максимальная скорость, по шоссе.............................................20
Запас хода по шоссе, км....................................................186

Силовая установка

Двигатель, марка, тип.....................DB603 А2, авиационный, карбюраторный
Максимальная мощность, л.с................................................1750

Средства связи

Радиостанция, марка, тип......................................10 WSc/UKWE, УКВ
Дальность связи (телефоном/телеграфом), км.............................2-3 / 3-4

Специальное оборудование

Система ППО, тип.......................................................ручная
число баллонов (огнетушителей)...............................................2
Оборудование для подводного вождения............................комплект ОПВТ

глубина преодолеваемой водной преграды, м....................................8
Продолжительность пребывания экипажа под водой, мин...............до 45


Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус

Но в конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых "Маусов" даже при минимальном выпуске - 10 машин в месяц.

Проект 205 V2

Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, танки было решено уничтожить. Но значительному разрушению подвергся только один из двух "Маусов". Уже после капитуляции Германии оба сверхтанка были обнаружены специалистами Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) - на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус. По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один "Маус", который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Спроектированный под руководством Фердинанда Порше с 1942 по 1945 годы, сверхтяжелый танк "Маус" не принимал участия в боевых действиях.

Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, [ ] в Бронетанковом музее в Кубинке .

Маус

Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus (первый вариант)
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9 целый,140 без башни
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине
Экипаж , чел. 6
История
Годы производства -
Годы эксплуатации 1944
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы Германия
Размеры
Длина корпуса , мм 9030
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс , мм 500
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 35°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 220 / 0°-50°
Маска орудия , мм/град. 240
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Вооружение
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55 ,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола , калибров 55 для 128-мм ,
36,6 для 75-мм
Боекомплект пушки 61 × 128-мм ,
200 × 75-мм
Углы ВН, град. -7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-34
Другое вооружение огнемёт flammenwerfer
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч 18
Запас хода по шоссе , км 160
Запас хода по пересечённой местности, км 62
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6
Медиафайлы на Викискладе

История создания и судьба проекта

Через день я выехал на поезде в Лётцен , где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером , а во второй половине дня был на докладе у Гитлера . 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» - танка профессора Порше и фирмы Круппа , на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда » Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва » с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп », «Даймлер-Бенц » отвечала за двигательную установку, а «Сименс » - за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт ». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше , был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера , так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года , а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года , при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке . После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции

Практически у каждой страны при внимательном изучении оказывается своя «визитная карточка» в мире оружия. В царской России отлили Царь-пушку, и мало кому интересно, что она ни разу не стреляла. Американцы гордятся «томми-ганами», и их мало волнует, что их чаще можно увидеть у мафии и бутлегеров, а не солдат армии США.

Германия в годы Второй Мировой войны была знаменита своими «вундерваффе», оружием, которое должно было уничтожить, испепелить и раскатать врагов фюрера и рейха. Среди всех, подчас безумных, изобретений сумрачного германского гения, безусловно, особое место занимает танк «Маус».

Первые шаги в сторону проекта

Ни для кого не секрет, что фюрер германского народа Адольф Гитлер серьезно страдал гигантоманией. Однако бедняга постепенно терял все свои любимые игрушки. Сначала сгорел дирижабль «Гинденбург», потом злые англичане из зависти утопили любимого «Бисмарка».

Внимание бесноватого перекочевало на танки, благодаря которым вермахт поставил на колени почти всю континентальную Европу. Начав войну с Советами Гитлера ждало еще одно разочарование – у русских танки оказались больше.

Бронирование стало главной характеристикой танка «Маус». Толстую крупповскую броню машины не могло пробить ни одно танковое орудие, ни советского, ни союзного производства.

Любовь Порше к электродвигателям воплотилась в электрическую трансмиссию. Ведущее колесо каждой гусеницы оснащалось собственным электрическим двигателем. Энергии генераторной установки должно было хватать и на поворот башни«Маус», но для подстраховки смонтировали ручной механизм. Повернуть башню вручную при малейшем боковом наклоне машины было невозможно из-за огромной массы башни.

Проходимость, несмотря на вес, за счет широких гусениц была на достаточно высоком уровне.

Самый большой недостаток – невозможность прохода танка «Маус» по автодорожным мостам, махина проломила бы любой пролет. Плавучесть так же была никакая, но инженеры разработали остроумную систему перегона танка по дну рек. Экипажа при этом внутри быть не должно, а все управление осуществлялось по радио.

Все основные характеристики можно увидеть в небольшой табличке. Для сравнения здесь же представлен , самый распространенный танк советской армии, который хотя бы раз видели все.

Маус Т-34-85
Длина, м 9,03 6,1
Ширина, м 3,67 3
Высота, м 3,66 2,7
Клиренс, см 50 40
Ширина гусениц, см 110 50
Мощность силовой установки л.с. 1080/ 1250 500
Орудие 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Лобовая броня, мм 200 40
Масса, тонн 188,9 32

Конечно, классы у танков совершенно разные. Но данная таблица дает представление о том, какой была эта машина на фоне самого массового и известного советского танка.

«Маус» в боях и в культуре

Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.


Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.

В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.

Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.

Заключение

Танк «Маус» не стал ни лучшим, ни уникальным, ни вообще боевым танком. По сути дела он так и остался на уровне прототипа. Однако его потенциал говорил о многих возможностях, которые бонзы Рейха упустили в свое время. Несмотря на огромные недостатки и недоработки, эта машина вошла в историю, и служит иллюстрацией политики Германии во Второй Мировой войне.

Как говорится, замах на рубль, а удар на копейку.

Сегодня единственный в мире «Маус» служит одной из жемчужин экспозиции в Кубинке, привлекая внимание, как специалистов, так и впечатлительных девушек, которых удалось затащить в этот музей стали и мощи.

Видео

Похожие публикации