Чтение Корана в Рамадан. Желательные действия в месяце рамадан Чтение корана в месяц рамадан

Вопрос: Необходимо ли мусульманам полностью прочитать Коран в течение Рамадана? Если да, то не могли бы вы привести хадисы, подтверждающие это?

Ответ: Хвала Аллаху

Спасибо спрашивающему за его желание найти ответ на этот вопрос с доказательствами. Очень важно, чтобы каждый мусульманин стремился к этому и с уверенностью следовал Корану и Сунне.

Сказал аш-Шаукани (да смилостивится над ним Аллах) в «Иршад аль-Фухуль» (450-451):

«Простой человек должен спрашивать ученого, и тот, кому недостает знаний, должен спрашивать того, кто обладает полным знанием. Поэтому следует простому человеку обращаться к людям знания, известных своей религиозностью и богобоязненностью. Следует обращаться к ученому, который знает Коран и Сунну и обладает достаточным знанием для их понимания, чтобы дать спрашивающему правильный ответ. Простой человек должен спрашивать того, кто сведущ в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), чтобы узнавать истину из надежного источника и быть уверенным в правильности данного ему решения и не впасть в заблуждения, противоречащие Исламу».

Сказано в книге «Адаб аль-Муфти уаль-Мустафти» Ибн ас-Салахи (стр. 171):

«Ас-Самаани отметил, что спрашивающий может попросить привести доказательства, чтобы защитить себя от ошибки. Если есть определенные и полные доказательства, то ученый должен привести их, если же их нет, то не следует говорить о них, потому что у простого человека может быть недостаточно знаний для понимания иджтихада (вынесение ученым решения по религиозным вопросам)».

Мусульманину рекомендуется уделять много времени чтению Корана в месяц Рамадан и стремиться завершить его (т.е. прочесть полностью), но это не является обязательным и нет на человеке греха, если он не завершил его, но он лишился огромного вознаграждения. Подтверждением служит хадис аль-Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Джибриль читал весь Коран вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, один раз в год. И он прочел Коран с ним 2 раза за год, в котором он скончался».

Сказал Ибн аль-Асир («Аль-Джами фи Гариб аль-Хадис», 4/64): «Т.е. он учил с ним все, что было ниспослано в Коране».

И это был обычай саляфов (да будет Аллах доволен ими всеми), которые стремились завершить Коран в Рамадане, следуя примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Передается, что Ибрахим аль-Наха’и (“ас-Сияр”, 4/51) сказал: «Аль-Асвад завершал Коран каждые 2 ночи в месяц Рамадан».

Катада прочитывал Коран каждые 7 дней, а когда наступал Рамадан, он прочитывал его каждые 3 дня. В последние 10 дней Рамадана он прочитывал его каждую ночь. (“ас-Сияр”, 5/276).

Передается от Муджахида, что в течение Рамадана он прочитывал Коран каждую ночь. Сказал ан-Навави в «ат-Табийан» (стр.74): «Иснад этого сообщения хороший».

Передается со слов Муджахида, что Али аль-Азди прочитывал Коран каждую ночь месяца Рамадан. «Тахзиб аль-Камаль», 2/983.

Сказал ар-Раби ибн Сулейман: «В Рамадан Аш-Шафии прочитывал Коран 60 раз». “ас-Сияр”, 10/36.

Сказал аль-Касим ибн аль-Хафиз ибн Асакир: «Мой отец регулярно совершал коллективную молитву и читал Коран. Он завершал его каждую неделю, а в Рамадан - каждый день». “ас-Сияр”, 20/562.

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя вопрос о том, как часто необходимо завершать Коран:

«Правильное мнение в том, что для каждого человека это может быть по-разному. Тот, кто стремится понять Коран и размышлять над ним, должен читать до тех пор, пока он полностью понимает прочитанное. Тот, кто занят распространением знания или другой религиозной работой, или трудится ради интересов мусульман, должен ограничиться тем, что не заставит его забросить работу.

Если человек не относится ни к одной из перечисленных категории, то ему следует читать столько, сколько возможно, пока это не вызывает скуку». «ат-Табийан», стр. 76.

Хотя чтение Корана и его завершение в месяц Рамадан считается желательным, но это не относится к обязанностям мусульманина и нет греха, если он не сделал этого.

Спросили шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах): «Обязательно ли постящемуся полностью прочитывать Коран в течение Рамадана?»

Он ответил: «Необязательно постящемуся завершать Коран в течение Рамадана, но следует много читать его, потому что это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение перечитывать Коран с Джибрилем каждый Рамадан». «Маджму Фатава ибн Усаймин», 20/516.

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Эта связь имеет непосредственное отношение к тому, что пост был предписан именно в этот месяц. Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране. Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для понимания Корана.

После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (2:185). То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана.

Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей». А ‘Абду-р-Раззак передает от имама ас-Саури, что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана. А Ибн ‘Абду-ль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от собраний, в которых приобретались и передавались знания, и читал Коран. Вазаиф Рамадан. С. 42.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл.

Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключенный в нем смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Ибн аль-Кайим. Мадаридж ас-саликин байна маназиль иййака на‘буду ва иййака наста‘ин. Т. 3. С. 7. Смотрите также книгу автора «Шарх аль-асбаб аль-муджиба ли-махаббатиЛлях».



А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем». Ан-Навави. Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Кур’ан. С. 28.

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключенном в них смысле». Аль-Макдиси. Мухтасар минхадж аль-касыдин. С. 46.

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключенными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почет, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почета, и что они стремятся услышать его от людей». Ас-Суйуты. Аль-иткан фи ‘улюм аль-Кур’ан. Т. 1. С. 291.

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный» (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Среди людей есть люди Аллаха» . Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные» . Ибн Маджа. Хадис № 215. Ахмад. Хадис № 11883. Аль-Хаким. Т. 1. С. 556. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Ибн Маджа. Хадис №178).



Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлек на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника, мир ему и благословение от Аллаха. «Посланник сказал: “Господи! Мой народ оставил и забросил этот Коран”» (25:30).

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитывать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания».

Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдающими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня.

А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью» . Муслим. Хадис № 747.

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришел, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обыч нно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю ее » . Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур». Ибн Маджа. Хадис № 1345. Аль-Хафиз аль-‘Иракы назвал его хоррошим при анализе хадисов «Аль-ихйа» (Т. 1. С. 276).

[Ибн Кясир привел его в своем «Тафсире» в качестве доказательства того, что деление Корана на части практиковалось еще при жизни Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, Его также использовал в качестве доказательства шейх Ислама Ибн Таймиййа, рассказывая о делении Корана на суры и части. Комментатор «‘Аун аль- ма‘буд» сказал об этом хадисе: «Хизб - это часть Корана, чтение которой возлагает на себя человек, а три это суры “Корова”, “Семейство Имрана” и “Женщины”. Эти три суры занимают одну ступень из семи существующих. Пять - это суры с “Трапезы” до “Покаяния”. Семь - с “Йунуса” до “Пчелы”. Девять - с “Выстроившихся в ряд” до “Покоев”. А часть, состоящая из коротких сур - это часть с суры “Каф” и до конца Корана. Это указывает на то, что во времена сподвижников было известно деление Корана, существующее сегодня». ‘Аун аль-ма‘буд фи шарх сунан Аби Дауд. Т. 2. С. 87].

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала:«Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Абу ‘Убейда. Фадаиль аль-Кур’ан. С. 291.

Однако в Рамадан отношение наших праведных предшественников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчел. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключенном в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6)». Вазаиф Рамадан. С. 42.

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особенно если вы совмещаете чтение с обучением. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него». Муслим. Хадис № 948.

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Покаяние

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые не каются, те – несправедливые» (Худжурат 49: 11).

Милостивый и Милосердный Аллах принимает покаяние от раскаивающегося всегда и в любое время, однако горе тому, кто не заслужит прощение своего Господа в этот великий месяц, из-за своих пороков и грехов и отказа от покаяния. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Пришел ко мне ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Тот, кого застал месяц Рамадан, и не было даровано ему прощение, войдет в Огонь и удалит его Аллах от Себя. Скажи: “Амин!” и я сказал: “Амин!”» Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани в “аль-Кабире”. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/216.

Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться до тех пор, пока его не настигнет смерть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертный хрип» ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Как же много людей хотело застать этот месяц, но оказалось иначе – и в своих могилах они превратились в заложников, которые не могут ни увеличить праведные дела, ни покаяться в своих многочисленных грехах. Так пусть никто не оставляет без внимания возможность покаяться, сколь бы большими не были его грехи, ведь Аллах Всепрощающий сказал: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – Прощающий, Милостивый!» (аз-Зумар 39: 53).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха» Ибн Маджах 4250. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3008.

Поэтому человек не должен отчаиваться в милости Аллаха и говорить, что у него много грехов и пороков и нет возможности и средства избавиться от них, и по этой причине продолжать совершать ослушания и грехи, гневя Милостивого Господа.

Однако необходимо знать, что Господь Прощающий и Милосердный, но Свое прощение и милость Он дарует тогда, когда выполнено определенное условие, а именно, если человек обратился к Аллаху Всевышнему с полным и искренним покаянием.

Покаяние предусматривает соблюдение трех условий:

  1. Прекращение совершения греха,
  2. Раскаяние за грех,
  3. Решимость никогда не совершать подобное.

Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырем условиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. См. “аль-Азкар” 321, “Рияду-ссалихин” 28.

Многочисленное чтение Корана

Всевышний Аллах сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран, как руководство для людей и разъяснение прямого пути» (аль-Бакъара 2: 185).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Ангел Джибриль встречался с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь Рамадана и изучал вместе с ним Коран” аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собираться для изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтения Корана в месяц Рамадан” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.

Если мусульманин постится в светлое время дня, а ночью читает Коран, то в Судный день у него появятся два заступника: это – пост и Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” — и их заступничества удовлетворяется» Ахмад 2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 973.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, а затем их последователи стремились проводить дни и ночи Рамадана за чтением Священного Корана, проникая в его смыслы. При наступлении месяца Рамадан, они учащали чтение Корана и их примеру следовали великие имамы нашей общины. Так, например, имам Малик оставлял все свои науки в Рамадан и принимался за чтение Корана. Также поступал и Суфьян ас-Саури. Некоторые ученые из числа наших праведных предшественников, во время ночных молитв прочитывали Коран за каждые три дня, другие – за семь, третьи – за каждые десять дней. Также сообщается, что “Къатада прочитывал весь Коран за каждые семь дней, а когда наступал Рамадан, он прочитывал Коран за каждые три дня” См. “ас-Сияр” 5/276.

Однако не следует прочитывать Коран быстрее, чем за три дня, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не прочитывал Коран меньше чем за три дня, и говорил: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!» Абу Дауд 1394, ат-Тирмизи 2949, Ибн Маджах 1347. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Тем мусульманам, которые не умеют читать Коран, мы желаем обрести силу воли и освоить буквы арабского алфавита с тем, чтобы читать Коран как в благословенный месяц Рамадан, так и в иное время, зарабатывая за это великую награду! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква» ат-Тирмизи 2910, Имам Ибн Къудама и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Са’д ибн Абу Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человек завершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до самого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будут молиться за него до самого вечера” Ахмад, ад-Дарими. Сообщение хорошее. См. “аль-Азкар” 136.

Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой” ад-Дарими 2/469, Са’ид ибн Мансур 1/140. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.

Ибн Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и Абда ибн Абу Любаба послали за мной, и когда я пришел, они сказали: “Поистине мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, ибо мольба после завершения Корана принимается” Ибн Абу Дауд. Имам ан-Науауи назвал иснад достоверным. См. “аль-Азкар” 119.

Что же касается определенных молитв, которые произносят после чтения Корана, узаконенные людьми, то это не имеет под собой никакой основы, и поэтому имам аш-Шатыби назвал это: “Добавленным нововведением” См. “ад-Да’ифа” 13/315.

Поэтому после завершения чтения Корана можно обращаться к Аллаху с любыми мольбами, поскольку никаких определенных мольб для этого не существует!

Проявлять больше щедрости

Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую правоверные соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан. И он был более щедр на добро, чем вольный ветер» аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся, и он говорил: «Разговивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту» Ахмад 5/192, ат-Тирмизи 807. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” говорил, что в хадисе речь идет о таком количестве еды, которую будет достаточно для того, чтобы ею насытиться.

Имам Ибн Шихаб аз-Зухри, когда наступал месяц Рамадан, говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей” Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 6/110.

Многие из наших праведных предшественников, среди которых были и Ибн ‘Умар, Малик ибн Динар, имам Ахмад, жертвовали своей едой в пользу бедных, для того, чтобы их разговить. А что касается Ибн ‘Умара, то сообщается, что он разговлялся только вместе с сиротой или нищим. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 19.

Давайте же и мы будем стремиться накормить постящегося, для того, что бы обрадовать его разговением, а себя – такой же наградой, какая предназначена ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас те, кто кормит едой!» Ибн Маджах, Абу Яля, ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 44.

Если угощение людей является одним из лучших проявлений Ислама, то что же можно сказать о таком деянии в великий месяц Рамадан!

Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремлением прощать, расходовать, делать добро и обещал им Свое прощение, сказав: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит благочестивых!» (Али Имран 3: 133-134).

Проявлять больше усердия в поклонении

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял еще больше усердия, чем в остальные дни этого месяца” Муслим 1175.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 37, Муслим 759.

‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет среди правдивых и шахидов в Раю» аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахиху-ттаргъиб” 1/419.

Что же еще нужно для богобоязненных мусульман, стремящихся к довольству Аллаха и желающих награды шахида?!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Там 3 красочные страницы. Скачайте его, откройте и вовзращайтесь читать эту статью, в которой я объясню вам, как им пользоваться иншаАллах.

Как мы все знаем, Рамадан – месяц Корана. Но время летит, и слишком часто мы стараемся лишь побыстрее закончить чтение Священной Книги Аллаха, а то и не один раз, без того, чтобы размышлять над тем, что ниспослал нам в ней Всевышний и воплощать это в жизнь.

Данный путеводитель по Корану призван сделать этот Рамадан осмысленным, сознательным и поистине особенным для меня и для вас.

Он разбит на 5 столбцов.

Желательность чтения Корана в Рамадан и желательность чтения его ночью

имам Ибн Роджаб аль-Ханбали в шархе хадиса переданного аль-Бухари от Ибн Аббаса, что он сказал:
جبريل يلقاه كل ليلة من رمضان فيدارسه القرآن

«Джибриль встречался с Пророком каждую ночь Рамадана, обучая (повторяя) его Корану».

Сказал имам Ибн Роджаб :
ودل الحديث أيضا على استحباب دراسة القرآن في رمضان والإجتماع على ذلك وعرض القرآن على من هو أحفظ له وفيه دليل على استحباب الإكثار من تلاوة القرآن في شهر رمضان وفي حديث فاطمة عليها السلام عن أبيها صلى الله عليه وسلم: أنه أخبرها أن جبريل عليه كان يعارضه القرآن كل عام مرة وأنه عارضه في عام وفاته مرتين وفي حديث ابن عباس أن المدارسة بينه وبين جبريل كان ليلا يدل على استحباب الإكثار من التلاوة في رمضان ليلا فإن الليل تنقطع فيه الشواغل ويجتمع فيه الهم ويتواطأ فيه القلب واللسان على التدبر كما قال تعالى: {إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئاً وَأَقْوَمُ قِيلاً} [المزمل:6] وشهر رمضان له خصوصية بالقرآن كما قال تعالى: {شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ} [البقرة: 185]

«Хадис является доказательством на желательность изучения Корана в Рамадан, и собрания для этого, и чтения Корана перед тем, кто более знающий и запоминающий в нём.

И в этом хадисе далиль на желательность увеличения чтения Корана в месяц Рамадан. И пришло в хадисе Фатымы, мир ей, про ее отца (Пророка) – что он зачитывал Коран Джибрилю каждый год раз в год, и в год, когда он умер, он прочитал его дважды.

Также в этом хадисе Ибн Аббаса пришло, что изучение Корана Пророком и Джибрилем было ночью, и это служит доводом на то, что желательно больше читать Коран ночами Рамадана.

Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Воистину, мы восхваляем Аллаха, Господа Миров, к Нему мы прибегаем за помощью, и у Него мы просим прощения, и прибегаем к спасению от зла наших душ, и наших дурных дел. Тот, кого ведет Аллах – того никто не собьет, а кого сбил Он, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его Раб, и Посланник, а затем:

Часто женщины, даже будучи давно в Исламе и на верных убеждениях, испытывают недоумение и досаду по поводу того, что мужчины имеют гораздо больше возможностей делать благие дела и зарабатывать награду от Аллаха, особенно в этот благословенный месяц, когда «открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи « (Аль-Бухари 1800, Муслим 1079).

Желание заслужить довольство Аллаха и Его милость, в то же время будучи скованными домашними заботами и воспитанием детей – вот что волнует многих сестер-мусульманок. И это не что-то новое, что появилось в наше время. Такой вопрос волновал женщин еще во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Об этом мы узнаем из знаменитого хадиса.

Однажды когда посланник Аллаха находился среди сподвижников, к нему подошла Асма дочь Язида, и обратилась к нему:

«Ты мне как отец и мать, я пришла к тебе как представительница всех женщин, я готова отдать за тебя свою душу. И все женщины от востока до запада согласятся с моим мнением, что Всевышний Аллах послал тебя с истиной ко всем мужчинам и женщинам, и мы уверовали в тебя и в твоего Господа, который тебя послал. Я одна из многих женщин сидящих, дома, которые выполняют ваши желания, носят ваших детей, и вы мужчины ценнее нас в том, что можете посещать пятничную молитву, коллективные молитвы,каждый год совершать паломничество, участвовать в борьбе на пути Аллах. Мы же, когда вы уходите в хадж, поход, храним себя и ваше имущество, шьем ваши одежды и не можем участвовать в этих благих делах, о, посланник Аллаха».

Посланник Аллаха повернулся лицом к сподвижникам и спросил: «Вы когда-нибудь слышали от женщины речь в вопросе религии прекраснее, чем эта?»

Затем Посланник Аллах повернулся к ней и сказал: «Возвращайся и передай другим женщинам, что лучшей из вас будет та, которая спрашивает у мужа о том, чем он будет доволен, которая будет, выполнять то, что он хочет, соглашаться с его мнением. Выполнение всего этого будет равно тому, что он хочет, соглашаться с его мнением. Выполнение всего этого будет равно тому вознаграждению, которое получает муж от тех деяния, в которых не может принимать участия жена».

Услышав это, женщина повернулась и ушла, произнося от радости «Ля иляха илляЛлах» и «Аллаху Акбар».

(Передал Абу Давуд)

Из этого хадиса мы видим, что милость Аллаха велика по отношению к женщинам, и нашей заботы о муже, покорности ему, ведения домашнго хозяйства и воспитания детей уже достаточно, чтобы получить награду, равную всему тому, что делают мужчины (из перечисленного в хадисе), и хвала за это Одному Аллаху, если все это выполняется ради Его Лика и Его довольства.

Однако для тех наших сестер, которые хотят усердствовать в получении награды в месяц Рамадан, мы сделали подборку тех благих деяний, которые сможет сделать каждая женщина в это месяц с помощью Аллаха. Пусть Аллах поможет вам в совершении благого, ведь Аллах облегчает человеку совершение добрых деяний и приближение к своему Господу:

«Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»

(Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи)

Мы надеемся, что по воле Аллаха наши сестры извлекут пользу из этой статьи и распространят ее среди сестер, в печатном виде или в устной форме, и награда наша и награда тех, кто поможет в ее распространении увеличиться, не уменьшая награды всех тех, кто последует советам, упомянутым в статье, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Кто бы ни начал хорошее дело и за ним последовали другие, получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним, не умаляя их награды ни насколько.”

(Ат-Тирмизи, 2675)

1. Сделать это месяц месяцем покаяния — покаяться в своих грехах и обязательно просить Аллаха помочь оставить эти грехи на всегда и отдалить нас от этого.

Сказал Аллах:

«Скажи: “О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему”». (аз-Зумар 39: 53-54)

Просить прощения у Аллаха следует настойчиво, при этом имея намерение никогда не возвращаться к совершению этого. Прощение можно просить в дуа, суджуде, азкарах и в молитве ат-тауба:

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак’ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады» (Али ‘Имран 3: 135). Абу Дауд 1521, ат-Тирмизи 406, Ибн Маджах 1395.

Подборка материалов о посте в месяц рамадан: статьи и фатвы, книги, аудио-лекции и аудио-книги. (Ссылки не убраны, чтобы облегчить копирование подборки. Распространяйте среди мусульман бисмиЛлях и пусть Аллах дарует вам за это награду, равную награде всех, кто извлечет пользу из этих материалов и последует за этим, не уменьшая награды ни одного из них. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто бы ни начал хорошее дело и за ним последовали другие, получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним, не умаляя их награды ни насколько . Кто бы ни начал дурное дело и за ним последовали другие, понесет бремя своего греха и бремя греха, равное таковому тех, кто последовал за ним, не умаляя их бремени ни насколько». (Ат-Тирмизи, 2675. Он сказал: Это — сахих хасан хадис)

Вся наша жизнь – это стремление к довольству Всевышнего Аллаха, желание каждым своим деянием, мыслью и словом завоевывать Его благосклонность и любовь. Месяц, который Всевышний Аллах отметил особым почтением, это Рамадан, и если мы желаем стать ближе к Аллаху и быть в числе Его любимых рабов, нам следует возлюбить всем сердцем то, что любимо Им.

Любовь к Рамадану заключается в особенно трепетном отношении к Нему, ожидании его всем сердцем и желании провести его как можно полезнее для своей души и имана. Рамадан – месяц благословений, одним из которых является Ниспослание Священного Корана – Слова Всевышнего, книги – руководства, направляющего нас по жизни, раскрывающей тайны и устанавливающей предписания.

Всевышний Аллах сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи» (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, так как Он избрал его для Священного Корана.

Но это не значит, что все остальные 11 месяцев Коран должен лежать и пылиться на полке. Мусульманин не должен выпускать Коран из рук, особенно, когда до его месяца остается так немного времени.

Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Месяц Шабан жаловался: «О Господь мой! Поместил Ты меня меж двух священных месяцев. Какой славой и какими почестями наделил Ты меня?! Аллах ответил: «Сделал Я тебя месяцем Корана. Чего ты еще желаешь?».

Поэтому благочестивые люди уделяют много времени чтению Корана в этом месяце. Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамадан, нужно посвящать больше времени изучению Корана в месяц Шаабан. Приучайте себя к Корану уже сейчас, чтобы в месяц Рамадан он стал для вас вашим неразлучным спутником. Книга Аллаха всеобъемлюща и всей жизни не хватит для того, чтобы изучить и понять его смыслы.

Коран несет благословение во всем:

(6:92).

«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - быть может, вы будете помилованы» (6:155).

«Это - благословенное Напоминание, которое Мы ниспослали. Неужели вы станете отвергать его?» (21:50).

Человек и не подозревает, сколько наград и достоинств он обретает, за выполнение этого поклонения.

«За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква» .

«Кто читает Коран и учит его наизусть, и отличает добро от зла, тот будет впущен в Рай Аллахом, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены на Ад».

«Коран – это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!»

Как именно взаимодействовать с Кораном?

  • Читаем Коран
  • Слушаем Коран
  • Изучаем таджвид
  • Изучаем смыслы
  • Заучиваем аяты
  • Размышляем над аятами

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления?» (Коран, 47:24).

Похожие публикации