Язык австралийских аборигенов. Народы Австралии. Коренные жители Австралии. До появления европейцев

В Австралии давно ведутся споры о том, кого считать коренными жителями: австралийских аборигенов или первых поселенцев из Голландии. Коренные племена Австралии являются представителями самой древней и малоизученной цивилизации на земле. Их уклад жизни настолько уникален, а история заселения Австралии так таинственна, что, до сих пор, аборигены этого континента считаются потомками первых жителей планеты.

Аборигены Австралии. Кто они?

Есть мнение, что коренные племена австралийского континента приплыли туда через море примерно 50 тысяч лет назад. Само слово «абориген» стало использоваться по отношению к представителям племен англичанами, которые, так же как и голландцы, ступили на земли Австралии, чтобы закрепиться на них навсегда.

Абориген – коренной житель территории, живущий общинно-родовым строем, и сохранивший первобытный уклад жизни.

Аборигенов Австралии считают первыми мореплавателями. Ведь они смогли добраться на новый материк морским путем. Если бы на новые земли не ступили европейцы, то образ жизни аборигенов до сих пор оставался бы неизменным.

Самое большое поселение племен Австралии расположено в засушливом районе Аутбэке. Там проживает около 2500 человек. Своих детей аборигены сегодня обучают при помощи радио, в поселениях, по-прежнему, нет школ. Медицина пришла в племена только в 1928 году.

Как выглядят австралийские аборигены?

По фото, сделанным европейцами, можно судить о внешности коренных народов материка, как о темнокожих и темноволосых людях, довольно высокого роста и худощавого телосложения.

Аборигены Соломоновых островов – это темнокожие люди со светлыми волосами и широким носом. Долгое время считалось, что светлые волосы у представителей племен появились из-за связей с первыми европейцами на континенте, но генетический анализ опроверг данное предположение .

Все коренные народы Австралии можно разделить на три типа:

  • Племена баринеанского типа с самыми темными волосами;
  • Племена мюррейского типа среднего роста с большим количеством волос на теле;
  • Северные племена с высоким ростом и очень темной кожей.

Ученые думают, что всего материк был заселен аборигенами три раза: было три волны мореплавателей-переселенцев.

Наречия и языки аборигенов Австралии

На момент прихода голландцев и англичан на территории материка существовало более 500 разнообразных наречий. На сегодняшний день, у каждого сообщества племен собственные языки. Их можно насчитать не менее 200, а письменность существует только у нескольких племен.

Известно, что в настоящее время почти все коренные народы Австралии овладели английским языком. Поэтому для них в 2007 году запустили отдельный телевизионный канал, где вещание ведется исключительно на родном языке Шекспира.

Традиции австралийских аборигенов

Гора Улуру – для коренных народов является дверью между мирами. Это место считается священным. Сегодня экскурсии к горе из красного песчаника – популярное развлечение для туристов. По-европейски гора, священная для племен, именуется Эйрс, ее возраст впечатляет – горе более 6 миллионов лет.

Представители коренных племен никогда не поднимаются на священную гору. Такое действие для них является страшным святотатством. Они совершают обряды у подножия горы. По мнению аборигенов, на этом горном образовании живут духи предков, туда же снисходят Боги.

Местные войны из разных племен с ранних лет обучаются обращаться с бумерангом. Древнее искусство только на первый взгляд кажется простым, на деле же требует определенной сноровки.

Музыка у племен проигрывается на примитивных инструментах. Бытовой музыки довольно мало, в основном, у аборигенов в почете ритуальные песни и мелодии.

Обнаружение австралийского Стоунхенджа подтвердило версию о том, что аборигены давно разбираются в астрономии. Сооружение точно отражает движение некоторых звезд, а также дни равноденствий.

Если у кого-то еще остались сомнения по поводу причисления аборигенов к коренным жителям Австралии, то им стоит вспомнить, что нога первого европейского мореплавателя ступила на континент только в 17 веке.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Жители каждой страны имеют особенности менталитета. Разные привычки, разный характер и разные правила поведения… Это то, что отличает японцев от китайцев, американцев от англичан, украинцев от россиян. У каждого народа собственная богатая история, которая корнями уходит в глубину времён и формирует облик современного человека. Кем были коренные жители Австралии и кто живёт в стране сейчас? Об этом подробнее.

Первые упоминания об австралийском континенте относятся аж к XVII веку, а вот исследовали его только сто лет спустя – в 1770 году Джеймс Кук высадился на берег с экспедицией. Именно с этого момента начинается европейская история государства. Спустя 18 лет, 26 января 1788 года, на берега континента ступил капитан Артур Филлип, который и основал первое поселение – Сидней-Коув. Эта дата и сейчас является большим праздником в стране и отмечается как День Австралии.

Историю заселения континента нельзя назвать романтичной: первыми поселенцами были английские заключённые, для которых попросту не нашлось места в местах лишения свободы. Они, во главе с капитаном Артуром Филлипом, и начали освоение Австралии в конце XVIII века.

Уже спустя 100 лет группа заключённых разрослась до вполне зрелого общества. Иммиграция шла полным ходом, со всего света стекались желающие жить на «новом континенте». Австралия стала полноценным участником экономической жизни Великобритании, оттуда даже шёл экспорт мяса и шерсти.

Власти пытались вводить ограничение въезжающих по расовому признаку: так одно время азиатам иммиграция сюда была запрещена. Но ограничения не принесли результатов, поэтому публика подобралась разношёрстная. Большинство приезжих имеют азиатское, новозеландское, английское происхождение.

Конечно, невозможно уложить историю становления целого народа в одну небольшую статью. Если вам интересно, как происходило освоение континента англичанами, советуем к просмотру этот документальный фильм, снятый австралийцами об австралийцах.

С момента заселения англичанам начались проблемы коренных жителей Австралии. Изначально численность составляла, по разным данным, от 300 тысяч до 4 млн. человек, но с появлением на материке не самых интеллектуальных англичан с уголовным прошлым, количество аборигенов стало резко сокращаться.

Коренные жители Австралии: как пала древнейшая цивилизация?

Так кем же были хозяева континента до появления на нём Артура Филлипа? Коренных жителей Австралии ещё называют бушменами. Существует теория, согласно которой именно бушмены – древнейшие люди на Земле. Цивилизация насчитывает более 70 тысяч лет! Коренные жители Австралии подразделяются на три отдельных типа, на момент высадки европейцев на континенте разговаривали более чем на 500 языках. Основными занятиями австралийцев были охота, собирательство, строительство.

Коренные жители Австралии относятся к одноимённой расе – австралоидам, черты лица у них соответствующие: кожа тёмная (но светлее, чем у негроидов), нос широкий, волосы пышные, очень тёмные и кудрявые

Была у аборигенов и религия, согласно которой Бог – это природа и все явления, которые окружают человека. Горы, деревья, вода – это священные вещи, в которых спрятан дух могучих богов.

Как живёт коренное население Австралии в наши дни?

Парадокс в том, что потомки аборигенов не могли являться гражданами Австралии вплоть до 1967 года. До этого времени они жили в специальных резервациях – посёлках, куда был закрыт доступ посторонних. Их не учитывали даже при переписи населения. Только полвека назад коренные жители Австралии получили право выбирать место жительства и перемещаться по территории страны. Далеко не все, впрочем, покинули резервации. Более того, часть из них так и не пришли к цивилизации. Порядка десяти тысяч потомков древних австралоидов так и живут, не зная письменности, английского языка, современных технологий.

Большая часть аборигенов разъехалась по стране, встретить их можно в любом городе. Некоторые работают в сфере туризма: развлекают туристов экскурсиями в бутафорские племена или настоящие резервации, в которых сохранился быт и уклад исторических времён.

В качестве сувениров можно купить разнообразные вещицы, изготовленные якобы руками аборигенов. На самом деле редко попадаются действительно аутентичные вещи, обычно под их видом продаётся обычный деревенский «масс-маркет». Мы написали статью о том, какие сувениры приобрести в стране. Некоторые из них могут быть не менее интересны. Список лучших сувениров из Австралии изучайте .

Неподалёку от Австралии, в Новой Зеландии тоже есть аборигены. Называются они маори, что переводится как «естественный, настоящий». Эти племена запомнились как отважные люди, защищающие свои права как никто другой.

К сожалению, среди аборигенов, перебравшихся в крупные города, немало представителей маргинальных слоёв населения. Большой процент преступлений, совершаемых в стране, приходится именно на них; среди потомков древних людей, увы, часто встречаются наркозависимые и любители выпить.

Современные жители Австралии: кто они?

Местные жители Австралии пестрят разнообразными типажами, цветами кожи и глаз. Эта картина совершенно непривычна взору туриста из России, ведь в своей стране мы видим только похожих на нас людей. Здесь всё смешалось, поэтому, как бы вы ни выглядели – никогда не поймаете на себе ни одного косого взгляда. По этой же причине в стране мирно сосуществуют представители разных конфессий. Религии распределились следующим образом: 26% местного населения Австралии – протестанты, 19% — католики, остальных – менее 5%.

В стране, по здешним меркам, очень дешёвая еда. Это сыграло с жителями злую шутку: на солнечном континенте сильно распространено ожирение.

Число местных жителей Австралии – чуть больше 24 миллионов человек. Это данные на 2016 год. К 2030 ожидается прирост до 28 миллионов. Рождаемость тут самая большая в мире: на каждую женщину в среднем приходится по 1,9 ребёнка. Средняя продолжительность жизни тоже одна из самых высоких – более 80 лет. Большинство жителей Австралии составляют, конечно, выходцы из Англии. Следом идут приезжие из Новой Зеландии и Италии. Коренных жителей Австралии совсем мало, менее 5%.

Наиболее крупный город Австралии по числу жителей – Сидней, но среди них много азиатов, из-за чего нельзя назвать город благополучным и комфортным для жизни.

Тем не менее и в Сиднее есть на что посмотреть, достаточно лишь знать, куда идти. Чтобы узнать, какие достопримечательности осматривать в крупнейшем городе континента, чтобы не натыкаться постоянно на гастарбайтеров — прочтите . В ней мы собрали самые интересные достопримечательности Сиднея

Чем занимаются жители Австралии?

В стране высокий уровень жизни: покупательная способность среднестатистического гражданина – 3000$ в месяц. Это значит, что жизнь не направлена на постоянное зарабатывание денег. Местные жители Австралии много времени уделяют саморазвитию, увлечениям, активному и пассивному отдыху.

Тут нет чрезмерного стремления хорошо выглядеть. Одеваются «с иголочки» только на работу и по важным поводам. В остальное же время из-за жаркой погоды невозможно постоянно наводить шик.

Дело не только в погоде, но и в менталитете: местные жители Австралии примерно одинаково обеспечены, поэтому они не стремятся кому-то что-то доказать, а лишь живут в удовольствие. Соответственно, никто не пытается одеться вычурно и дорого. Отличить служащего от миллионера нелегко.

Хобби жителей Австралии напрямую связано с окружающей средой. Вокруг много скал? Отлично, залезем на них! Кругом океан? Просто замечательно, хватаем доску для сёрфинга! Совсем нет снега, зато тонны песка в пустыне? В чём проблема, изобретём сноуборд на песке!

Этот вид спорта называется «снэдборд». Он доказывает, что отсутствие снега – не помеха настоящим экстремалам. Правила те же, что и в сноуборде: скользить на доске. С той лишь разницей, что вместо снега – дюны, а вместо тёплого костюма – майка и шорты.

Ещё одно увлечение австралийцев – азартные игры и скачки. Оно и понятно: когда люди не ощущают постоянного недостатка денег, легко пускать их на ветер.

Местных жителей Австралии называют словом «оззи». Вернее, они сами себя так называют. Быть оззи – значит путаться в словах Национального Гимна, гордиться пивным пузом и наплевательски относиться к тому, что происходит во всём остальном мире.

Вообще, у австралийцев довольно много странных черт характера. Именно эти черты и формируют правила поведения в Австралии для туристов. Чтобы вы знали, как вести себя в этой далёкой стране – мы собрали все правила

Грубо говоря, Вселенная для оззи ограничена океаном. Там, где кончается континент – кончается всё, что может волновать местных жителей. Если вдруг вы бы сообщили жителю Австралии, что за пределами континента происходит много интересных и важных событий – скорее всего, он усмехнулся бы, и без обиняков заявил, что ему это неинтересно. Здесь вообще, как правило, не церемонятся и говорят напрямую, как есть. Но на очаровательных простодушных оззи, тем не менее, совсем не хочется за это обижаться.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Познакомиться с образом жизни аборигенов Австралии можно, отправившись на экскурсию в одну из резерваций, где до наших дней коренное население континента сохранило привычный уклад жизни.

    Как живут аборигены Австралии

    Австралия демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

    Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

    Аборигены Австралии
    Период завоевания Австралии


    Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.
    Современный образ жизни аборигенов Австралии

    С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

    Аборигены Австралии


    Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

    Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

    *************************************************************************************************************************

    Аборигены Австралии

    Любой мореплаватель, причаливавший к берегам Австралии, обнаруживал здесь коренных обитателей этих земель - аборигенов, не слишком дружелюбно относившихся к пришельцам. Считается, что Австралия была открыта в 1606 году голландцем Виллемом Янсзоном. Потом её берег исследовали другие голландцы (Х.Браувер, Д.Хартог, А.Тасман и др.), назвав её Новой Голландией. В XVIII веке восточный берег Австралии исследовал отважный английский мореплаватель Джеймс Кук. Затем Мэтью Флиндерс обошёл весь материк и предложил назвать его Австралией (от лат. "australis" - южный). Местное коренное население назвали аборигенами. Бродячие охотники и собиратели, они до XIX века жили первобытнообщинным строем и пользовались каменными орудиями. Наиболее известны племена: курнаи, нариньери, камиларои (юго-восток); каби, вакка (восток); диери, арабана, аранда, варрамунга (центр); ньоль-ньоль, кариера (северо-запад). По современному расовому делению австралийских аборигенов относят к австралоидной расе, распространённой в Австралии, в Южной Азии (ведды, дравиды, кубу и др.) и Океании. Местные австралоиды отличаются от других современных жителей Австралии тёмной кожей, широким носом, толстыми губами, волнистыми волосами и их обильным ростом на лице и теле. Вообще-то, кто хоть раз в жизни видел австралийского аборигена, никогда больше не спутает его, к примеру, с чернокожим африканцем.

    О происхождении местных аборигенов учёные спорят до сих пор. Некоторыми учёными считается, что человек проник сюда около 50000 лет назад из Азии, и с этого момента начало формироваться коренное население здешних мест - аборигены, которые уже на протяжении последних 40 тысяч лет живут без каких-либо изменений. "Приход из Азии" можно оспорить, например, более ранним расколом праконтинета Пангеи или постепенным расхождением Африки, Австралии и восточного "куска" Антарктиды друг от друга. Бесспорно только то, что если бы европейцы не потревожили их первозданного существования, то оно могло бы продолжаться в таком "законсервированном" и самодостаточном виде бесконечно долго. Впрочем, в некоторых местах этого удивительного континента оно продолжается и сейчас, и в первую очередь в пустынном и магическом Аутбеке - сердце аборигенской Австралии.

    Здесь находится знаменитая священная скала Улуру - главная святыня всех аборигенов и одно из самых таинственных мест на австралийском континенте. По местным понятиям, Улуру - это дверь между миром людей и духов. Аборигены убеждены, что эта огромная, состоящая из песчаника, красная скала высотой 348 метров появилась здесь ещё до "Вечного Периода Сновидений" (по мнению учёных: около 6 миллионов лет назад!) - основного культового понятия местного населения. На самом деле, это достаточно вольный перевод. В разных племенах на разных диалектах, количество которых в Австралии доходит до шести тысяч, это понятие может звучать по-разному: нгарунггами, дьюгуба, унзуд, бугари, алдьеринга и так далее. Всё это тем не менее означает одно и то же. Это что-то вроде параллельного нематериального мира духов и мифических предков, существовавшего всегда и заложившего основы поведения человека. Всё находящееся на этой земле наполнено духовной силой, причём оно связанно с человеком в единый родственно-мифологический узел. А скала Улуру, иначе Айерс-Рок или просто Эйрс (как её назвали европейцы), в этой системе мирозданья занимает ключевое место, являясь дверью между мирами. Рядом с ней аборигены веками совершали свои обряды. И сегодня их отношение к Улуру ничуть не изменилось. Ни один абориген не осмеливается подняться на её вершину, так как это считается страшным святотатством, способным навлечь на человека гнев духов или предков, из того самого "Вечного Периода Сновидений". Некоторые загадочные случаи с нечестивыми туристами подтверждают, что во многом аборигены правы. Улуру обладает некой не поддающейся научному пониманию силой. Может быть, поэтому аборигены, обладая этим высшим знанием, и не стремились к прогрессу. Всё, что требовалось им для жизни, было давным-давно изобретено предками и не требовало какого-либо усовершенствования. Для охоты на птиц и кенгуру их предки изобрели копья и бумеранги - главное и единственное техническое открытие аборигенов. Справиться с бумерангом, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, не так-то просто. В этом можно убедиться на собственном опыте.

    В местечке Тжапукай на восточном побережье, недалеко от Кернса, аборигены создали некое подобие традиционного парка, где каждый белый может попробовать себя в обращении с исконным оружием автохтонного населения и, естественно, поближе познакомиться с их фантастической культурой.

    Например, бумеранги бывают двух видов: тяжёлые - для охоты на кенгуру и не возвращающиеся, и лёгкие - для охоты на птиц. Именно последние, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Вот они-то как раз и вызывают наибольший интерес у публики, поскольку, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Говоря научным языком, чтобы точно рассчитать траекторию полёта, бумеранг нужно бросить под углом в тридцать градусов к сиюминутно дующему ветру. Только тогда вы сможете понять, куда он полетит. В ином случае, он, конечно же, может вернуться, но полёт его будет абсолютно непредсказуем. Причём, неумелый бросок вполне может привести к удару по собственной голове при возвращении бумеранга. А так как скорость его полёта может достигать до 80 км/час, то последствия этого удара могут быть очень печальными.

    Не менее интересны аборигенские копья, которые бросают не просто держа рукой за древко, а используя принцип рычага. Дополнительное ускорение копью придаётся с помощью специальной палки с крючком на конце. Этот крючок, как раз, и упирается в торцевую часть копья.

    В тжапукайском парке можно увидеть, как аборигены с лёгкостью могут развести огонь с помощью трения. Для них это обычное дело, ведь они на протяжении веков умели жить там, где жить невозможно, добывать воду там, где её, казалось бы, нет вовсе, а пропитание - в таких условиях, в которых белый человек не продержался бы и нескольких дней.

    У аборигенов существуют также свои средства связи и свои особые музыкальные инструменты. Например, это известная всему миру по фильму "Данди, по прозвищу Крокодил" трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, и диджериду, особый музыкальный инструмент, который порой производит неизгладимое впечатление на неподготовленного туриста. Это происходит благодаря его особому завораживающему звучанию. А звучание диджериду придаёт материал, из которого он сделан, - изъеденное термитами эвкалиптовое дерево. Секрет игры на диджериду - в материале, из которого он сделан, и особом круговом, или непрерывном, дыхании исполнителя. Хотя однажды один из аборигенов на глазах удивлённых туристов сыграл классическую мелодию на куске обыкновенной водопроводной трубы. Таким образом получается, что расписанный ритуальными сценами внушительный кусок дерева - это лишь великолепный естественный резонатор, хоть и несущий символическое значение, а весь секрет в особом круговом или непрерывном дыхании, овладеть которым без продолжительных и упорных тренировок невозможно. Тренированные человеческие лёгкие - вот главный инструмент. На протяжении веков все ритуальные танцы и обряды аборигенов сопровождались магическими звуками диджериду, которые как нельзя лучше соответствуют их тотемическому миропониманию. Суть его в том, что человек - неотъемлемая часть Природы и не имеет коренных отличий от других её составляющих.

    Аборигены, действительно, веками существовали в гармонии с природой. Когда капитан Кук причалил к берегам Австралии, количество аборигенов доходило до полумиллиона человек. Сегодня эта цифра гораздо меньше, около 1,5 % от всего населения Австралии. Знакомство с "благами" западной цивилизации не прошло даром, губительно сказавшись на генофонде коренных жителях этого континента. Долгое время их вообще не считали за людей. Как это ни удивительно, но представители одной из древнейших и изолированных цивилизаций планеты получили гражданство на своей земле только в 1967 г., а право на самоуправление - в 1989 году. Естественно, без вмешательства современной цивилизации аборигены могли бы и дальше веками жить так, как они жили всегда. Но вот вопрос, так ли важна эта древность, если завтрашний день ничем не отличается от такого же дня, но только тысячу лет назад? И есть ли в такой убогой, почти животной жизни хоть какой-то смысл? Ответить на этот вопрос мы не берёмся, тем более, что он, порой, встаёт не только перед австралийскими аборигенами.

    В заключение, не лишним будет добавить, что только жители Австралии могли веками наблюдать на небе изумительное и невероятно фантастическое зрелище: огромное Звёздное Облако в созвездии Стрельца, которое является центром нашей галактики - Млечного Пути. Такое зрелище, хоть раз увиденное, запомнится на всю жизнь, а для того, кто увидел его над скалой Улуру, всё рассказываемое о многотысячелетней вере аборигенов в её магическую силу и "Вечный Период Сновидений" станет веским и неоспоримым доказательством неразрывной связи человека с космосом.

    Источник журнал "Вокруг света"

    Австралия и Океания - одной из самых маленьких частей света, её площадь около 9 миллионов км 2 , причем 7,7 млн. км 2 приходится на Австралийский континент, остальное на островные государства Океании. Население тоже не отличается большим количеством: около 25 миллионов человек, большая часть - население Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Состав историко-культурного региона Австралии и Океании - государства Австралия, Новая Зеландия, Вануату, Карибати, Микронезия, Науру, Маршалловы острова, Папуа Новая Гвинея, Палау, Соломоновы острова, Самоа, Тонга, Тувалу и Фиджи.

    Австралия и острова Тихого океана были исследованы европейскими мореплавателями намного позже других континентов. Название материка Австралия - плод ошибочной теории ученых 16 века, которые считали что Новая Гвинея, открытый испанцами, и архипелаг островов Огненной Земли, открытой Магелланом, на самом деле это северные отроги нового материка, как они его называли «неведомая южная земля» или по латыни «терра аустралиус инкогнита».

    Условно Океанию делят на несколько частей, которые кардинально отличаются как в культуре, так и в этническом составе.

    Так называемые «Острова черных» - Меланезия, острова в западной части Тихого океана, ранее бывшие материковой частью Австралии, самый большой из них Новая Гвинея.

    Ко второй части, Полинезии или «Многочисленные острова» относится самая южная часть западных островов в составе с Новой Зеландией, также с большим количеством крупных и малых островов, хаотично разбросанных в океане, напоминая по форме треугольник. Его вершина на севере - Гавайи, на востоке - остров Пасхи, на юге - Новая Зеландия.

    Часть под названием Микронезия или «Мелкие острова» лежит на севере от Меланезии, это Маршалловы острова, острова Гилберта, Каролинские и Марианские острова.

    Коренные племена

    Когда европейские мореплаватели в эту часть мира, они застали здесь племена коренных жителей, которые относились к австрало-негроидной группе народов, находящихся на различных этапах развития.

    (Папуас из Новой Гвинеи)

    Заселение австралийского континента и близлежащих островов в основном происходило за счет племен, приплывших сюда в «поисках счастья» с Индонезии, а также с запада Тихого океана и длилось на протяжении многих столетий.

    Новую Гвинею заселили переселенцы с Юго-восточной Азии, принадлежащие к австралоидной расе, затем этот регион еще несколько раз настигала волна миграций, в итоге всех потомков различных «волн» миграций в Новую Гвинею называют папуасами.

    (Папуасы в настоящее время )

    Еще одна группа переселенцев заселивших некоторую часть Океании, вероятно относившаяся к расе южных монголоидов, попала сначала на остров Фиджи, затем Самоа и Тонга. Тысячелетняя изоляция данного региона сформировала здесь уникальную и неповторимую полинезийскую культуру, которая распространилась на всей Полинезийской части Океании. Население имеет пестрый этнический состав: жители гавайских островов - гавайцы, в Самоа - самоанцы, на Таити- таитяне, в Новой Зеландии - маори и т.д.

    Уровень развития племен

    (Освоение европейскими колонизаторами Австралии )

    Ко времени проникновения европейцев на Австралийские земли местные племена жили на уровне каменного века, что объясняется удаленностью континента от древних очагов мировых цивилизаций. Аборигены охотились на кенгуру и других представителей отряда сумчатых, собиратели плоды и коренья, оружие у них было из дерева и камня. Самое известное приспособление австралийских аборигенов для охоты на дичь - бумеранг, палица из дерева в виде серпа, летающая по кривой траектории и возвращающаяся к своему владельцу. Жили племена австралийцев родовым общинным строем, союзов племен не существовало, каждое племя жило по отдельности, иногда возникали военные конфликты за землю или по другим причинам (например, из-за обвинения в злокозненном колдовстве).

    (Современные папуасы по уровню развития уже не отличаются от европейцев, умело перевоплотившисьв актеров национальных традиций )

    Население острова Тасмания отличалось по внешности от австралийских аборигенов, они имели более смуглый цвет кожи, курчавые волосы, пухлые губы, что делало их схожими с негроидной расой, проживающей в Меланезии. Находились на самом низком уровне развития (каменный век), работали мотыгами из камня, охотились деревянными копьями. Проводили время в собирательстве плодов, ягод и кореньев, охотились. В 19 веке последние представители тасманийских племен истреблены европейцами.

    Уровень технического развития всех племен, населявших Океанию, находился примерно на одном уровне: они пользовались орудиями труда из камня, деревянным оружием с наконечниками из обработанного камня, в ходу были ножи из кости, скребки из морских ракушек. Жители Меланезии пользовались луком и стрелами, выращивали земледельческие культуры, разводили домашних животных. Очень хорошее развитие получил рыболовецкий промысел, жители Океании отлично передвигались по морю на большие расстояния, умели строить прочные сдвоенные лодки с поплавками и плетеными парусами. Были достигнуты успехи в гончарстве, в плетении одежды и в сооружении предметов обихода из растительных материалов.

    (К середине XX века коренные полинезийцы уже слились с европейским укладом и современной жизнью общества )

    Полинезийцы имели высокий рост, смуглую кожу с желтоватым отливом, вьющиеся пряди волос. Занимались они в основном разведением земледельческих культур, выращиванием различных корнеплодов, одним из главных источников питания и отличным материалом для изготовления одежды, предметов обихода и самых различных приспособлений была кокосовая пальма. Оружие - палицы из дерева, камня и кости. Высокий уровень развития судостроения и мореплавания. В общественном строе существовало разделение труда, деление на касты (ремесленники, воины, жрецы), существовало понятие собственности;

    (Также, нынешние Микронезийцы )

    Население Микронезии представляло собой смешанную этническую группу, внешность которых была смесью признаков жителей Меланезии, Индонезии и Полинезии. Уровень развития общественного строя промежуточный между строем жителей Меланезии и Полинезии: разделение труда, выделялась группа ремесленников, велся обмен в виде натурального (раковины и бусы), знаменитые деньги острова Яп - огромные каменные диски. Формально земля была общей, а на самом деле принадлежало племенной знати, богатство и власть находились в руках старейшин, их называли юроси. Получается, что у жителей Микронезии к появлению европейцев еще не было своего государства, но они было очень близки к его созданию.

    Традиции и обычаи местных жителей

    (Традиционные музыкальные инструменты аборигенов )

    В Австралии каждое племя принадлежало к определенной тотемной группе, т. е каждое племя имело покровители среди представителей флоры и фауны, которые строго запрещалось убивать или есть. Верили древние австралийцы в мифических предков, которых представляли на половину людьми, наполовину животными, в связи с этим очень распространенным было проведение различных магических ритуалов, например, когда юноши, пройдя испытание мужества и выносливости, становились мужчинами и получали звание воина или охотника. Главным общественными развлечениями в жизни австралийских аборигенов были ритуальные праздники с песнопениями и танцами. Корробори - традиционный церемониальный танец австралийских мужчин-аборигенов, во время которого его участники раскрашенные определенным образом и украшенные перьями и шкурами животных, показывая различные сцены охоты и бытовой жизни, мифологические и легендарные сюжеты из истории своего племени, таким образом общаются с богами и духами предков.

    В Полинезии широко развиты различные сказания, мифы и легенды о создании мира, различных божествах и духах предков. Весь мир у них делился на божественный или священный «моа» и простой «ноа», мир моа принадлежал лицам царских кровей, богатой знати и жрецам, для обычного человека священный мир был табу, что значит «особо помеченный». Культовые храмы полинезийцев под открытым небом «марае» сохранилась и до наших дней.

    (Геометрические рисунки и орнамент аборигенов )

    Тела полинезийцев (племен Маори, жителей Таити, Гавай, острова Пасхи и др.) густо покрывал особый геометрический орнамент, который был для них особенным и священным. Само слово «татау», что означает рисунок, имеет полинезийские корни. Раньше татуировки могли носить только жрецы и уважаемые люди полинезийского народа (только мужчины), рисунки и орнаменты на теле рассказывали о его хозяине, какого он роду племени, его общественное положение, род деятельности, его главные достижения в жизни.

    В культуре полинезийцев были развиты ритуальные песнопения и танцы, на весь мир известен популярный таитянский танец «тамуре», который исполняют группа мужчин и женщин, одетые в пышные юбки из прочного волокна растения гибискус. Еще одни знаменитый полинезийский танец «отеа», который узнаваем по роскошным движениям трясущихся бедер танцовщиц.

    (Типичное жильё местных племен )

    Полинезийцы считали, что общение людей происходит не только на физическом уровне, а еще и духовном, т.е. при знакомстве люди еще соприкасаются душами, поэтому вес ритуалы и обычаи построены в соответствии с этим утверждением. В семьи очень чтят общинные устои, для полинезийцев понятие семьи под названием «фетия», включающим в себя большое количество родственников с обеих сторон, может распространяться на целый поселок или деревню. В таких семейных образованиях сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, ведется совместное хозяйство, решаются общие финансовые проблемы, У женщин полинезиек особое место в обществе, они доминируют над мужчинами и являются главой семьи.

    Большинство папуасских племен Новой Гвинеи и сейчас живет, соблюдая обычаи традиции своих предков большими семьями до 30-40 человек, глава семьи мужчина, он может иметь много жен. Традиции и обычаи племен папуасов сильно разнятся, ведь их существует очень большое количество (около 700).

    Современность

    (Побережье современной Австралии )

    На сегодняшний день Австралия и Океания - одна из наименее заселенных частей света. Плотность населения Австралийского континента - 2,2 чел/км 2 . Австралия и Новая Зеландия - государства, имеющие переселенческий тип формирования населения. Здесь в основном преобладают потомки переселенцев из Великобритании, в Новой Зеландии они представляют 4-5 всего населения государства, её даже называют «Британия южных морей».

    Австралийские аборигены проживают в центральной части Австралии на малоплодородных землях. Коренные жители Новой Зеландии племена Маори составляют около 12%всех жителей страны. На остовах Полинезии наблюдается преобладание коренного населения: папуасов и других полинезийских народностей, также здесь проживают потомки европейских переселенцев, выходцы из Индии и Малайзии.

    (Нынешние туземцы не против к гостеприимству и рады попозировать гостям материка )

    Современная культура народов Австралии и Океании в различной степени сохранила свою самобытность и уникальность. На отдаленных островах и территориях, там, где влияние европейцев было минимальными (в глубине Австралии или в Новой Гвинеи) народные обычаи и традиции местного населения осталась практически неизменными, а в тех государствах, где влияние европейской культуры было более сильным (Новая Зеландия, Таити, Гавайи), народная культура претерпела значительную трансформацию, и сейчас мы можем наблюдать только остатки некогда самобытных традиций и обрядов.

    Похожие публикации