Тема урок молитесь за врагов. Урок по основам православной культуры на тему 'Евангельское учение об отношении к врагам' (4 класс). Уточнение и закрепление знаний

История, которую мы хотим рассказать Вам, случилась во время Второй мировой войны. Летчик катапультировался с подбитого самолета, когда находился над водами Тихого океана. К счастью, небольшая резиновая лодка, какими снабжаются военные самолеты на случай аварии, оказалась цела. Прошло несколько часов, а он все плыл и плыл в своем крошечном судне неведомо куда. Помощь не приходила. Тогда, отчаявшись, он обратился к Богу с такой молитвой: «Дорогой Боже! Я не просил Тебя ни о чем двадцать лет. Услышь мою молитву, пошли мне того, кто спасет меня, и я никогда больше не буду беспокоить Тебя».

Есть много людей, которые обращаются к Богу только в отчаянии. Они вспоминают о молитве как о последнем средстве, к которому можно прибегать в трудных обстоятельствах, когда уже больше не на что надеяться. Они думают, что Бог не хочет или не может их услышать.

На самом деле это не так. Молитва - постоянный способ общения человека со своим Создателем. «Непрестанно молитесь», - сказал апостол Павел (1 Послание к Фессалоникийцам 5:17).

Христос, живя на земле, был лишен непосредственного общения с Богом-Отцом. Но Он очень много времени проводил в молитве, и это давало Ему силы перенести разлуку. Адам и Ева до своего грехопадения имели возможность лицом к лицу общаться с Богом. Грех положил такую огромную пропасть между Небом и землей, что мы теперь не только не можем подойти к Нему на близкое расстояние, но даже увидеть Его издали. И все же Бог оставил людям возможность общаться с Ним - через Духа Святого в молитве. Подумайте, как замечательно, что мы можем обращаться к Нему в любое время и при любых обстоятельствах!

Господь хочет, чтобы мы открывали Ему свои сердца. Из Библии мы узнаем, как нужно молиться, чтобы Бог слышал нас и отвечал нам.

ЛОЖНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ

Существует несколько неверных представлений о том, как нужно молиться. Рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения. Чем молитва не является?

1. МОЛИТВА - НЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Заклинание - это определенное сочетание слов. По мнению заклинателя, оно имеет магическое действие, способное заставить «высшие силы» выполнить желание говорящего. Издревле язычники пользовались заклинаниями, чтобы побудить тех, кого они считали своими богами, к определенным действиям.

Произнесение заклинаний отличается многократным ритмичным повторением одних и тех же заученных, часто бессмысленных фраз в определенной последовательности. Только таким образом, по представлению заклинателей, можно заставить богов исполнить человеческую волю. На самом деле заклинания всегда были или шарлатанством, или непосредственным обращением к дьяволу, скрывающемуся под видом языческих богов.

Иисус Христос, когда учил своих учеников молиться, предостерегал их, говоря: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им» (Евангелие от Матфея 6:7,8).

В книге Псалтирь сказано: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалтирь 61:9). Господь ждет от нас откровенности. Ему не нужно многословие. Простыми, понятными Вам словами обращайтесь к Нему со всем, что Вас в данный момент радует или тревожит. Пусть молитва будет искренней, открытой и одухотворенной.

2. МОЛИТВА - НЕ НИРВАНА

В некоторых восточных религиях считается, что высшего блаженства и приобщения к Богу человек достигает только после освобождения от всех своих мыслей и чувств. Такое состояние полного ухода от действительности и якобы ничем не заполненного сознания называется нирваной. Истинная же молитва, напротив, характеризуется сосредоточенностью разума и напряжением души, внутренним усилием человека, направленным к Небу.

Обращаясь к Богу в молитве, христианин не освобождает свое сознание от мыслей и чувств, но наполняет его Божественным содержанием. Вот что говорит Библия о сути молитвенного разговора с Богом: «И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Книга пророка Иеремии 29:12,13); «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Послание к Коринфянам 14:15); «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Книга пророка Иеремии 33:3) . Молитва предполагает участие как человека, так и Того, к Кому он обращается. Это живая связь с Живым Богом.

3. МОЛИТВА - НЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

В Священном Писании не говорится о том, что молитвы должны повторяться заученными словами. Библейские герои обращались к Господу из глубины своего сердца, они не учили слова своих молитв наизусть.

Можно привести в пример Давида, автора большинства псалмов из книги Псалтирь. Много раз ему приходилось просить у Господа помощи и защиты от врагов, и каждая новая просьба никогда не была копией предыдущей: «Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых… Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, от врагов души моей, окружающих меня» (Псалтирь 16:1,8,9);

«Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою» (Псалтирь 53:4,5);

Нам не нужно заучивать молитву, как стихи. Господь хочет, чтобы мы разговаривали с Ним как с Любящим Другом, в открытости, простоте и смирении сердца, как это происходит в серьезном и искреннем разговоре.

Истинная молитва - это сокровенные слова смиренной души, поднявшейся до небесных врат. Она, словно благовонное курение, возносится к престолу Всевышнего.

Есть люди, которые не решаются молиться только потому, что не знают, какими словами нужно обращаться к Богу. Но Он слышит наше сердце, а не слова наших уст. Чувства, которые мы испытываем в глубине своей души, для Него гораздо важнее произносимых слов.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Книга Царств 16:7).

КОМУ НУЖНА МОЛИТВА?

Часто люди задаются вопросом: «Если Бог знает все о моих нуждах, то зачем мне рассказывать Ему о них? И если Он видит благодарность в моем сердце, то обязательно ли высказывать ее словами?» Молитва нужна нам самим. Когда мы разговариваем со своим Творцом, Он дает нам облегчение, уверенность и внутренний покой. Мы поднимаемся над суетностью жизни к духовным вершинам. Высказывая свою радость и благодарность Богу, мы становимся еще более радостными и благодарными. Молитва изменяет сознание человека и преображает его, освобождая от вредных наклонностей и желаний. В молитве страх, ненависть, осуждение сменяются надеждой, любовью и прощением.

Наша молитва нужна и Господу. Представьте себе человека, который говорит всем, что очень хорошо к Вам относится, но при этом не желает с Вами общаться. Сможете ли Вы считать его своим другом? Бог все время разговаривает с нами через наши мысли, нашу совесть, через других людей, через обстоятельства жизни и Библию. Но как часто, слыша этот тихий и нежный голос, мы отвечаем на него равнодушным молчанием.

В молитве человек обретает истинное счастье, мир и покой. Сердце Бога наполняется радостью, когда Он слышит устремленные к Нему слова, исходящие из глубины человеческого сердца.

Молитва является сильным оружием против сатанинских сил. Это ключ, которым мы открываем двери перед Всемогущей Любовью. Господь уважает свободу человека и насильно не вторгается в его мир. Молясь за себя, своих родных, друзей, знакомых, за учителей, врачей, начальников и даже незнакомых нам людей, мы открываем Богу канал, по которому Он действует, защищая тех, о ком просят, от зла и изливая на них Свои благословения.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА?

Бывает, что наши просьбы к Богу остаются без ответа. Почему такое происходит? Разве Он не всегда нас слышит? Что говорит Библия по этому поводу?

В Священном Писании представлены четыре основных причины, объясняющих, почему Господь не всегда отвечает на наши молитвы.

1. ОПАСНАЯ ПРОСЬБА

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Послание Иакова 4:3).

Бывает, мы долго молимся Богу, прося о том, что, как кажется на первый взгляд, нам просто необходимо. Проходит время, а ответ так и не приходит - почему? Возможно, потому, что это было бы не во благо и принесло бы вред нам самим или кому-то из наших ближних. Тот, Кто заботится обо всем мире, лучше знает, в чем мы действительно имеем нужду.

Случалось ли вам когда-нибудь видеть на улице плачущего ребенка, выпрашивающего у мамы мороженое или какую-нибудь понравившуюся ему игрушку? Как вы думаете, почему мама не выполняет просьбы своего чада? Скорее всего, она проявляет заботу о нем, понимая, что ему не пойдет на пользу то, что он так сильно хочет в данный момент.

Часто мы, как капризные дети, стоим на своем, прося Бога во что бы то ни стало исполнить наше желание. А потом, по прошествии какого-то времени, вдруг начинаем видеть в Его молчании глубокую любовь и милость к нам. В Библии находится чудесное обетование:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»(Евангелие от Матфея 7:9-11).

Наш любящий Отец никогда не даст Своим детям камень вместо хлеба, но Он также не согласится дать им змею, даже если они будут Его об этом очень просить.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»(Книга пророка Иеремии 29:11).

«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Книга пророка Исаии 55:8,9) .

Мы, люди, бываем духовно недальновидны и не можем предвидеть всех последствий того или иного шага, того или иного события. Бог всеведущ, Он знает будущее. Поэтому всякий раз, обращаясь к Нему, просите Его открыть Вам Свою волю относительно Вашей жизни. Говорите в молитве: «Да будет это, если Тебе угодно. Да будет это по воле Твоей».

2. НЕДОВЕРИЕ

«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Послание Иакова 1:6,7).

Бывает, люди обращаются к Богу без веры в то, что Он их услышит, просто так, на всякий случай, вдруг повезет. Наше недоверие Всемогущему и Милосердному Богу может стать причиной молитв, оставшихся без ответа. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Послание к Евреям 11:6).

Однажды к Христу привели бесноватого отрока. Отец несчастного очень хотел исцеления своего сына, но у него недоставало веры. Вот с какими словами он обратился к Спасителю: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам»(Евангелие от Марка 9:22). «Если что можешь»,- говорят люди Тому, Кто держит в Своих руках Вселенную. В ответ Иисус тихо сказал: «...если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Евангелие от Марка 9:23). Все, кому не хватает веры, могут просто попросить ее у Христа, как это и сделал отец одержимого мальчика: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Евангелие от Марка 9:24).

«...истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Евангелие от Матфея 17:20).

3. ЛЮБИМЫЙ ГРЕХ

Бог не будет исполнять просьбу человека, который осознает свой грех, любит его и не желает с ним расставаться. Наша молитва не будет услышана, если мы преднамеренно нарушаем Божьи заповеди и оказываемся во власти темных мыслей и стремлений.

«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость... Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:9,13) .

«Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Послание Иоанна 3:20-22).

Но нам не следует думать, что Богу угодны только праведные люди. Он услышит и непременно ответит на молитву любого раскаивающегося грешника, который просит у Него прощения и освобождения от своего греха.

Придите к милосердному Богу такими, какие Вы есть. Если грех разорвал связь между Вами и Богом, прибегните к молитве и восстановите связующую нить. Помните, что любящий Отец ожидает возвращения Своих заблудших детей. Сделайте этот шаг!

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:7).

4. НАРУШЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЛИЖНИМИ

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Евангелие от Матфея 5:23, 24);

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Послание Петра 3:7).

Иисус показал ученикам, что взаимоотношения человека и Бога непосредственно связаны с отношением человека к человеку: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея 6:14, 15).

Можем ли мы обращаться к Богу и просить у Него что-то, если при этом обижаем или не можем простить тех, кого Он любит так же сильно, как и нас? «Кто говорит: "я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»(1 Послание Иоанна 4:20,21).

Итак, мы рассмотрели четыре главные причины, по которым мы не видим ответа на молитву. Бывает также, что ответ от Бога приходит не сразу. Может быть, потому, что Господь хочет научить нас терпению или время еще не наступило для какого-то события. На некоторые вопросы мы, возможно, получим ответ только в вечности. Но независимо ни от чего нам никогда не следует впадать в отчаяние, переставать доверять своему Создателю и считать, что Он не хочет или не может ответить на молитву.

«Всё соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Книга Екклесиаста 3:11).

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Послание к Римлянам 8:28).

Один мудрец сказал: «Терпеливому достается даром все то, за что нетерпеливому приходится дорого платить». Не будем уподобляться тому человеку, который просил у Бога в молитве: «Господи, дай мне, пожалуйста, терпения - и поскорее!»

Однажды Иисус рассказал Своим ученикам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать: «...в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: "защити меня от соперника моего”. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: "хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Евангелие от Луки 18:2-8).

С верой просите всемогущего Бога о благословениях, которые Он обещал даровать, и прежде всего о Его присутствии в Вашей жизни. Будьте постоянны и неотступны в молитве, и Ваша настойчивость, если Вы просите по воле Божьей, будет щедро вознаграждена.

«Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему”; а тот изнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе”. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Луки 11:5-10).

ОБРАЗЕЦ МОЛИТВЫ

Обращаясь к Господу в церкви или наедине, мы можем следовать тому примеру молитвы, который Христос дал в Нагорной проповеди:

«Молитесь же так: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь”» (Евангелие от Матфея 6:9-13).

Иисус учит нас приходить к Нему так же, как приходят послушные дети к своему любящему отцу, с благоговейным почтением. Когда мы начинаем молитву с благодарности, с прославления имени Господа, с просьбы о продвижении дела Божьего, не ставя свои личные интересы на первый план, то избавляемся от эгоизма и обретаем смирение. Очень важно просить о том, чтобы повсюду исполнялась Его воля, чтобы Его великое Царствие скорее установилось как в наших сердцах, так и на всей земле. Не стесняйтесь молиться о «насущном хлебе» - обо всех своих больших и малых духовных, физических и материальных нуждах. Необходимо осознавать, что все доброе, что мы имеем, исходит от Бога, и благодарить Его за посылаемые дары. Следует также просить о прощении наших грехов и защите от дьявола, помня о том, что только Господь может дать нам способность противостоять сатанинским искушениям. В завершение молитвы «Отче наш» Иисус учит нас высказывать слова доверия Божьему всемогуществу.

Все, о чем мы просим нашего Небесного Отца, мы можем получить только благодаря Иисусу и Его жертве. Сегодня Христос является нашим ходатаем перед Богом-Отцом, поэтому все наши молитвы должны быть «во имя Иисуса». Он Сам говорил об этом Своим ученикам, когда находился с ними: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога»(Евангелие от Иоанна 16:23,26,27).

Для того, кто просит и получает просимое во имя Иисуса Христа, это Имя важнее всех других имен на свете, потому что является именем Спасителя и лучшего Друга.

КАКИМИ БЫВАЮТ МОЛИТВЫ?

1. ЛИЧНАЯ МОЛИТВА

В нашей жизни случается много такого, о чем мы не можем говорить порой даже с самыми близкими людьми. Но есть Тот, Кому можно и нужно открывать свое сердце до конца. К Нему, нашему надежному Другу, следует обращаться со своими переживаниями, ища у Него поддержки, защиты и утешения. Бог понимает состояние нашей души. Он знает все наши сердечные устремления, слабости, грехи. Мы полностью открыты для Него.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи»(Послание к Евреям 4:15,16).

Вас охватил страх? Вы чем-то встревожены? Молитесь! Обратившись к Богу, Вы снимете со своего сердца тяжелый груз.

Молитва открывает двери для Божьих благословений и позволяет верующему в полной мере испытать на себе Его милосердие. Где и как мы можем открыть свое сердце Господу?

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:6).

Общаться с Богом лучше наедине. Сам Иисус всегда старался найти скрытое от любопытных взоров место для молитвенной беседы со Своим Отцом.

Однако тайная молитва не подразумевает непременного уединения. Молитва - это прежде всего слова сердца, и совсем не обязательно, чтобы они были произнесены вслух. Пусть Ваши просьбы и благодарения устремляются к небесам, облеченные в святое молчание. Идя по улице, трудясь, занимаясь домашними делами, наслаждаясь общением с друзьями, помните, что Вы всегда можете отправить Вашему Небесному Отцу свое сердечное послание и оно непременно будет Им услышано.

2. ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА

Совместная молитва верующих должна быть короткой. Молитва «Отче наш», которую Господь дал нам как образец, звучит всего одну минуту. Не нужно повышать голос до неестественного звучания. Имя нашего Создателя следует произносить с трепетным благоговением. Будем приближаться к благословенному престолу со склоненной головой, говоря ясными словами и помня, что нас слушает мудрый Творец Вселенной. Господь благословляет всех, кто молится со смирением, и не может ответить тому, кто, произнося красивые молитвенные слова, думает больше о том, как произвести впечатление на окружающих.

«Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Послание к Тимофею 2:8).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Евангелие от Матфея 6:5).

3. СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА

Утро и вечер - особое время в семье верующих, когда родители и дети вместе молятся и изучают Библию.

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6,7).

Дом становится счастливее, семейные отношения теплее, любовь чище, если мужа, жену и детей связывает общая молитва. Она надежно защищает семью от зла, конфликтов и беспорядка.

Почему бы и Вам не отложить свои дела в сторону и не помолиться вместе с Вашими близкими? Начинайте и завершайте свой день семейной молитвой. Пусть и в Вашем доме исполнится обетование Господне: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея 18:20).

КОМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?

В Библии нет ни одного примера молитвы ангелам или умершим праведникам. Напротив, в ней содержатся ясные и четкие предостережения против поклонения кому бы то ни было, кроме Бога.

Чтобы убедиться в этом, откроем книгу Деяний апостолов и Откровение: «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деяния святых Апостолов 14:8-15);

«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откровение 22:8).

Когда сатана пытался уговорить Иисуса поклониться ему, Спаситель ответил цитатой из Священного Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4:10).

Наша молитва, по утверждению Библии, идет непосредственно к Богу-Отцу при ходатайстве Его Сына и посредством Духа Святого:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Послание к Тимофею 2:5);

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Послание к Римлянам 8:26).

МОЛИТВА - НАДЕЖНАЯ СВЯЗЬ С БОГОМ

Каждый знает, как трудно по праздникам бывает дозвониться. Телефонная линия перегружена, много желающих поговорить, поздравить друг друга. Какая радость - пообщаться с тем, кто нам дорог. Люди не жалеют денег даже на самые дорогие телефонные переговоры, только бы услышать родной голос.

Но никогда не бывает занята линия связи, соединяющая нас с Правителем Вселенной. Чтобы говорить с Ним, не нужно платить деньги и часами ожидать связи. Какая удивительная возможность - в любую минуту делить с Богом самые сокровенные мысли! Как часто мы ходим, отягощенные непосильной ношей проблем и забот лишь потому, что не находим времени для общения с Ним. Любящий Господь призывает: «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Книга пророка Иеремии 33:3) . Небесным Отцом всегда будут услышаны негромкие слова искреннего сердца.

«Дорогой Господь, благодарим Тебя за чудесную возможность постоянно общаться с Тобой, нести к Тебе как к любящему Отцу и Другу все свои радости и печали. Мы вверяем Тебе сегодня все свои нужды и благодарим за Твою постоянную заботу о нас. Научи нас молиться со смирением в сердце, думая не о себе только, но и о наших ближних, и о Твоей святой воле, которая гораздо лучше наших собственных планов. Помоги нам доверять Тебе во всем и быть послушными и чуткими к Твоим словам. Во имя Иисуса просим. Аминь» .

МАОУ «Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского» г.о. Звенигород

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе

Тема урока: «Евангельское учение об отношении к врагам»

Учитель: Куренкова Надежда Александровна

Звенигород, 2015

Цели урока:

Дать знания о том, как Евангелие учит относиться к врагам;

Подтолкнуть учащихся к осмыслению понятий «враг», «зло», «любовь».

Задачи урока:

Составить наглядную таблицу, систематизирующую используемые на уроке понятия;

Провести обсуждение отрывков из Евангелия об отношении к врагу и злу;

Актуализировать знания об образе Божием в человеке;

Провести параллели между иконой и человеком;

Сравнить отношение к злу в Ветхом и Новом Завете;

Провести обсуждение истории о невольнике Самбо;

Соотнести ситуацию войны с заповедью о любви к врагам;

Актуализировать знания об обстоятельствах Куликовской битвы.

Оборудование:

1.Учебники: Прот. В. Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры. 4 класс. М., «ПРО-ПРЕСС», 2009.

2.Икона, нуждающаяся в реставрации.

3.Икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву».

Ход урока

Организационный момент.

Бог есть Любовь. Как вы думаете, откуда же тогда в мире зло? Кто источник зла?

Диавол. Люди, которых он соблазняет.

Как мы называем того, кто делает нам зло?

Откройте тетради, запишите тему урока: «Евангельское учение об отношении к злу».

Представьте себе такую ситуацию. Вы в пустыне. У вас на глазах на человека нападает лев. Что вы будете делать?

Ответы детей.

Вот вам варианты для выбора: стоять и смотреть, как лев растерзает человека; броситься на помощь, зная, что лев и вас тоже растерзает; добить человека, чтобы не мучился.

Поставим вопрос немного иначе: какой вариант самый жестокий?

Ответы детей.

А ведь именно так мы чаще всего и поступаем. Когда человека озлобляет диавол - нападает лев, - мы, вместо того чтобы помочь, добиваем человека своим осуждением. Если человек делает нам зло - это то же самое, как если бы он пришел к нам вместе со свирепым львом. Кто подлежит осуждению: лев или человек? зло или человек?

Ответы детей.

Враг, то есть делающий зло человек, - это не одно и то же, что зло. Зло нужно отделять от человека: осуждать зло, извинять человека.

Нарисуем в тетрадях таблицу:

Откройте учебник на странице 58. Читаем по цепочке первый абзац.

Как Иисус Христос учит относиться к врагу?

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «любить»:

Как это - полюбить врага? За что?

Ответы детей.

Как называется доброе начало, заложенное Богом в человеке?

Образ Божий.

Может ли образ Божий исчезнуть в человеке?

Ответы детей.

(Учитель показывает темную, нуждающуюся в реставрации икону).

Вот темная икона. На ней почти не видно изображения. Но можно ли сказать, что его нет на иконе?

Ответы детей.

Так же происходит и с человеком. Образ Божий не исчезает в нем, но может быть замутнен, плохо виден. Поэтому чтобы полюбить человека, нужно просто разглядеть в нем - что?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «видеть в нем образ Божий»:

Видеть в нем образ Божий

То же делают дети в тетрадях).

Теперь я прочитаю вам слова Христа, сказанные чуть раньше, чем те, что мы прочитали в учебнике. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Здесь Христос приводит слова из Ветхого Завета. Как вы их понимаете?

Ответы детей.

«Око за око» - это не заповедь воздавать злом за зло. К вам подбежал хулиган, выбил у вас зуб. Что вы захотите с этим человеком сделать?

Ответы детей.

Вы захотите выбить ему всю челюсть. Так вот, чтобы этого не произошло, и была дана заповедь: «Зуб за зуб». Нельзя причинить зло, большее, чем то, что причинили тебе. Эта заповедь ограничивает зло, а не разрешает его.

А что же сказал Христос об этом? «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Как учит бороться со злом Христос?

Смирением, любовью; другие ответы детей.

Если ответить злом на зло, то что происходит? Зло увеличивается. А если не ответить на зло - оно остановится. Будет побеждено. Вот вам второй вариант борьбы со злом.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «ограничить», «победить», «смирением»:

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

То же делают дети в тетрадях).

В Ветхом Завете была заповедь ограничить зло, в Новом - победить. Какая из них сложнее?

Ответы детей.

Значит ли это, что Христос упразднил, сделал недействительной заповедь Ветхого Завета?

Ответы детей.

(Учитель приглашает к доске ученика, подготовившего пересказ истории о Самбо).

(Ученик у доски рассказывает). Один невольник, по имени Самбо, привезенный из Африки на индийский остров, был христианином и вел себя так хорошо, что хозяин сделал его управляющим всего имения.

Однажды хозяин, намереваясь купить партию невольников, послал его на базар выбрать двадцать отборных молодцов. Самбо, выбирая рабов, заметил среди них одного бедного, старого, изувеченного человека и с особой радостью купил его. Хозяин был очень удивлен этим выбором и сначала долго не соглашался принять больного и неспособного к работе человека, но Самбо так усердно просил за него хозяина, что тот уступил его просьбе и взял старика.

Когда невольники были отведены на работу, хозяин заметил, что Самбо необычайно заботливо ухаживал за старым африканцем. Он взял его в свое жилище, положил на свою собственную постель и кормил его со своего стола. Когда было сыро, он выводил его на солнце, а когда было жарко, сажал под тень дерева. Хозяин подумал, что Самбо нашел одного из своих родственников, и спросил, не отец ли его этот старик.

Нет, он не отец мне, - ответил Самбо.

Ну, так брат?

Нет, он мне и не брат.

Может быть, твой родственник?

Нет, господин, он мне не родня и не друг.

Почему же ты так заботишься о нем? - спросил удивленный хозяин.

Да потому, что он мой враг, - ответил Самбо. - Ведь это он продал меня когда-то торговцу невольниками, а Христос велит платить за зло добром.

Что заставило Самбо так поступить со своим обидчиком?

Ответы детей.

Какой способ борьбы со злом вы здесь увидели?

Ответы детей.

Бывает ли так, что невозможно поступить, как Самбо? Бывает ли, что мы не можем остановить зло смирением, примириться с ним?

Ответы детей.

Как же поступать тогда?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «силой»:

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

То же делают дети в тетрадях).

(Учитель показывает икону «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву»).

Что здесь изображено?

Ответы детей.

Почему поход на войну, сражение с врагами благословляется?

Ответы детей.

Христос учит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Подведем итог. Посмотрите еще раз на нашу таблицу.

(Учитель обращает внимание детей на то, что в каждой колонке есть слова, связанные с понятием «любовь»).

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением (смирение - проявление любви)

Ограничить

Силой (напомнить цитату из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»)

Оказывается, мы все время говорили о любви. Одинаково ли она проявляется во всех этих случаях?

Ответы детей.

Любовь проявляется по-разному. Но всегда зло побеждается любовью - в одном из ее проявлений. Иначе невозможно. Невозможно потому, что человек, побеждая зло, должен уподобляться Богу, а Бог есть Любовь.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

(Учитель записывает на доске вопрос, дети - в тетрадях).

Может ли человек достичь любви к врагам своими силами? Почему?

Задание: письменно ответить на вопрос в тетради.

Учебно-методический комплект

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: учебное пособие, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 136 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: рабочая тетрадь, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 36 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: методическое пособие для учителя, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 184 с.

Тема: Молитва

Цель: показать детям важность молитвы, научить детей молиться

Библейский источник:

Золотой стих: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» Матфея 7:7

1. Мотивация – 7 мин

Используйте подготовленных заранее персонажей: жирафа и человека, проведите между ними диалог.

Ж. У меня такая длинная шея, какой я красивый!

Ч. Чем это ты так гордишься?

Ж. Тем, что я большой и красивый.

Ч. Но ведь это не твоя заслуга. Это Бог тебя создал таким.

Ж. А кто такой Бог и где Он?

Ч. Бог – Творец земли и всего, что на ней. Он находится на небе.

Ж. Человек, я выше тебя, посмотри, какая у меня длинная шея. Она поднимает мою голову очень высоко, я ближе к небу, чем ты, но я не вижу Бога. Я хочу с ним поговорить.

Ч. Понимаешь, жираф, Бога невозможно увидеть только потому, что ты длиннее и красивее. Бога невозможно увидеть простыми глазами. Это возможно только людям.

Ж. Почему?

Задайте детям вопрос:

Дети, как вы думаете, чем животные отличаются от людей? (выслушайте ответы детей и подведите итог)

Животные, как и люди, едят, пьют, дышат, спят. Но есть между ними разница. Бог сотворил человека по Своему образу и хотел с ним общаться. Это желание есть в человеке до сих пор. Раньше Бог общался с человеком в раю, а теперь мы можем общаться с Богом через молитву. И это отличает нас от животных. Молитва – это разговор человека с Богом.

2. Игра Высоко – низко 5мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Где бы мы ни были, Бог всегда слышит наши молитвы. Господь слышит наши молитвы отовсюду: со снежных гор и из пещер, из дома и из церкви. Предложите детям внимательно слушать названия мест или предметов, откуда Господь может слышать наши молитвы. Если место или предмет расположены высоко, дети должны поднимать руки вверх, если низко – присесть. Примеры: снежные горы, зелёные поля, лес, верхушка дерева, на льдине, во чреве кита, на кровати, на 10 этаже, на карусели, в шалаше, в церкви и т.д.

3. Основная часть. Молитва 5-ти пальцев. 7 мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Библия говорит, что Бог хочет, чтобы мы постоянно молились Ему. Т.е. мы часто должны разговаривать с Богом и каждый день. Бог лучше любого друга, Он всегда нас слышит. Он может дать нам все, в чем мы нуждаемся. Бог хочет, чтобы мы просили Его о том, что нам нужно, Он любит отвечать на наши молитвы.

Кто из вас знает, как надо молиться? Похвалите детей, которые подняли руку, и похвалите тех, кто не поднял руку, поблагодарите их за честный ответ. И скажите, что сейчас мы будем учиться молиться. Смотрите, у каждого из вас есть руки. И есть красивенькие пальчики. Сколько их? Правильно 5. Покажите детям все пальчики, и выучите с ними название пальчиков: Большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Поднимаем большой пальчик верх и говорим, что Бог Он большой и Великий, поэтому, когда мы молимся, мы должны поблагодарить Его и прославить за то, что Он такой Великий. Указательный пальчик, он нас как будто бы ругает. Говорит: плохо ты, Петенька, сделал, аяяй! А плохие поступки это грех. Поэтому после того, как мы прославили Бога, мы должны попросить прощение за наши плохие дела и постараться больше так не делать. Средний пальчик, он самый высокий, самый главный, а кто у нас в семье самый главный? Правильно! Родители. Поэтому обязательно нужно молиться о родителях. Безымянный пальчик он находится рядом с мизинчиком. А кто часто находится рядом с нами? Это наши друзья, о которых тоже нужно молиться. И самый маленький пальчик, как вы думаете это кто? Это я сам. В последнюю очередь мы просим Бога о себе и о своих нуждах.

Повторите с детьми то, что вы проходили, выберете тех, кто попытается рассказать молитву 5 пальчиков. Затем подведите итог. Смотрите ребята. Легко ли нам соединить мизинчик с указательным пальцем? Тяжело, правда? А легко ли нам соединить средний палец с мизинцем? Тоже сложно? А давайте попробуем соединить большой палец с мизинцем. Получается? А со средним? Тоже получается! Большой палец соединяется со всеми. А что значит большой палец в нашей с вами молитве? Он означает Бога. Видите, Бог может все контролировать, и родителей (соедините большой палец со средним), и наши грехи (большой с указательным) и т.д. Тем самым, покажите детям, что Бог может контролировать все. Поэтому Ему нужно доверять и Ему нужно молиться.

5. Спойте с детьми песню «Имею дивный телефон» 5мин

План-конспект урока по основам православной культуры в рамках курса основы религиозных культур и светской этики для обучающихся 4 А класса

Зубова Г. Д., учитель начальных классов,

МОУ Новолядинской СОШ

Тема урока: «Православная молитва»»

Цель урока: знакомство с православной молитвой.

Задачи урока:

Обучающая: узнать, что такое «православная молитва», благодать, кто такие святые люди.

Развивающая: усвоить виды молитв, отличие молитвы от магии, добродетели православного человека.

Воспитывающая: выработать отношение к близким людям и тем, кто нас обижает.

Ключевые понятия урока:

Православие, молитва, благодать, святые люди.

Оборудование:

    Мультимедийная презентация

    Рабочая тетрадь

    Проектор

    Видеоролики

    Карточки с заданиями для групповой работы

    Кроссворд

Ход урока

    Организационный момент.

    Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний.

2.1.Разгадывание кроссворда. (1 слайд)

Действия учителя. Вспомните, какие дары дал Бог людям и разгадайте кроссворд.

Дети отвечают. Разум, свобода, любовь, доброта, совесть.

Действия учителя. Какие буквы пропущены?

Дети отвечают. и, а

Действия учителя. Какое ключевое слово?

Дети отвечают. Молитва.

2.2.Контроль уровня подготовки к усвоению нового материала.

Действия учителя. Как вы понимаете, что такое молитва?

Дети отвечают.

2.3. Сообщение темы.

На слайде тема урока. Православная молитва.( 2 слайд)

Действия учителя . Сегодня мы узнаем, что такое православная молитва, а также что такое благодать, кто такие святые люди.

Дети читают.

Действия учителя. Дома вы должны были расспросить родителей, что такое православие?

Дети отвечают.

    Объяснение нового материала.

    1. Словарная работа.

Действия учителя. Посмотрим, подтвердились ли ваши предположения. Читаем текст учебника.

Один ученик читает первые два абзаца на с. 12.

Действия учителя. Ваши предположения почти подтвердилось. Что же такое «православие», «молитва?»

Дети отвечают

(3 слайд) Православие - умение правильно славить Бога, молиться, молитва -обращение к Богу.

Действия учителя. Запишем определения «православие» и «молитва» в рабочие тетради.

Дети записывают.

Действия учителя. А кто такой православный человек?

Дети отвечают Человек, исповедующий православную религию.

Действия учителя. Как думаете, почему слово молитва в кроссвордестало ключевым?

Дети отвечают.

Действия учителя. Давайте вместе порассуждаем.Мы узнали, что Бог дал людям дары, а если нам кто-то что-то дарит, то какова ответная реакция у человека, принимающего дары?

Дети отвечают. Нужно поблагодарить.

Действия учителя. Значит человек в этой молитве…

Дети отвечают. Благодарит Бога.

Действия учителя. Итак, молитвы бывают благодарения. (4 слайд)

3.2 Отличие молитвы от магии.

Действия учителя. Как думаете, молитва и заклинания, произносимые колдунами, экстрасенсами, магами, гипнотизёрами это одно и тоже?

Дети отвечают.

Действия учителя. Прочитаем следующий абзац на с. 12.

Один ученик читает третий абзац на с. 12.

Действия учителя. Как думаете, чем отличается молитва от колдовских заклинаний?

Дети отвечают. Молитва- это обращение к Богу, а колдуны, маги, экстрасенсы, гипнотизёры обращаются к злым силам.

Действия учителя. Предположите, что сильнее: молитва или колдовские заклинания?

Дети отвечают .

3.3.Чтение отрывка из книги Б. Ганаго «Готово ли сердце?» стр. 102

Действия учителя. Посмотрим, подтвердится ли ваше предположение. Послушайте воспоминания одного верующего человека, записанного Борисом Ганаго (см. текст в Приложении 1).

Дети слушают.

Действия учителя. Из чего можно понять, что ваше предположение подтвердилось?

Дети отвечают. Следователь – гипнотизёр не мог осуществить своё намерение: сломить личность.

Действия учителя. Почему?

Дети отвечают. Верующий заключённый произносил молитву.

Действия учителя. С чем сравнивается молитва?

Дети отвечают. С непреодолимым щитом.

Действия учителя. А как думаете, молитву - благодарения произносил заключённый в тот момент или обращался с чем-то другим?

Дети отвечают . С просьбой.

Действия учителя. О чём молил Бога?

Дети отвечают. С просьбой о защите. Ему было страшно, он не хотел, что бы его воля была сломлена гипнотизёром.

Действия учителя. Итак, бывают молитвы просьбы о чём-то (анимация на 4 слайде надпись: молитвы-просьбы).

3.4.Работа с текстом в группах. Рассказ Б. Ганаго «О чём молиться».

Действия учителя. Из приведённого примера мы увидели, что Бог исполнил просьбу православного человека о защите.Как думаете, а все ли просьбы православного человека исполняет Бог?

Дети отвечают. Нет.

Действия учителя. Какие не исполняет?

Дети отвечают .

Действия учителя : Сейчас я прочитаю начало рассказа Б. Ганаго, а вы предположите, чем он закончится. (учитель читает)

(Приложение 2)

Дети придумывают и отвечают .

Действия учителя : Посмотрим, у кого ближе к авторскому варианту (дочитывает текст).

Почему Бог не исполнил молитву мальчика?

Дети отвечают .

Действия учителя : Что не понял герой рассказа?

Дети отвечают . О чём можно молиться. Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям.

Действия учителя : Как должен был поступить православный человек, если бы заметил, что начинает кому – то завидовать?

Дети отвечают . Помолиться Богу, чтобы побороть зависть.

Действия учителя . Ещё ёсть вид молитв …предположите, какие?

Дети отвечают.

Действия учителя. Прочитаем, что об этом сказано в учебнике.

Один ученик читает о видах молитв на с. 12-13.

Действия учителя. Какой вид молитвы не назвали?

Дети отвечают. Молитвы-славословия. (анимация на 4 слайде: молитвы – славословия)

Действия учителя. Приведите примеры молитвы-славословия.

Дети отвечают. Аллилуйя (« Слава Богу!»).

Действия учителя. Почему молитва благодарения более редкая?

Дети отвечают. Получив желаемое, часто забывают поблагодарить.

Действия учителя. Приведите пример из Евангелия, когда Иисус Христос возмутился тем, что люди забывают о благодарности.

Дети отвечают. Когда Он исцелил 10 прокажённых больных, а только одтн вернулся поблагодарить.

Действия учителя. Откуда вы это услышали?

Дети отвечают. От родителей, читали.

Действия учителя. О чём просят православные в молитвах-прошениях?

Дети отвечают. О помощи: житейских благ, здоровья, успеха;

о духовных благах: избавление от трусости, лени, раздражительности;

о духовных дарах: прибавлении ума, любви, близости с Богом.

Действия учителя. А также о том, чтобы Бог простил грехи, плохие поступки. Эти молитвы называют покаянными.

    Контроль усвоения нового материала. Работа в группах.

    1. Работа в группах.

Действия учителя. (5 слайд) Вы узнали о видах молитв. Поработаем в группах.Подумайте, какую молитву произносят православные христиане в разные моменты жизни: 1 группа - найдите словосочетания, которые можно отнести к покаянной молитве, 2 группа – к благодарственной молитве, 3 группа к просительной молитве.

Даны словосочетания: мучает совесть, совершается грех, происходит радость, поступил неправильно, рождается ребёнок, страшно, нужен хороший урожай, тревога на сердце, поступил в вуз.

Выполняйте задания коллективно в группе.

Дети выполняют.

Действия учителя. Проверим на слайде. (анимация на 5 слайде)

4.2.Физкультминутка в виде игры «Узнай вид молитв»

На трёх столах обозначены виды молитв: молитвы-просьбы, молитвы-благодарения, молитвы-славословия. У учителя в руках карточки с написанной молитвой для каждого обучающегося.

Действия учителя. Возьмите карточки - на них написаны молитвы и займите за соответствующим вашей молитве столом.

Дети читают молитву на карточке и занимают места за соответствующими молитве столами.

Действия учителя. Проверьте по цвету кружков на обратной стороне карточек.

5.Понятие о благодати, святых людях, добродетелях.

Действия учителя. Как думаете, где и когда можно молиться православному человеку? Посмотрите на фотографии на с. 13. 14.

Дети отвечают.

Действия учителя. Посмотрим, подтвердилось ли ваше предположение. Прочитаем 2 абзац на с.13.

Дети читают.

Действия учителя. Ваше предположение подтвердилось.

Действия учителя. Как думаете, меняется ли человек, когда правильно молится?

Дети отвечают . Становится чище душой, добрее, скромнее, сдержаннее.

Один ученик читает текст до конца с.13.

Действия учителя. Что же меняет человека?

Дети отвечают . Благодать.

Действия учителя. Что такое благодать?

Дети отвечают . Это действие Бога в человеке. (6 слайд)

Действия учителя. В чём проявляется это действие?

Дети отвечают . В добрых поступках и добрых словах.

Действия учителя. Русские люди называют добрые поступки добродетелями. Действие Божьей благодати отражается не только внутренне, но и на облике человека. Человек внешне преображается. Про лицо, озарённое внутренним светом, отблеском светлой души говорят: какое благодатное лицо! Вспомним, житие святого преподобного Серафима Саровского.

Дети отвечают . Его друг Мотовилов вынужден был даже закрыть своё лицо от сияния-действия благодати, которое исходило от лица святого.

Действия учителя. Кто такие святые люди?

Дети отвечают . Люди, которые изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (анимация на 6 слайде)

Действия учителя. Запишите в рабочей тетради определение.

Дети записывают.

Действия учителя. Да, святые - это люди, которые прославились верой и делами во имя Бога и других людей. Каких святых вы знаете?

Дети отвечают .

Действия учителя. Откуда вы узнали житие святых?

Дети отвечают . Родители рассказали, бабушка, прочитали в книгах.

6.Знакомство с житием святых царственных мучеников.

Действия учителя. Православные люди записывают жития святых, издают книги, пересказывают жития друг другу. Как думаете, с какой целью?

Дети отвечают . Чтобы по их примеру научиться, как правильно жить, как поступать со своими близкими и другими людьми.

Действия учителя. А с кого брали пример для подражания святые люди?

Дети отвечают . С образа Богочеловека Иисуса Христа.

Действия учителя. (7 слайд) Давайте обратимся к светлым образам царской семьи и посмотрим, чему могут научиться от них православные люди.Вспомним знакомые на занятиях «Духовное краеведение» воспоминания о жизни царской семьи и узнаем ещё что – то новое, посмотрев видеоролик.

6.1.Самостоятельная работа.

Дети читают бегло уже знакомые на занятиях кружка «Духовного краеведения» отрывки жития царственных мучеников.

6.2.Просмотр видеоролика «Царственные мученики» (3, 36 мин)

Дети смотрят.

Действия учителя. Что вы можете сказать о лицах?

Дети отвечают . Благодатные, одухотворённые.

Действия учителя. Догадались, почему у них такие лица?

Дети отвечают . Действие благодати.

6.3.Работа в группах.

6.3. 1. Самостоятельная работа над заданиями в карточках. (8 слайд)

Действия учителя. Возьмите карточки. В процессе совместной работы ответьте на вопросы в карточках.

1 группа: На основании жития царской семьи назовите наиболее важные добродетели православного человека, соблюдение которых помогает членам семьи жить в мире и согласии между собой и с другими людьми.

2 группа: Используя житие царственных мучеников, назовите существенные отличия режима дня православного человека от человека, не исповедующего православную религию.

3 группа: На примере жития царственных мучеников порассуждайте, как нужно вести себя православному человеку, если он узнал, что обижающий и унижающий его человек, заболел и находится на лечении в больнице?

Дети в процессе совместного обсуждения готовят ответы.

Действия учителя. Отвечаем на вопросы, остальные группы добавляют.

Дети отвечают.

Действия учителя .

После ответа 1 группы . Как думаете, все перечисленные добродетели православный человек может приобрести только благодаря чему?

Дети отвечают. Правильной молитве.

После ответа 2 группы . Вы правильно отметили, что весь день православного человека освящается молитвой: начинается, заканчивается, а так же перед началом и завершением любых дел. Прочитаем задание 4 в рабочей тетради.

После ответа 3 группы . Верно прозвучало ваше рассуждение. Молитву за врагов отцы православной церкви называют самой высокой, так как православный человек, произнося её уподобляется Богу, так как Сам Иисус Христос молился со креста за врагов.

7 . Домашнее задание.

Действия учителя: Прочитаем на слайде (9 слайд) стихотворение.

Дети читают .

Действия учителя. Кто написал это стихотворение и как оно называется?

Дети отвечают . М. Ю. Лермонтов, «Молитва» (по щелчку на слайде - название и фамилия автора).

Действия учителя. О какой молитве говорит поэт?

Дети отвечают . Отче наш.(10 слайд)

Действия учителя. Почему она так называется?

Дети отвечают . По первым двум словам. (анимация на слайде выделяются два первых слова)

Действия учителя. Как по-другому она называется?

Дети отвечают . Господней.

Действия учителя. Почему?

Дети отвечают . Её дал христианам Господь Иисус Христос. (анимация на слайде – икона Иисуса Христа)

Действия учителя. Где её можно прочитать?

Дети отвечают . В молитвослове, в Евангелии. (анимация на слайде – фото Евангелия)

Действия учителя. (11 слайд)

Дома прочитайте об этой молитве в учебнике на стр. 14-15 и выполните задания 1, 2, 3 в рабочей тетради и на диске к уроку «Православная молитва».

Дети записывают в дневники .

8. Подведение итогов. Рефлексия. (12 слайд)

Действия учителя. Подходит к концу наш урок. Кто может сказать: « Я понял, о чём могут и о чём не могут молиться православные люди, и могу рассказать другим», - нарисуйте солнышко. Кто ещё не до конца понял, нарисуйте солнышко в тучах. Кто не понял ничего - нарисуйте дождевые тучи.

Дети рисуют.

Действия учителя. На уроке вы хорошо думали, интересно рассуждали, уважительно выслушивали друг друга, работая в группах. Я вам дарю в нашу классную библиотеку книгу с рассказами Б. Ганаго «Православная молитва», а также жития святых царственных мучеников.

Давайте ещё раз вглядимся в благодатные лица венценосной православной семьи и будем подражать их всеобъемлющей любви.

10. Ролик о царской семье (1, 5 мин)

Действия учителя. Урок закончен. Благодарю всех!

Что такое молитва?

План урока:

Вступительная молитва

Введение

1. Что же такое молитва?

2. Условия, когда молитва становится эффективной

Заключение

Практическое задание

Заключительная молитва

Введение

Молитва - это путь отношений с Богом , по которому нам нужно обязательно идти, бежать, постоянно разговаривая с Богом. Углубляясь в этом пути все дальше и дальше познавая глубину этого пути. Это путь отношений с Богом, который очень важен для человека.

1. Что же такое молитва?

(Матф 6:5-15)

Молитва - это разговор с Богом, общение.

С помощью общения люди строят отношения друг с другом, начинают доверять друг другу, помогать, поддерживать и т.д.

Люди общаются между собой не заученными стихами, правда ведь?

Так же и с Богом, нужно общаться не скороговорками, а нормальным человеческим языком.

В молитве главное молиться.

Когда человек приходит в "тайную комнату" или в молитвенное собрание, то самое главное в это время - молиться.

Молитва это не монолог. Молитва это диалог.

Наш Бог живой! Он отвечает на молитвы. Он восполняет нужды. Он говорит с человеком через Библию, дает ответы в сердце.

2. Условия, когда молитва становится эффективной.

(Матфей 6:5,6).

Не лицемерьте. Не обязательно, чтобы вас видели молящимся. Необходимо быть искренним с Богом. Он знает сердце.

Не используйте пустые повторения. Пусть ваша молитва будет спонтанной и двухсторонней. (Матфей 6:7)

Не держите ничего против кого бы то ни было. Прощайте. (Матфей 6:14-15) ; (Матфей 5:23-24).

3. Примеры молитвенной жизни людей в Библии.

Езекия .

(4 Царств 19:14-19) - поменяла ход политических и военных событий, молитва может менять обстоятельства нашей жизни.

Иисус.

Сила служения Иисуса таится в Его молитвенной жизни. (Марк 1:35); (Мф 14:23) , Евангелие подчеркивает, что Иисус молился, и молился немало.


Апостолы .

Все кем они стали, и что они сделали, родилось из молитвы.

(Деян 1:14) - сошествие силы Духа было в атмосфере совместной молитвы. Молитесь с друзьями, и вы узнаете силу Духа.

(Деян 10:9) - Петр стал рычагом в Божьих делах, хотите быть двигателем Бога - молитесь.

(Деян 16:25) - в молитве переживали страдания Павел и Сила. Их молитва привела к обращению семьи стражника и землетрясению. Молитесь, когда в вашу жизнь приходит скорбь.

(Деян 13:2,3) - Павел получил служение миссионера в молитве. Хотите быть посланником Божьим - молитесь.

Заключение

Если мы хотим жить с Богом - молитва будет для нас основным средством такой жизни.

Практическое задание

1. Создайте в себе привычку молиться.
Лучшее время для молитвы - раннее утро, до того как в наш день войдут заботы. День после встречи с Господом пойдет совершенно по-другому.
Хорошо установить и придерживаться определенной продолжительности времени в молитве ("молитесь хотя бы час" - говорил Иисус Своим ученикам).
2. Создайте список нужд.
Использование такого списка поможет дать молитве точность и направление. С помощью списка Вы сможете знать на что Господь уже ответил.

Похожие публикации