Святой вонифатий история. Молитва святому мученику вонифатию тарсийскому от алкоголизма и пьянства. Житийная и научно-историческая литература о мученике Вонифатие Тарсийском

Мученик Вонифатий (290 г.).
Святой Мученик Вонифатий (290).
Мученик Вонифатий Тарсийский
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ
День святого мученика Вонифатия

*
Память 19 декабря/1 января

Святой мученик Вонифатий

ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ

(† 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), пострадал при имп. Диоклетиане.
Был главным управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия, и находился в любовной связи со своей незамужней госпожой. В. Р. вел распутную жизнь, но был милосердным, щедрым и гостеприимным.

http://www.pravenc.ru/text/155230.html
--
На Руси этот мученик почитается как избавитель от пьянства.
*
============

Мч. Вонифатий Тарсийский. Икона. Россия. XIX в.
Святой мученик Вонифатий
Россия, XVII век

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305).

Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?». Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.

В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.

Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.

Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.

Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.
*
==============

Мч. Вонифатий Тарсийский. Икона. Русь. XVII в.

==========
Святой мученик Вонифатий

Святой мученик Вонифатий, память коего совершается 1 января, был из сельских жителей, простой воин маовитянин. Толстые руки землепашца и большие кисти с мясистыми пальцами сжимали рукоять длинного и тяжелого меча неказисто и неумело, словно черенок лопаты. Вонифатия позвал долг перед семьей, кому-то надо было пойти воином к восставшим. На отце была большая семья, старший брат Елисей – женат и имел детей, а младший брат Иорам был еще молод, а три сестры – не в счет.
В боях с римлянами Вонифатий был бесстрашен и своей неумелостью владеть мечом приводил в ужас нападавших легионеров. Он рубил направо и налево, как будто орудовал не двуручным мечом, а колол дрова топором. За ним шли товарищи, прикрывая Вонифатию спину от случайного удара.
Сила восставших ма-овитян таяла на глазах, легионеры теснили их последние отряды, помощи ждать было неоткуда. Но Вонифатий даже не задумывался о своей судьбе, ему хватало кружки хмельного вина и случайной женщины на ночь.
Однажды в тяжелом бою он оторвался от своих и кто-то из легионеров оглушил его сзади. Восставшие и легионеры после боя разошлись подбирать своих погибших и раненных, а оглушенный Вонифатий оказался в плену у римлян. Спас его от гибели выкованный родственником шлем с толстым войлочным подшлемником. Контузия, которую он получил в сражении, долго еще не отпускала, но затем прошла во время длительного и изнурительного перехода на чужбину. Там он был продан одной похотливой, богатой и знатной римлянке Аглаиде.
Из века в век люди говорят, что время лечит душевные раны и горечи потерь, это случилось и с Вонифатием. Жизнь он вел грешную, плотскую и нетрезвенную. С кубком вина, на груди любвеобильной Аглаиды, он забыл родину, потерю родных и близких. Сожительство со своей госпожой только увеличивало его земной грех перед Господом Богом. Но он болел сердцем о таком поведении своем и всегда имел намерение изменить образ жизни. Часто со слезами молился об этом Богу. Бедные и несчастные не отходили от него без утешения.
Однажды Аглаида – госпожа Вонифатия – принимала у себя далекого родственника Диметриана, который вернулся в Рим из десятилетнего плена христианином. Он долго рассказывал Аглаиде о мученической смерти ее мужа Антония от долго незаживающих ран, которого все в Риме считали давно погибшим. Диметриан поведал о тяжелой жизни в плену у кочевников, о жестоких гонениях на христиан в Малой Азии. Своими рассказами Диметриан так расстроил женщину, что Аглаида в тот же день отпустила раба Вонифатия на свободу, раскаявшись в своей греховной жизни.
Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил; "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?"
Аглаида заметила, что не время сейчас для смеха, а нужно спешить, чтобы выполнить ее поручение. На ее слова Вонифатий лишь скорбно улыбнулся.
Взяв самое необходимое, Вонифатий выехал в дальнюю дорогу. Перед глазами у него встал отчий дом, до боли в сердце родные мать, отец, братья и сестры, которых он не по своей воле оставил много лет назад.
Естественно, Вонифатий не мог сразу отказаться от всех своих пагубных пристрастий. В пути довольно часто пил вино и веселился. Однако во время такого длительного пути из Рима в Малую Азию, Вонифатий не только думал о подвигах мучеников-христиан, но все больше и больше узнавал о них, о жестоких казнях ни в чем не повинных людей. Он нет-нет да сравнивал свою греховную жизнь с жизнью мучеников-христиан, и к нему пришла вера, раскаяние в нем усилилось до готовности покаяния. Душа горела жаждой спасения, страх перед Господом Богом коснулся души и сердца его. И он сам решил пострадать за Христа - всю остальную дорогу он постился и постоянно был в молитвенном настроении. А вскоре он был готов принять мученический венец.
Позади осталась длинная дорога, и Вонифатий со своими попутчиками приехал в город Тарс на реке Кидне, которая почти рядом с этим городом впадает в Средиземное море. Вонифатий еще в пути слышал, что в этом городе буквально ежедневно подвергались истязаниям, суду и казням христиане, так как Тарс в это время был столицей провинции Киликилии в Малой Азии.
Приказавши служителям Аглаиды ждать его и оставив на них на постоялом дворе вещи и коня, Вонифатий пошел на площадь, где при стечении народа совершались казни. Христиане, претерпевшие нечеловеческие мучения от пыток, с верой в Христа, со спокойными лицами принимали смерть. Вонифатий был потрясен их верой в Бога до глубины души, сердцем принимая страдания безвинных людей. Он подошел к мученикам за веру, целовал их руки, ноги, раны, умоляя помолиться за него, чтобы и его Господь удостоил причислить к лику их. Он объявил себя христианином со словами: «Велик Бог христиан, дающий такую крепость духа рабам своим».
Скоро и его схватили, призвали к допросу, и за то, что он признал себя христианином, судья осудил его на мучения. Судья, руководивший казнями христиан, потребовал от Вонифатия отречься от своих слов и убеждений, но он был тверд в своем решении, и судья отдал Вонифатия в руки палачей. Сначала ему вбивали под ногти рук и ног острое железо, потом истязали его тело кнутами, вливали в горло расплавленное олово, но, к удивлению всех, он остался жив и мог говорить. Вонифатий так и не отрекся от веры, он хвалил Господа за то, что тот дает ему силы выдержать все пытки.
Вонифатия отвели в темницу, а на другой день снова предали мучениям и истязаниям, но не добились отречения от христианства. Поскольку новые мучения не отняли у него жизни, то судья велел мучителю усечь его мечом. С радостью в сердце и с молитвою на устах преклонил Вонифатий под меч свою голову.
Спутники Вонифатия волновались, ожидая его два дня, а он все не приходил на постоялый двор. Только на третий день они узнали от брата местного писца, который записывал показания допросов, о казни некоего чужестранца, пострадавшего за веру во Христа, что его смерть обратила к истинному Богу более полутысячи неверующих. Влекомые не только любопытством, но и необходимостью отправиться в дальнейший путь, спутники Вонифатия пришли к месту казни. Здесь они убедились в истинности случившегося. Они просили у мертвого Вонифатия прощения, так как и мысли не допускали, что пьяница и грешник пойдет на такой немыслимый подвиг, сподобится славной смерти за Христа.
Потрясенные случившимся подвигом своего спутника и товарища, они выкупили истерзанное тело Вонифатия, отдав все свое золото. Тело Вонифатия намазали ароматами, завернули в плащаницу и отправились обратно в Рим к своей госпоже. А в это время в Риме свершилось чудо. Когда повозка с телом Вонифатия была уже недалеко от Рима, Аглаиде во сне пришла весть от ангела: «Прими того, кто был раб твой, а ныне нам брат и служитель, кто станет хранителем души твоей и молитвенником за тебя». В ужасе проснулась она, пригласила служителей церковных и вместе с ними вышла со слезами встречать мощи мученика.
Аглаида выполнила обещание, данное Богу. С великими почестями в окрестностях Рима похоронила Вонифатия в имении своем и на этом же месте поставила храм.
Святой мученик Вонифатий поистине служит образцом покаяния после греховных страстей: невоздержание, нетрезвость, наслаждения плоти – затем необыкновенная жажда спасения, испытание страшных мучений, пролитие крови, отсечение главы. И все это совершенно добровольно. Он делом доказал искренность своего раскаяния, своей безмерной любви ко Христу. И ныне Бог молитвами святого мученика Вонифатия помогает нам стать на истинный путь покаяния, как Он помог некогда сделать то же этому святому.

http://iconsv.ru/
*
================

============
АКАФИСТ святому мученику Вонифатию
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1761

Кондак 1
Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному свету пришедый, приими моление наше, в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию победною зовем:

Икос 1
Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасившим, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да не когда яко грешник нераскаянный погибнеши и пред Господем в одежде мрачней предстанеши. Научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:
Радуйся, жизнь за Христа отдавый;
Радуйся, страданиям Его подражавый.
Радуйся, очи своя к Богу обративый;
Радуйся, волю свою в добродетелех укрепивый.
Радуйся, рабе Христов верный;
Радуйся, святый конец жития своего приемый.
Радуйся, к покаянию сердца обращаяй;
Радуйся, Духом Святым просвещенный.
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный;
Радуйся, змия лукаваго посрамивый.
Радуйся, святых лик возвеселивый;
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 2
Видя многомятежие мира сего и печали земныя, и сия вся, яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту Богоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси и ныне души всех во гресех погибающих к милосердному Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленных Ему вопиют: Аллилуиа.

Икос 2
Разум трезвением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный. От Запада на Восток из Рима пришел еси спострадати Господу Иисусу Христу намерение святое нося, да благодать в тебе преизобилует нас ныне в Храм Божий привлеки еси, тебе глаголющих:
Радуйся, страсти поборати научаяй;
Радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.
Радуйся, суету жизни земныя познавый;
Радуйся страдания своя предсказавый.
Радуйся, трезвящихся отрадо и одобрение;
Радуйся, немощных волею укрепление.
Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся;
Радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.
Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый;
Радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.
Радуйся, научаяй присно возносити ум наш к Богу;
Радуйся, обретый истинную от грехов свободу.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 3
Сила милосердия Божия неизреченная на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостиво Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут. Тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти Вечную Жизнь приял еси, научи и нас Богу пети всегда: Аллилуиа.

Икос 3
Имея ныне радость вечную в небесных селениях, и нас на грешней земли не забывавши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же труждающиися и обремененнии к тебе прибегаем: не остави сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на алтарь небесный принеси, да радостно тебе зовем:
Радуйся, ближняго, яко себе самого возлюбивый;
Радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.
Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый;
Радуйся, сего ради нощию стогны града обходивый.
Радуйся, богатыя милосердию научаяй;
Радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.
Радуйся, бедствующим добрый предстателю;
Радуйся, за обидимых и унижаемых присный ходатаю.
Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвлением прохлаждаяй;
Радуйся, вина ради обнищавшия к трезвлению призываяй.
Радуйся, жены рыдающия утешаяй;
Радуйся, слезы их ко Господу принесяй.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 4
Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов: не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою яко жертву благовонную Ему, сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы в житейском море сущии к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, в умилении зовуще: Аллилуиа.

Икос 4
Слышим и мы евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое иждивый, от глада душевнаго в себе пришед, во объятия отчи притече, в покаянии зовый: "Отче! Согреших на небо и пред тобою", тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвратився, ко Христу обратился еси. Мы же по исправлению твоему радующеся, поем ти сице:
Радуйся, глад крепок в работе страстем испытавый;
Радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго взалкавый.
Радуйся, пречистыя крови Его, яко истиннаго питания приобщивыйся;
Радуйся, яко преславным мучеником приложивыйся.
Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый;
Радуйся, сердце свое горе имевый.
Радуйся, ко Господу силой Животворящаго Креста пришедый;
Радуйся, яко приял еси венец победы.
Радуйся, души нашея сокровище нетленное;
Радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.
Радуйся, красота мира сего отвергий;
Радуйся, греховную одежду с себе совлекий.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 5
Боготочную Кровь Христову, за всех нас недостойных и кровь мученическую за Христа пролиянную памятующи, сице тебе вещаше Аглаида: "Сам веси, сколь многими грехми осквернени есмы и о будущем жития нашаго небрежем. Аз же от Божественнаго Мужа слышах, яко мучеников мощи спасение даруют, иже мученика яко Хранителя и ходатая пред Богом имать". И мы тебе глаголем: ты еси наш хранитель и ходатай пред Господем нашим, ибо со Ангелы предстоиши Пресвятей Троице, поя: Аллилуиа.

Икос 5
Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляеми, но радостно тебе зовем:
Радуйся, от страстей, яко от погибельнаго сна пробудивыйся;
Радуйся, от уз греховных свободивыйся.
Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение;
Радуйся, безконечныя радосте утверждение.
Радуйся, зовый нас к подвигу воздержания;
Радуйся, ты бо знамением Креста посекл еси страстей взыграние.
Радуйся, стяжавый себе вечное имение;
Радуйся, и нас пробуждаяй к труду спасения.
Радуйся, яко винное веселие презрел еси;
Радуйся, плотския раны, яко бесплотен, претерпел еси.
Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный;
Радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 6
Проповедница поклонения святым мощем явися Аглаида, госпожа твоя, страдальче Христов, егда посла тя на Восток святыя мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, ими же благодеяния источаются обильно, и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти, ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси нам, яко звезда незаходимая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получивый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть. Темже и нас молитвами твоими в горняя обители приведи, тя восхваляющих сице:
Радуйся, закона Христова скрижаль, Богом начертанная;
Радуйся, молитв к Господу Миро благоуханное.
Радуйся, правыя веры Христовой столпе огненный;
Радуйся, честный венче от заповедей Божиих, якоже от камений драгих устроенный.
Радуйся, трезвения лествице небовосходная;
Радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.
Радуйся, яко от Господа Иисуса благодать и силу приял еси;
Радуйся, яко свет Христов сим возсиял еси.
Радуйся, воздержанием от грехов освящати праздники нас научаяй;
Радуйся, от смертнаго вина нас охраняяй.
Радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляй;
Радуйся, тыя к новому житию призываяй.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 7
Хотя отъити от дому своего в путь на Восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: "Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, егда его принесут ти". В душе твоей мысль за Христа пострадати тая, Ему сокровенно молился еси; и нашу веру укрепи, да будем готови и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа.

Икос 7
Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: "Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святыя имаши носити. Господь же да послет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим". Мы же чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:
Радуйся, святых мощей почитателю;
Радуйся, благоговения образа нам подателю.
Радуйся, безчинств хранитися нам повелевый;
Радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.
Радуйся, известный наш помощниче;
Радуйся, святых мыслей таинниче.
Радуйся, всем борющимся со грехами покровителю;
Радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.
Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения;
Радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.
Радуйся, ликом ангельским сотворивый радость и удивление;
Радуйся, духов злобы приведый в посрамление.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 8
Странно тебе бысть языческое идолом служение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждыми, но апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве ко Владыце Христу поюще всегда: Аллилуиа.

Икос 8
Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси Духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же похвалу поем:
Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный;
Радуйся, в Правду Божию, аки в броню облеченный.
Радуйся, яко кости твоя за Христа обнажахуся;
Радуйся, яко чистота души твоея тогда открывашася.
Радуйся, яко наследовал еси небесная селения;
Радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хуления.
Радуйся, за Христа острыми тростьми прободаемый;
Радуйся, Сада Райскаго цвете неувядаемый.
Радуйся, яко злато горнилом язв очищенный;
Радуйся, за Христа ударенный.
Радуйся, кончиною своею Богу угодивый;
Радуйся, даже до смерти мученической его возлюбивый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 9
Всего себе Господу Богу предав страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити, руце своя воздвигл еси к небу, тако моляся: "Господи, Боже мой, Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ныне со мною, моя страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем". Тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу Аллилуиа.

Икос 9
Витии суемудрении да рекут нам, како олово разженое гортани твоея не опали, ниже инаго вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие. От Господа бо знамения победы над мучителем просил еси и сие знамение тебе дано бысть. Сего ради вси чудящеся восклицаху: "Велий есть Иисус Христос, веруем в Тя, Господи". Мы же славим тя, мучениче, сице:
Радуйся, яко тобою вернии просвещаются;
Радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.
Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй;
Радуйся, во страданиях призывати Бога научаяй.
Радуйся, яко мучителие тебе не превозмогоша;
Радуйся, яко страсти тебе не побороша.
Радуйся, ты бо терния грехов в себе попалил еси;
Радуйся, ты бо огнем неопален пребыл еси.
Радуйся, присно живый страстотерпче радостный;
Радуйся, молитвенниче наш благостный.
Радуйся, яко тобою очеса грехми ослепленная отверзаются;
Радуйся, яко помощие твоею печали на радость прелагаются.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 10
Спасен быти восхотев, пламенно возжелал еси, до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, емуже и возопил еси: "Господи, Господи, Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буди ми помощник, да за беззакония моя, безумно содеянные я, враг не преградит ми пути к небеси: приими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими", и ныне вопиющими: Аллилуиа.

Икос 10
Стена крепкая, козньми врага неодоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов. Егда же глава твоя от телесе отсечена бысть, о чудесе! Абие кровь и млеко из раны тоя истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с ними звати тебе:
Радуйся, яко мучения твоя зряще, множество людей ко Христу обратишася;
Радуйся, яко тебе ради на князя злобы они устремишася.
Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя;
Радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести во гресех погребенныя.
Радуйся, нераскаянных грешников обличение;
Радуйся, волей расслабленных от вина исцеление.
Радуйся, в нощи неведения блуждающих вразумление;
Радуйся, златая удице, из глубины грехов влекущая ко спасению.
Радуйся, яко от Бога в молитвах услышан был еси.;
Радуйся, яко в Небеснем Царстве вселился еси.
Радуйся, порфирою от кровей твоих облеченный;
Радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 11
Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученическими лики Пресвятей Троице предстоя, за нюже себе предал еси, да и мы, души своя, аки невесты украсивше, нетленному Жениху Христу, представим со освященною песнию: Аллилуиа.

Икос 11
Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи твою усеченную главу обретше, плакахуся горько, глаголюще: “Рабе Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших”. Тогда лик твой, яко лучами живыми просветися, прощение им являя. Сего ради с любовию тебе зовем:
Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя;
Радуйся, любве вместилище пространное.
Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады;
Радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному Граду.
Радуйся, в смерти своей апостолом равный;
Радуйся, ревностию по Бозе преславный.
Радуйся, житейския молвы обличаяй и злые сплетения;
Радуйся, всех нас от вражия избавляяй ловления.
Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя;
Радуйся, пред престолом Господним лампадо неугасимая.
Радуйся, по заповеди Христовой и врагов любивый;
Радуйся, злословие и клеветы позабывый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 12
Благодать исцелений точащия мощи твоя егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: “Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже Владыку, и упокой добре, да греси твои оставятся”, той бо с нами ныне в небесех поет Всевышнему: Аллилуиа.

Икос 12
Поющи чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в нем же и мощи твоя положи и сама богатство нищим раздавши и пятьнадесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже, величающе чудеса твоя, прославляем тя сице:
Радуйся, душу свою сотворивый, яко храм Богу прекрасный;
Радуйся, чудных Божиих дел книго ясная.
Радуйся, от внезапныя смерти избавляй;
Радуйся, скорбныя жены от злых пианиц ограждаяй.
Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй;
Радуйся, свет чистоты им подаваяй.
Радуйся, ты бо укрощаеши страстей огневицу;
Радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.
Радуйся, малая чада от соблазнов мира соблюдаяй;
Радуйся, тыя Христову учению наставляяй.
Радуйся, вестниче трезвости, вовеки прославленный;
Радуйся, угодниче Христов, присно почитаемый.
Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 13
О предивный мучениче Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею колена преклоньше и руце свои к тебе простерше тебе ныне приносим, даруй нам твое пред Господем заступление, наипаче же погибающим от пианства братиям нашим исцеление ниспосли, жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивше молитвами, вовеки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*
==============

=============
Молитва об исцелении от запоя Мученику Вонифатию

Вонифатий сам погибал от страсти пьянства, но обратился ко Господу и удостоился мученической кончины. Ему молятся от страсти пьянства и запоя.

Молитва святому мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие!
Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостиво услыши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкве Христовой и вечнаго спасения отпадающия. О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данной ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, о нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшнем Судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве святыя видимыми и невидимыми силу непобедимую, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков.
Аминь.
*

Святой мученик Вонифатий

*
Молитва иная – от пьянства и всякой страсти

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
*

*
Молитва третья

О святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых.
Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесилънаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*
==========

Святой мученик Вонифатий Cовременный список иконы

=================
Тропарь мученику Вонифатию

Тропарь, глас 4:
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.
Кондак, глас 4:
Священие непорочное самовольне Тебе привел еси, иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.
Ин кондак, глас 4:
Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря, показал еси мужески крепость свою, устремився на страсти исповеданием во Христа, Иже прием почесть победы твоего страдания, Вонифатие, присно моли за ны.
Кондак, глас 6:
Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Вонифатие, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый Вонифатие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
*
=================

=================
Канон святому мученику Вонифатию
http://belmagi.ru/amolitv/vanefatey.htm

Ирмос: Тристаты крепкия, Рождейся от Девы, безстрастия во глубине души тричастное по топи, молюся, да Тебе, яко в тимпане, во умерщвление телесе победное воспою пение.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Усердным помыслом подвигом ревнивав доблих страдальцев, пострадал еси крепко и змия умертвил еси страдании твоими живоносными, страдальче Вонифатие, святых Ангелов собеседниче.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Видев на земли вражию лесть, излиянну люте, доблий страдальче, душу распалив желанием Божественнейшим, вшел еси, в тризнище небоязненным, преблаженне, мудрованием. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Мудростию Божественною просвещаемый, блаженне, немудрыя враги объюродил еси, Христа возвещая, дебельством плоти уподобльщася, имже явитися восхоте, Вонифатие, мучениче многострадальне.

Богородичен: Гору Божию, юже провиде Даниил, скинию мысленную, Марию Чистую, славы священие, трапезу, Божественный хлеб вмещшую, вей вернии, единомудренно воспоим.

Ирмос: Яко неплоды роди от язык Церковь, и многое в чадех изнеможе сонмище, чудному Богу нашему возопиим: Свят, еси Господи, Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.
Якоже возжелел еси, славне, свободу Вышнюю, от ига работы избавляешися, страстен честным поревновав, славне, иже за милосердие раба бывшаго.
Святый мучениче Вонифатие. моли Бога о нас.
Плотских вышший явлься мудрований изменением Божественным, внезапу всяк прилег лютых претерпел еси, радуйся, мучениче Вонифатие.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас.
Тебе самого, отверглся еси, и к подвигом и борением врага изшел еси, Креста оружием укрепився, и, победитель быв, прославился еси, мучениче Вонифатие.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Себе Самого истощи, Отеческих не истощив во чреве Твоем недр, пресущный Бог и Твой Сын бысть, Всенепорочная, спасая человечество.

Кондак, глас 4

Подобен: Вознесыйся:
Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законно веры ради зря, показал еси мужески крепость свою, устремився на страсти исповеданием во Христа, Иже прием почесть победы твоего страдания, Вонифатие, присно моли за ны.

Седален, глас 4

Подобен: Вознесыйся:
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, бремя же, блаженно, отдался еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне. Но прилежно моли прияти всем согрешений совершенное прощение.
Слава, и ныне.
Богородичен: Грехолюбив сый, молю Тя, безгрешнаго Бога рождшую, вземлющаго грехи мира, Пречистая, многогрешную душу мою ущедрити и грехи моя многая очистити: грешным бо Ты еси очищение, и спасение верным, и заступление.
Крестобогородичен: Из Безначальнаго Отца рожденнаго, напоследок Тя плотию Рождшая, на Кресте висяща зрящи, Христе увы Мне, Любезнейший Иисусе, вопияше: како славимый яко Бог от Ангел, от беззаконных ныне человек Сыне, хотя распинаешися? Пою, Тя, Долготерпеливе.

Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы: Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Ублажая страждущих терпение, подобием, мучениче, честных страданий сим уподобился еси, богомудре пребогате.
Святы и мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Идый верою к мучеников Божественному сословию, блаженне, тебе самаго желающе бремя досточудное, богомудре, отдал еси. Святый мучениче, Вонифатие, моли Бога о нас. Очищен, якоже злато, мучениче, язв горнилом, чистейший явился еси, нося Зиждителя страстей изображение.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Девство по Рождестве запечатанно познавающи, Отроковице, неска-занно рожденнаго Слова из боку Твоею верно величала еси.

Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низиосли нам, и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, Твой мир даруяй.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Яко светозарная возшел еси звезда от запад, и зашел еси, мучениче, страданьми, терпеливно, абие к западном возсиял еси, озаряя концы. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Мученически подвизался еси, ногтей терзания, острыми, мучениче, тростьми сбодаемь, и лукаваго жала верно притупляя благодатию. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Вражия изнемогоша, богомудре, на тя коварствия, ибо к Богу воззрением неуклонным плотския раны, якоже безплотен, терпел еси. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Скверны всякий омый, Дево, душу мою, вопию Ти, и спаси мя, Чистая, Яже истиннаго Бога Спаса на земли воплощшая.

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Биемый ранами плотскими уязвил еси безбожныя. неисцельно недугующия неведением, и болящим явился еси врач, страдальче Вонифатие.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Возвышаемь к Богу, блаженне, прилогом подвигов, враги невидимыя разразил еси и низриновенным помощник, страстотерпче, был еси. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Влачимь по земли, якоже камень многоценен, страдальче, прелести низложил еси утверждение, верных же сердца наипаче верою утвердил еси. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Купина Тя проображаше, Всенепорочная, первое, горящи и никакоже опаляема, Пречистая, ибо, якоже она, не опалилася еси, Бога воплощши.

Кондак, глас 4

Подобен: Явился еси:
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися хотящему, святе венценосче, премудре Вонифатие.

Ирмос: Авраамстин иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отцев наших Боже благословен еси.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Колен не преклонив истуканным, во искушение верглся еси величайшее, истинно, мучениче, в пещь, в нейже орошаемый, благодарствовал еси Христу во веки.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Разорити крепость твоего исповедания тщася, льстивомудренный во внутренняя твоя клокочущее олово немилостивно вливает, но яве посрамися.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Посечен быв усердно в честную твою главу, врага льстиваго многокозненную главу отсекл еси твоего мужества мечем, мучениче Христов, богомудре.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Да гласы подо6ающими песнословлю Тя, Отроковице, страстей мя избави молитвами Твоими, бед же и скорбей и лукавых человек, озлобити мя ищущих.

Ирмос: Избавителю всех, Всесильне, посреде пламене благочествовавшия, снизшед, оросил еси - и научил еси пети: вся дела, благословите, пойте Господа.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Полезно твое делая спасение Христос, Вонифатие, взыскающа мощей добропобедных мучеников, тя укрепляет, еже верно взыскал еси сам быти.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Блаженней госпожи блаженно сокровище подался еси, 6лаженне, имже обогатившися, пояше веселым сердцем: вся дела, благословите, пойте Господа.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Со тщанием славная жена, воздвигши храм свя-щеннейший, тя в нем положи, сущий Божественныя Троицы храм, страстотерпче Христов Вонифатие.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Умертвився за любовь Зиждителя, умерщвляющаго страсти тлетворный, животворяй молитвою твоею ясно вопиющия: вся дела, благословите, пойте Господа.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: На Тя, Чистую, Пребожественный, низшед, якоже весть, воплотися и человеки обожи, песнопоющия, Дево: вся дела, благословите, пойте Господа.

Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть; Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови Благословение процвела еси. Тем Тя вси величаем.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Видевши тя, бремя священное, моли Бога о нас, пиющи, Приснопомнимая: раба послах тя, блаженне, господина истинна приемлю, работы мя зол избавляюща твоими благоприятными мольбами. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Яко крин, во удолиих мысленных процвел еси, мучеников, Вонифатие, якоже финике, возвысился еси, яко кедр, познался еси миродыханен, явился еси избранный, яко кипарис, благовонствуя души наша. Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Днесь память твоя нам возсия, страстотерпче, якоже солнце, сиянием Божественных дарований, просвещающи души поющих тя, страстей же мглу отгоняющи, мучениче богомудре всеблаженне.
Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас. Яко солнце от запад, возсиял еси и восточнаго града достигл еси, идеже пострадав и смертию зашед, к жизни востекл еси и Рим светлый достигл еси, сего ограждая мольбами твоими. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Светом мя озари Твоим,
Всенепорочная, во тьме содержимаго греховней, Богородице, и подаждь во дне ходити Божественных повелений, Богоневесто, яко да пою Тя, Всепетую.
*
================


Мч. Фонифатий в житии (фрагмант иконы "Богородица со святыми"). Икона. Россия. Середина XIX в. 11 х 20.
Мучение св. Вонифатий Тарсийский. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монастырь Дионисиат. Афон. 1547 г.

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Вонифатий жил во времена императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.

По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы. Подобное зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа.

Приведенный на суд к правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, его опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое затем выкупили за 50 фунтов золота и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так в точности исполнилось невольное пророчество, произнесенное святым Вонифатием перед отъездом.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика.

В этом храме на протяжении веков по молитве святого Вонифатия совершались многочисленные чудеса . Сама же Аглаида, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения. Она почила в мире тринадцатью годами позднее, предав душу Господу с верой в то, что все прегрешения ее прошлой жизни совершенно изглажены благодаря заступничеству святого Вонифатия.


Совр. церковь Сант-Бонифацио-э-Алессио в Риме.

Вот уже множество столетий христиане знают, кому молиться, если они сами или их ближние страдают от такого греха, как пьянство. Эта молитва произносится святому мученику Вонифатию.

Святой мученик Вонифати Тарсийский

Грехи Аглаиды и Вонифатия

Кем же был этот св. Вонифатий? Всегда ли он считался святым? Конечно же, нет. Как и многие другие святые, изначально ему довелось изведать бездны греховного падения, перенести испытания и лишь затем обратиться к Богу.

Он служил, как раб, молодой и красивой римлянке, которую звали Аглаидой. Перед чарами этой красавицы трудно было устоять и потому он:

  • состоял с нею в незаконном сожительстве;
  • предавался разврату и удовлетворению греховной похоти;
  • питал особенную страсть к выпивке – страдал от пьянства.

Грехи продолжали накапливаться и этот груз давил на них обоих. Совесть терзала эту пару, но самостоятельно отказаться от своего образа жизни им было не по силам.

Вонифатий собирается в путь

Аглаиде рассказали, что победить эти низменные зависимости – освободиться от пьянства и разврата – реально с помощью святых мощей, благодаря которым усиливается молитва, и увеличиваются шансы на спасение. Воздействие мощей настолько благодатно, что можно замолить любой грех, а добродетель обязательно воцарится.

Но находились чудные Господни дары в соседнем городе, и поэтому хозяйка послала своего раба за ними. На дорогу она снарядила его большим количеством золота, используя которое он должен был выкупить мощи (а частично раздать это богатство нищим).

Чтобы достойно перенести мученические тела, были также приготовлены:

  • прочие помощники рабы;
  • много лошадей;
  • мягкие полотна;
  • специальные благовония.

И Вонифатий отправился в путь. А город с мощами находился на Востоке – в то время на христиан там были жестокие и опасные гонения.

Святой мученик Вонифатий сам предсказал свою судьбу

Предсказание Вонифатия

Уходя, раб и любовник Аглаиды пошутил: «А если мне не удастся отыскать мощи мучеников, зато самому придется пострадать за Христа, сможешь ли принять, хозяюшка, мое мученическое тело?».

В ответ на это невольное предсказание, воспринятое римлянкой в качестве неудачной шутки, она только рассмеялась, окрестив Вонифатия грешным пьяницей. Разве можно тогда было предположить, что настолько греховный и зависимый человек способен пострадать за Христа?! Наоборот, она предостерегала его сохраняться от возможных бесчинств в дороге, совершать задуманное святое дело со всей честностью и благоговейностью. И благословила его, поскольку всем сердцем своим желала избавиться от груза грехов.

Так и в современной жизни, рано или поздно наступает момент, когда самые «законченные» пьяницы понимают, что больше не могут, что валуны прегрешений, повешенные им на шею, затащат их на самое дно, в те бездны, откуда нет возврата. Именно в это время и следует молиться св. мученику, который сам прошел по этому тернистому пути и знает, каково это. Речь идет лишь о тяжелом, но преодолимом испытании, преодолев которое человек станет намного чище и светлее.

Раскаяние в дороге

Сильное раскаяние посетило Вонифатия уже по дороге за мощами. Вот почему будущий св. мученик решил поститься: избегать употребления в пищу вина, мяса, но насыщать себя ежедневно, ежечасно, ежеминутно усердными молитвами Господу.

Не зря же говорят, что огромное желание верить и каяться всегда приносит плоды: уверует даже самый большой скептик, а этот раб отнюдь не был скептиком. Наоборот, единственной его надеждой на спасение было обращение к Господу. Вот почему в пути он беспрестанно молился – молитва его была от всего сердца. Страх перед грехами и возрастающая любовь к Всевышнему заставляли Вонифатия делать это.

На городской площади

Когда он оказался в городе Таре, то остановился в местной гостинице, где и оставил на время собственных спутников. Сам же раб отправился по направлению к городской площади, поскольку узнал, что именно здесь прилюдно мучают христиан.

Святой мученик Вонифатий сумел искупить прегрешения всех пьяниц и блудников

Ему пришлось увидеть страшные пытки, которым подвергались св. мученики, но даже под пытками лица их были просветлены Божьей благодатью. Это потрясло Вонифатия, сокрушило его сострадательное сердце, и поэтому он не выдержал:

  • бросился к замученным христианам, целовал их ноги;
  • просил молиться за него так же;
  • умолял о возможности пострадать вместе с ними.

Молитва раба уже в скором времени сбылась.

Мученическая смерть

Видя его поведение, городской судья спросил, не христианин ли этот приезжий? Св. Вонифатий ответил, что искренне верует в Христа. За это он был предан мучениям – настолько серьезным, что даже описывать это тяжело.

Под ногти св. мученику Вонифатию вонзали иглы, в горло его вливали расплавленное олово. Мясо раба практически отпадало от его костей. Наконец, Господь увидел, что это Его раб, что он достаточно пострадал за все те грехи, которые успел накопить в своей жизни, сумел искупить не только их, но и прегрешения всех пьяниц и блудников, желающих стать на истинный путь и отвернуться от прошлой жизни.

Святой мученик умер страшной мученической смертью, был вознесен Богом на небо, а церковью причислен к рангу святых.

Молитва Святому Вонифатию

О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положйти в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоу спешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Лучший способ борьбы с алкоголизмом

Теперь молитва святому мученику – это лучший и самый правильный способ избавления от пьянства. К чему только не прибегают сегодня для борьбы с алкогольной зависимостью – гипнозы, всевозможные препараты, разнообразные научно обоснованные методики. Нельзя забывать о том, что лечить следует душу алкоголика.

Более подходящего средства, чем молитва, для этого не существует. Между прочим, смерть св. Вонифатия не прошла даром даже для людей греховного города Таре. Люди, наблюдавшие за тем, что случилось на площади, были поражены верой и смелостью приезжего человека, возмутились так называемым правосудием, свершенным над ним сатанинским судьей.

У них, как будто глаза открылись на то, чего раньше они не желали видеть, и не признавали. В городе поднялись волнения.

Молитва этому мученику помогает избавить от пьянства даже тех, кто уже перепробовал разные способы, но безуспешно. Только Бог может даровать спасение там, где все давно уже кажется безнадежным.

Житийная литература, быть может, вовсе не популярна сегодня среди широких масс читателей, однако, это не умаляет той нравственной, перерождающей силы, которую несут в себе известные чаще воцерковленным людям жития святых великомучеников.

Житие священномученика

В историю христианства Вонифатий вошел отчасти благодаря истории, связанной со знатной римлянкой Аглаидой, на дальнейшую жизнь которой также повлиял этот святой мученик. Для христиан путь Вонифатия - это путь прозрения, очищения от греха и обращения ко Христу, как спасителю своей души.

Мученик Вонифатий Тарсийский

О жизни Вонифатия известно не так много, лишь то, что был он некогда рабом у некоей Аглаиды, не имевшей семьи и мужа и оттого живущей во грехе со многими мужчинами, в том числе и с Вонифатием. Вонифатий же, несмотря на то что жил по плоти, имел и некоторые добродетели - помогал нищим, привечал странников и всегда был готов помочь каждому, кого постигло несчастье.

Статьи о других святых мучениках:

Уже тогда Вонифатий понимал, что жизнь его идет вразрез с его представлениями и обращался к Богу с молитвенной просьбой избавить его от грешной страсти.

Однажды Аглаида прознала, что имея в своем доме мощи святых великомучеников, можно не только защитить своё жилище (а в те времена были страшные гонения на христиан), но и спасти свою душу. Вознамерилась также Аглаида построить храм, посвященный тому мученику, чьи мощи будут принесены ей Вонифатием, однако, об этой своей мысли ему не сказала. И вот она решает отправить своего раба Вонифатия за святыми мощами, снабдив его золотом и припасами в дорогу.

На пороге, Вонифатий сказал Аглаиде о том, что если же не раздобудет он святые мощи, но сам пострадает за веру во Христа и уже теперь его мощи будут принесены Аглаиде, примет ли она их? Но Аглаида, как и многие другие, видела в Вонифатии лишь пьяницу, да мытаря, а потому лишь подняла его на смех.

Пребывая в пути, Вонифатий неустанно молился и постился, а приехав в город Тарсе, отправился к месту, где мученически казнили христиан. Там он со слезами и молитвами, обнимал тела страдающих и в душе его появилось желание - за грехи своей жизни разделить страдания с этими людьми.

Когда же воины предложили Вонифатию принести жертву их богам, он трижды промолвил, что он христианин и жертв идолам возносить не будет. Тогда Вонифатия подвесили вверх ногами и подвергли страшным истязаниям, но и тогда он был готов разделить с другими великомучениками страдания за Христа и не отречься от своей веры. На следующее утро Вонифатию была прилюдно отрублена голова, но когда чужаки увидели, что из раны его сочатся кровь и молоко, то многие покаялись и здесь же приняли веру во Христа.

Люди, которых Аглаида отправила в помощь Вонифатию, не дождавшись его, явились к месту казни и, поняв, что произошло, устыдились того, что называли его грешником, да пьяницей. Выкупив его тело, они отправились домой.

Аглаида же, приняв мощи Вонифатия, покаялась в своей прошлой жизни и раздала свое имущество, ушла от мира, посвятив остаток своей жизни молитвам. А спустя 18 лет, тело ее было захоронено рядом с гробом Святого Вонифатия.

На заметку! Вонифатий Тарсийский считается раннехристианским мучеником, родился он в III веке от Рождества Христова и в этом же веке, в 290 году - мученически погиб. К сожалению, возраст Вонифатия на момент гибели не установлен.

Чудеса и помощь святого

Жизнь и смерть Святого Вонифатия, озарена чудом. Его христианский подвиг каждому напоминает о том, что даже находясь в страшном или , никогда не поздно отречься от своей прошлой жизни, «умереть» и возродиться совершенно другим человеком.

Икона святого мученика Вонифатия Тарсийского

Удивительна сила веры Вонифатия, ведь жертвуя собой во имя Христа, своей смертью, по мнению историков, он одномоментно обратил к вере более 500 человек, даровав им путь к спасению.

Важно! Сегодня икона Святого Вонифатия, ее списки, находятся во многих реабилитационных центрах, помогая людям, отягощенным грехом пьянства и наркомании прийти к свету.

Святому Вонифатию молятся те, кто либо сам, либо чьи родственники попали в тяжелую зависимость от алкоголя, либо наркотиков. Одержимость этими пристрастиями - тяжелая душевная болезнь, спасти от которой может искренняя молитва Святому, ставшему примером чистой жизни и избавления от греха.

Дни памяти

День памяти Святого Вонифатия для большинства людей остается незамеченным, ведь приходится он на самый разгар - 1 января (19 декабря по старому стилю).

Похожие публикации