Исполины приходили к дочерям человеческим. Трудные тексты Библии. Кто такие сыны Божии? Свт. Кирилл Александрийский

Как объяснить смысл 2-го и 4-го стихов шестой главы книги «Бытие»:

«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди»?

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части - «каинитяне» обозначаются общим понятием «людей», аналогию чему видим и в других местах Писания. Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов». На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).
Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими». Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям.
Если мы припомним, что при характеристике каинитянок физическая красота и чувственная прелесть стояла на первом плане (Ада, Цилла, Ноема), то станет ясно, что здесь бытописатель говорит именно о каинитянках. При таком понимании «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» мы вполне выдерживаем и данное в тексте противопоставление их: как те, так и другие - представители одного и того же первобытного человечества; но, будучи сходны по природе, они противоположны по своему духовно-нравственному настроению: «сыны Божии» были выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего; дочери человеческие, ведущие себя соблазнительно - олицетворение земных чувственных интересов. Со временем противоположность нравов исчезает - сыны Божии смешиваются с дочерьми человеческими, чем стирается грань между добром и злом и дается полный простор господству низших, чувственных интересов плоти в ущерб высшим интересам духа.
Быт.6:3. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими],
Очевидно, тут идет продолжение предыдущего повествования: там указывался самый факт, здесь дается соответствующая ему оценка; и если здесь действующие лица ясно названы людьми, то они же (а не Ангелы) разумелись и выше. В частности, слова библейского текста: «Духу Моему» и заключают в себе указание или на внутреннюю, духовную сущность человеческой природы (с глухой ссылкой на историю творения человека), (Быт. 2:7), или же, что еще вероятнее, - на Святого Духа, как зиждительный принцип всякой вообще (Быт. 1:2) и религиозно-этической жизни по преимуществу. Пренебрежение к Нему есть именно та хула на Духа Святого, которая, по словам Спасителя, составляет один из самых тяжелых смертельных грехов (Мк. 3:29), поскольку он характеризует собой такую степень греховного ожесточения человека, с которой становится психологически невозможным уже никакое исправление.
потому что они плоть; Вот та причина, в силу которой люди пренебрегли божественным Духом и заслужили наказание. Первое слово этой фразы м. Филарет более точно переводит: «в заблуждении своем», - очевидно, библейский автор этим снова указывал на нечестивое сношение сифитов с каинитами. Так как вступая в подобные браки, люди свидетельствовали об упадке у них высших, духовных интересов и о господстве низших, плотских, то и сами они как бы превращались в ту грубую плоть, которая на языке Священного Писания служит синонимом всего низменного, материального и греховного.
Быт.6:4. В то время были на земле исполины,
Предпотопное человечество именуется «исполинами», в подлинном nephilim - «нефилим». Хотя, действительно, в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов (Чис. 13:33-34), но основное значение этого корня «разрушать, ниспровергать», а в форме ниф - «заставить падать, соблазнять, развращать». Поэтому в этих первобытных «нефилим» можно видеть людей, не только отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, но и лиц, сознательно попиравших правду и угнетавших слабых. Существовали подобные личности среди каинитов и раньше, вероятно, с эпохи Тувалкаина, изобретшего оружие, и Ламеха, воспевшего ему победный гимн; со времени же смешения сифитов с каинитянами эти «нефилимы» особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных устоев.
это сильные, издревле славные люди. Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2Цар. 17:10; Дан. 11:3), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3Цар. 11:28). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар. 3:26-28).

Однако должны добавить, что существует древний мидраш (толкование устной Торы) о том, что ангелы неба, заскучав, или решив "поправить" человечество в его лучшую сторону, спустились на землю и соблазнили дочерей человеческих. От того и появилось поколение "неудобоваримое" ни для людского племени, ни для Всевышнего... Но это отдельная история...

Мы ещё под впечатлением грандиозной битвы в другом измеренье, к которой вплотную подошла Вселенская История. Это будущее событие мы рассматриваем очами веры. Веры тому, что предсказано в Библии. Не спе- ши, читатель, переводить взгляд на более понятные будни земного бытия. Мы ещё не разобрались с очередным вопросом о небожителях, Сынах Божьих Вот он: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны… В то время были на земле исполины, осо- бенно же с того времени, когда сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» Быт. 6:1-3 А на встречный вопрос: Кто же тогда ДЕТИ Божьи ? Они отвечают; это потомки Сифа. Понимаю, что тема спорная, но вполне разрешимая, если исследовать Писание, а не прятаться за известную фразу: «Ангелы - бес- полые и бесплотные существа, и поэтому не могли ничего иметь с дочеря ми Сифа, или его сына Еноса, в бытность которого «начали призывать имя Господа». И когда люди, поклоняющиеся Господу, стали жениться на без- божных женщинах, появились дети исполины. Это толкование - на ходулях, шаткое, не имеющее хорошего, да вообще никакого основания. Во-первых, об этом не говорит Библия. Во-вторых: Сиф и Енос оставили сыновей и дочерей, умерли, как и все перечисленные в 5 главе Бытия. Ничего особенного, никаких исполинов. Наконец, и в Библии, и в последующей истории святые, ищущие Бога, женились порою на далеких от Бога женщинах, но рождались обычные люди. (Моисей, Соломон - и женщины из всех народов тогдашнего мира). И - никаких исполинов в итоге. Мне известны христиане, женившие- ся на безбожницах. Итог - тот же: родились обычные дети - такая же Кто же такие Сыны Божии?

Они упоминаются в Библии несколько раз . Помимо Быт. 6:1-4 о них говорит Книга Иова:

а) 1:6 «Пришли сыны Божии предстать пред Господа» (Ясно, что речь не идёт о людях).

б) 38:7 «При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

в) «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мерт- вых… умереть уже не могут ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии».

г) «Кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» Пс. 88:7. Сыны Божии - это небожители, Ангелы. Сыны - с малой буквы, с большой буквы лишь Единородный Иисус Христос. Но как же бесплотные ангелы, сыны Божии, могли брать в жёны дочерей человече- ских? В небе - это бесплотные духи, но, будучи посылаемые на землю, они получали обыкновенное человеческое тело видимое, ощутимое. Помните борьбу Иакова с Ангелом? Ухватился за него и сказал: не отпущу, пока не благословишь. Было за что ухватиться. Сыны Божии разговаривали, запирали дверь дома у Лота. Три небожителя в человеческом теле были гостями у Авраама. «И они ели». (Быт 18:8).

И ели обычную нашу человеческую пищу. Если бы сыны Божии не получили тела, отправляясь в наш мир, их никто ни- когда бы и не видел. Не видели бы и Иисуса Христа, если бы Он явился в мир, не получив тела. Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения ты не восхот- ел, но тело уготовал мне». (Евр. 10:5). И не какое-то иное, а человеческое «Во всем уподобился братьям Своим». Тело хотящее есть, отдыхать, так же чувствительное к боли, иначе муки распятия не были бы подвигом. И вот в таком человеческом теле сыны Божии увлеклись красотою до- черей человеческих. Подумайте, что имел в виду Апостол Иуда в 6 стихе своего послания. Павших ангелов бесконечно много - третья часть ушла за мятежным архангелом, и они не в узах. Они пока свободны, они - де- моны «опекают» миллиарды людей. Их изгоняют из одержимых. Их свяжут и бросят в озеро огненное только в будущем. А какой-то разряд небожи- телей уже не на свободе. «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд Великого дня». Они не из тех ангелов, что ушли за мятежным архангелом, это Божии посланники, направленные на землю в человеческом теле, потеряли своё ангельское достоинство. И ещё деталь: исполины уничтожены водами потопа. Но опять по- являются на земле Голиаф, Лахмий, Египтянин (1 Пар 11:23), сыны Енакиевы, Рефаимы. Откуда они? Похоже, что увлечение дочерями человеческими не разовое когда-то явление. Книга Еноха не вошла в Библию, но она очень древняя, в ней говорится, что дети этих странных браков славились не только ростом, но и особыми знаниями: «Издревле сильные и славные люди». Салтыков-Щедрин в рассказе «Лихоманка» описал распространенное в то время сожительство с демонами. Я в свою бытность пресвитера выслушивал исповеди очень красивых женщин об этом же. И, что странно, у них были прекрасные мужья. Мне пришлось именем Иисуса Христа освободить парня от его «лихоманки». Теперь он свободен, и член церкви. Оказывается сожительство с демонами очень распространённое сегодня явление. И хотя исполинов почти нет, но феноменов среди детей этого странного брака очень много. Интеллект их на порядок выше обычных людей. Природа демонов, знающих о тайнах мира более, нежели учёные, как-то передается потомкам. Я сейчас предложу вам газетную статью. Это не библейская догматика, автор делает свои выводы и прогнозы, но христианина интересуют факты и статистика, от которых не отмахнёшься,

Итак, статья: ДЕТИ ИНДИГО На Земле все чаще рождаются чудо-дети, Ученые считают, что это следующая ступень эволюции человека. Так называемая шестая раса Детей назвали «индиго» по одинаковому ярко-синему цвету ауры, ко- торую видят у них все мало-мальски продвинутые экстрасенсы, «Индиго» способны вылечить головную боль простым прикосновением. У них есть врожденный иммунитет против многих смертельных болезней, таких как СПИД или рак. И они без вреда для себя могут съесть испорченные консервы, от которых загнулся бы любой взрослый. Многие предполагают, что эти качества помогут им пережить катаклизмы, которые скоро обрушатся на нашу планету и стать родоначальниками новой эры в истории человечества. Медики утверждают, что чудо-детей на земле уже несколько десятков тысяч. Их пристально изучают во всех странах, но результаты исследований везде одинаковые. Жёсткие излучения, например радиоактивные, действуют на них в несколько раз меньше, чем на обычных людей, больше того, у матерей больных СПИДом такие дети появляются без всяких при- знаков болезни, у матерей-наркоманок, принимавших наркотики во время беременности,- без наркотической зависимости. Многочисленные медицинские исследования при этом не выявили у них никаких отклонений от нормы. Кроме одной: «индиго» используют не шесть-семь процентов ресурсов мозга, как все мы, а 10-14.

Версии их появления высказываются самые разные. Самая распространенная - способности появилась у них в результате мутаций, вызванных постоянно действующими на людей излучениями, начиная от постоянно работающих телевизоров и кончая современными компьютерами и мобильными телефонами. Организм сам перенастроился на существование в технократическом обществе. По другой версии, «индиго» рождаются при вмешательстве НЛО. Ведь уже много лет подряд тысячи женщин заявляют, что их «изнасиловали инопланетяне. Может, «индиго»- продукт имен- но таких взаимоотношении с зелёненькими или синенькими человечками? - Тогда становится понятны не только их выдающиеся врожденные способности, но и частые рассказы о других цивилизациях, даже об устройстве НЛО,- говорит член-корреспондент Академии информации Всеволод Пригожский. - Сторонних наблюдателей вообще очень поражают так называемые интуитивные знания этих детей. Они с горшочного возраста рассуждают о смысле жизни и предназначении человека. Могут рассказать, какая, например, была раньше жизнь на Марсе, почему там погибла цивилизация. Откуда они это знают? Опять-таки остается выдвигать версии. Эзотерики утверждают, что они с самого рождения подключены к единому информационному полю Вселенной. Уфологи уверяют, что это включается генная память инопланетных предков. Консервативные ученые отмалчиваются, потому что существующая наука их чудо - деток объяснить не может. Но и опровергнуть -- тоже. Тем более что последние американские находки на Марсе начали подтверждать то, что рассказывали о планете дети «индиго». В предчувствии беды Многие уже назвали «индиго» представителями новой, шестой по счёту человеческой расы. Мол, сейчас, на пороге нового тысячелетия, происходит смена поколений, подрастает формация совершенно новых людей, которые заменят нас в будущем. И судя по железному здоровью и не обычным способностям этих детей - будущее предстанет перед нами в очень суровом виде. - Природа всегда заранее компенсирует свои потери, - рассказал магистр «Школы Единого Духа» Федор Золотов. - Известно, что перед войной, например, рождается больше мальчи- ков. А массовое рождение «высокопрочных» детей по всей Земле совер- шенно ясно свидетельствует о том, что человечество ожидает катастрофы планетарного масштаба. Ещё страшнее окажутся последствия нынешнего вмешательство в ге- нофонд живых существ, который уже приводит к неконтролируемым мутациям вирусов и бактерий. Врачи начали работу над антибиотиками пятого поколения, поскольку первые четыре почти не действуют. Так что эпидемий новых болезней, пострашнее СПИДа, осталось недолго ждать. Совершенно ясно, что современный человек в изменившихся услови- ях просто не выживет. Нет у него таких сил, - считает магистр Золотов… - Вот мать-природа и готовится загодя, меняя homo sapiens на homo intellektuales. Сами себе режиссёры Судя по всему, «индиго» появлялись и раньше, но совсем не так часто. Одно из неканонических Евангелий рассказывает, что у Иисуса Христа сначала была ярко-синяя аура, особенно редкая для тех дремучих вре- мен. Потом, к кресту поближе, она сменилась на золотую, ауру святых и пророков. Как известно, Христос тоже пришёл в мир в переломный для цивили- зации момент, научил новому мышлению и в расцвете лет ушёл. Статистика показывает, что многие «индиго» не доживают даже до со- вершеннолетия. Процент самоубийств среди них в два-три раза выше «обычного детского и подросткового. Психологи говорят, что процесс адаптации к окружающему миру у них гораздо более сложный. Не зря 90 процентов детей-убийц в возрасте до 10 лет - тоже «индиго». Они «настолько сильно чувствуют своё превосходство над окружающими, что просто не могут расценивать их, как равноценных обладателей жизни, - говорит Всеволод Пригожский. - Тем более, почти все «индиго» предска- зывают скорый «конец света» и, наверное, не видят смысла его дожидаться. По предсказаниям чудо-детей, Земля просуществует в нынешнем виде ещё около пяти лет. А учитывая, что большинство из них появилось на свет в начале девяностых, то предполагаемую катастрофу они встретят в половозрелом возрасте. Подождут, пока неполноценные граждане вы- мрут, и начнут размножаться. Производя на свет устойчивую к радиации, мутации и атипичной пневмонии шестую расу. Справка Дети «индиго» уже начали оказывать влияние на нашу жизнь. Восьмилетний Марко Бойчев из Болгарии в прошлом году опублико- вал книгу о тайнах цивилизации Марса. Наташа Демкина из Мордовии с шести лет ставит людям диагнозы болезней. Она видит человека насквозь без УЗИ и рентгена. Наташа Хлебникова из Анапы говорит на 120 языках, включая древ- несаксонский. Двенадцатилетний Якеши Тонако из Японии уже три года возглавляет креативный отдел в дизайнерском автомобильном бюро. Четырехлетний Серёжа Краснов из Санкт-Петербурга читает закрытые книги, положив руку на обложку…. Ребенок «индиго» Борис Матушкин, 8 лет, г. Жирновск, Волгоградская обл.: «В 2009 году человечество ждёт глобальная катастрофа, которая за- тронет целый материк, а в 2013-м новая, ещё большая беда уничтожит половину человечества. Жить по-старому, оставшиеся в живых, не смогут. Все правила, и законы падут, а прошлое будет истоптано. И наладить жизнь нового человечества призваны такие, как мы. ТВМ - Вестник. Зазеркалье. 6. 04.2005 г. Итак? Что может быть, чего не может между видимым и невидимым? Не пережившим подобного, трудно понять многое. Чудо-дети. Кто их отцы: сыны Божии или сыны лукавого? Да и кто из нас может похвалиться доста- точными знаниями в этой области? Но слушая исповеди женщин и мужчин, к которым периодически приходят незримые сладострастные посетители, и которые на своем горьком опыте знают подробности этого насилия, не- вольно утверждаешься в мысли о том, что сыны Сифа тут не причём. Тем более, в Библии встречается фраза «дух блуда»,- тот, кто культивирует в людях этот порок. И если в 6 главе Бытия перед самым потопом - всего лишь 1400 лет от начала нашей истории - сказано: «Это издревле силь- ные и славные люди», то мы вправе отнести появление исполинов к самым первым женщинам, ко времени дочерей Сифа и дальше. Может быть, уже кто-то из их красивых дочерей стали матерями нефилимов (исполинов).

Ясно одно, человек не достигнет исполинского роста никакими тренировками, тем более - не обретёт феноменальных способностей. Они появляются в результате соприкосновения со сверхъестественным, будь это Бог или князь мира сего. (Помните поединок феноменов, тех и других - Моисей и египетские чародеи?). И это сверхъестественное даёт человеку опережающие знания, к которым нормальные люди придут только в будущем, может быть неблизком. Они, как выражаются специалисты, каким-то образом подключены к «Мировому информационному полю». И в заключение: тема эта необязательна. Без неё вполне можно про- жить и обойтись. От знания или незнания верного объяснения не зависят главные вопросы бытия: Бог, спасение, вечная жизнь. Это - дело любительское. Тем более предложенный ответ не считаю неоспоримой истиной. Можете иметь свое понимание. Меня устраивает то, что я высказал, а любителям спорить хочу сказать: спорить может тот, кто хоть сколько-то времени и сил отдал изучению вопроса, а не прятался за дежурную фразу: «этого не может быть». А.П. Прохоров

Кто такие «исполины»?

В библейской книге Бытия немало загадочных мест, но одно из них, в начале шестой главы, вызывает особенно много вопросов...

Текст гласит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Эта история приведена непосредственно перед рассказом о Потопе, и становится понятно: здесь описана крайняя степень развращённости допотопного человечества. Но, собственно, что там происходило, так и остаётся неясным. Кто тут назван сынами Божиими? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Что такое 120 лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до Потопа? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам? Важнее всего, конечно, разобраться с «сынами Божиими».

Обращение к Толковой Библии под редакцией Лопухина как будто даёт нам ответ на все вопросы. Но ответов почему-то несколько: «Одни, преимущественно иудейские раввины... видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоёв... Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под „сынами Божиими“ разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви ( , Ириней, Афинагор, Климент Александрийский , Тертуллиан, Амвросий и др.)...».

Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор Толковой Библии: речь идёт о потомках Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые стали вступать в брак с девушками из рода Каина, проклятого братоубийцы. И это мнение находит серьёзную поддержку у отцов Церкви: его разделяли святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский и другие. Что касается 120-ти лет, Толковая Библия видит в них срок, отпущенный человечеству для исправления. «Исполины» понимаются там как испорченные, падшие люди, поскольку само их именование нефилим напоминает еврейский глагол нафал «падать», при этом их рождение никак не связано с этими незаконными браками.

* * *

Упрощённо говоря, можно сказать, что существуют две теории: сыны Божии как духи или Ангелы и сыны Божии как люди, особо благочестивые или особо могущественные. Как же возникли столь различные толкования? Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» и «Завет двенадцати патриархов» рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия) и у самых ранних христианских авторов.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божиими» оказываются вовсе не они. При таком подходе 120 лет – это максимальная продолжительность человеческой жизни, а исполины – дети, родившиеся от подобных браков.

Христианский апологет мученик Иустин Философ в своей «Второй апологии» пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты и мифологи, не зная, что всё ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рождённые от них демоны, приписали это Самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его».

Подобное говорят и другие раннехристианские писатели, например, святые Афинагор и Климент Александрийский , и некоторые иудейские авторы. Но уже в середине II века по Р. Х., как сообщает Талмуд, иудейский мудрец Шимон бар Йохай не просто настаивал на том, что здесь имеются в виду сыновья могущественных людей, но и проклял тех, кто и впрямь считал их сынами Бога, поскольку это звучало богохульно. Надо полагать, что в те времена христианская вера в Иисуса как Сына Божиего заставляла относиться к подобного рода отрывкам с особой подозрительностью. Отчасти об этом свидетельствует «Диалог с Трифоном иудеем» мученика Иустина Философа. Хотя это место из книги Бытия и не упоминается там прямо, но Трифон упрекает Иустина в том, что в его богословии ангелы согрешили и отпали от Бога, а для самого Иустина такое представление об ангелах тесно связано с верой во Христа как Сына Божиего.

* * *

Откуда же взялось объяснение, что сынами Божиими называются здесь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы? Его предложил малоизвестный христианский автор II века Юлий Африкан, и некоторое время оно оставалось не особенно популярным. Но потом с ним согласился святитель Кирилл Иерусалимский , которому довелось вступить в спор с императором Юлианом Отступником, возрождавшим язычество. Вероятно, император-язычник ссылался именно на это место как на свидетельство, что «сынов Божиих» и без Христа было достаточно, и Кирилл такое толкование решительно отверг в пользу версии Африкана.

Мы знаем её, прежде всего, из 22-й «Беседы на Бытие» святителя Иоанна Златоуста , где он со свойственной ему эмоциональностью спорит с неназванными оппонентами: «...нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всём говорят необдуманно... дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими... не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? ...Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом („сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога“), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».

Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти... красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины – просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит.

* * *

Так что же на самом деле означает этот текст? Ответ в значительной мере зависит от уточняющего вопроса: для кого именно? Если говорить о том, что изначально хотел сказать автор и что увидели в тексте его современники, по-видимому, картина будет вполне однозначной. Все известные нам апокрифические, самые древние иудейские и христианские источники однозначно видят здесь указание на браки между павшими духами и земными девушками, другая возможность в них даже не рассматривается. Притом уже святой Иустин Философ связал этот рассказ с распространёнными среди языческих народов мифами о браках богов и смертных. Представления об этих браках, от которых рождаются великие цари и герои (исполины), действительно были широко распространены в древнем мире: именно так мифы описывали происхождение, к примеру, Гильгамеша, Геракла, Энея, Ромула и Рема. Для царя тех времён было вполне обычно заявить о своём неземном происхождении как о доказательстве своего права на власть.

Но разве могут демоны вступать в брак с земными женщинами? Тут можно вспомнить, что в Библии языческие культы постоянно сравниваются с блудом, с нарушением верности Единому Богу. Впрочем, тут даже не потребуется слишком много иносказательных пониманий – мы прекрасно знаем из Библии и других ближневосточных текстов о храмовых блудницах и всевозможных культах плодородия. Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают. Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне.

Но прошли века, подобные культы и мифы ушли в далёкое прошлое, зато появилось достаточно подробное учение об Ангелах и демонах как бесплотных духах. Теперь прежнее понимание загадочного эпизода из шестой главы Бытия выглядело спорным, да и опасным, пожалуй: как это девушки выходили замуж за ангелов?! Иудейским и христианским богословам просто необходимо было предложить новое объяснение. Так появились другие объяснения: иудеи, в основном, предпочли говорить о «сынах Божиих» как о правителях и могущественных людях, христиане – как о благочестивых потомках Сифа. С тех пор как появились эти толкования, в общем-то, не было предложено никаких новых гипотез и аргументов, и по сю пору библеисты повторяют примерно те же самые доводы в пользу одной из теорий.

Какое же толкование можно считать правильным? Ответ зависит от ответа на вопрос: для какой аудитории? Далеко не всегда можно говорить о едином, раз и навсегда данном значении того или иного библейского текста. Мы можем со значительной степенью уверенности утверждать, что автором и первыми слушателями и читателями он понимался так-то и так-то, но это понимание отчасти было обусловлено их картиной мира, которая с тех пор немало изменилась. Другие времена, другие задачи могут приводить толкователей к несколько иным решениям, которые будут востребованы в новом контексте. Именно так обычно и цитируют новозаветные авторы , понимая те же самые слова в несколько ином смысле и связывая древние пророчества непосредственно с евангельской историей.

Сегодня нам может показаться это удивительным, но такое постепенное раскрытие смысла в истории тоже можно считать частью Божественного замысла. Библия есть книга Церкви не в том смысле, что заперла её на ключ и никого к ней не подпускает. Эта книга живёт в Церкви, раскрывается в ней, получает в ней новое и более глубокое осмысление по действию того же Святого Духа, Который когда-то вдохновлял людей, написавших этот текст.

ПОЯСНЕНИЯ СЛОВ: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал..." Быт.6:1-4.

Вопрос: Правда-ли, что ангелы входили к дочерям человеческим , и так рождались исполины?

Актуальность вопроса.
К сожалению, некоторые протестантские поповедники и библейские комментаторы совршенно безосновательно полагают, что в Быт.6:1-4, говориться о том, что ангелы входили к дочерям человеческим...
Подобное заблуждения весьма распространены среди христиан и основаны, исключиельно, на незнании Слова Божьего.

Итак, попобуем рзобраться в этом вопросе.
Написно:

"Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди."
Быт.6:1-4.

Вот, этот текст на врите:
וַיְהִי כִּי־הֵחֵל הָאָדָם, לָרֹב עַל־פְּנֵי הָאֲדָמָה; וּבָנוֹת יֻלְּדוּ לָהֶם׃
וַיִּרְאוּ בְנֵי־הָאֱלֹהִים אֶת־בְּנוֹת הָאָדָם, כִּי טֹבֹת הֵנָּה; וַיִּקְחוּ לָהֶם נָשִׁים, מִכֹּל אֲשֶׁר בָּחָרוּ׃
וַיֹּאמֶר יְהוָה, לֹא־יָדוֹן רוּחִי בָאָדָם לְעֹלָם, בְּשַׁגַּם הוּא בָשָׂר; וְהָיוּ יָמָיו, מֵאָה וְעֶשְׂרִים שָׁנָה׃
הַנְּפִלִים הָיוּ בָאָרֶץ בַּיָּמִים הָהֵם, וְגַם אַחֲרֵי־כֵן, אֲשֶׁר יָבֹאוּ בְּנֵי הָאֱלֹהִים אֶל־בְּנוֹת הָאָדָם, וְיָלְדוּ לָהֶם; הֵמָּה :
Быт.6:1-4.

Здесь, сразу бросается в глаза фактическое отсутствие в библейском тексте слова "Ангел", евр. -"Малах".

Отсюда понятно, что утверждение о том что Ангелы входили к дочерям человеческим (как к жене) - есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ толкователей.
Так Слово Божие не учит!

Откуда же возникло такое заблуждение?
А.П. Лопухин об этом пишет так:

"Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими».
Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня El (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено - filii illustrium, в таргуме Онкелоса - filii principium, у Симмаха - υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.
Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов.
Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах - Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор,Климент Александрийский,Тертуллиан, Амвросий и др.)
Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «ангелов» (Иов. 1:6, 2:1, 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.

Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов».
На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит,Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26;Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям.
Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми.

Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими».

Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям" А.П.Лопухина.
____________________________________________________

Итак, попробуем же и мы разобраться в этом вопросе...

Действительно, Господь обращается к народу своему со словами: сыны Всевышнего:

"Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей."
Пс.81:6-7.

Или здесь:
"Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?"
Ин.10:34-36.

Вот еще:
"И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой..."
Исх.4:22.

Из этих мест в Библии мы видим, что Всесильный называет свой народ-человеков во плоти, сынами Своими, - сынами Бога.

Но, как же обстоит дело с Быт.6:2.?
Словосочитание "...сыны божии..." в Быт, 6:1-2, 》
בְנֵי־הָאֱלֹהִים
- Текстуалтно и грамматически говорит о сынах Божьих, а не об ангелах!

Однако, некоторые приводят место из кн.Йова:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
[К слову, сказано:
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Отк.12:9.]
Йов,1:6.

В кн.Йова,1:6, речь идет о сынах Божьих, и это так, но нигде не сказано, что это были Ангелы Всевышнего, - так не написано!

Кроме того, Иисус сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию..." Лк.10:17-18.

Аналогично описанию в кн.Йова, 1:6, мы находим в кн.Пр.Захария:

"И показал он мне Иисуса (человек - Иисус Йоседеков), великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему."
Зах.3:1.

Это описание подобно тому, что мы видим в Кн.Йова, 1:6, -
Но никто же не говорит, что Иисус Йоседеков, первый Первосвященник второго Храма, был ангелом!

И, кроме того, ангелы не могли входить к дочерям человеческим и по тому, что сказано:

1) "Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь..." К Евр.1:7-14.
(Ангелы-это дух, а не плоть)

2) Написано также: "...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах." Мф.22:30.
(Ангелы не вступают в интимные отношения с людьми, как и спасенные в Мессианскую эру)

Вывод:
Ни текстуально, ни грамматически, ни с точки зрения экзегетики, никак нельза полагать, что в Быт.6:1-3, речь ичет об ангелах.

Божьих благословений,
Михаил Мильштейн.

Кто такие сыны Божии и дочери человеческие. Толкование Бытие 6:4

    ВОПРОС ОТ ОКСАНЫ
    Здравствуйте, я очень долго искала, где же можно получить ответы на свои вопросы и похоже, что нашла))) У Вас достаточно аргументированные ответы, которые основаны на Библии, для меня это важно. Скажите, пожалуйста, что в Библии имеется в виду в Быт. 6:1-4 под названиями "сыны Божии" и "дочери человеческие" – о ком идет речь?

Давайте прочитаем эти тексты. Книга Бытие 6 глава

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих , что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками ; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим , и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Внимательно посмотрев на текст, видно, что Господу не нравилось, что сыны Божие берут себе в жены дочерей человеческих . Именно после данных слов следует возмущение Бога: “Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками ”. То есть, значит, “сыны Божие” это те же, “человеки” кто “пренебрегает Духом Моим (Святым)”. А значит, речь здесь не идет об инопланетянах или Ангелах, берущих в жены людей.

Так о чем же говорят эти спорные на первый взгляд стихи Священного Писания? На самом деле все очень просто, если внимательно изучать Библию.

Уже на первых страницах Священного Писания описано, что вскоре после сотворения люди разделились на две группы – одни жили согласно воле Божьей, вторые решили существовать самостоятельно и вести такой образ жизни, который им нравится и кажется правильным.

Сын первых людей Адама и Евы Каин после убийства Авеля отдалился от Господа :

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод» (Бытие, 4:16).

А дети их третьего сына Сифа, выбрали пусть с Богом :

Быт. 4:25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; ТОГДА начали ПРИЗЫВАТЬ имя Господа .

То есть, сыны Божии - это род Сифа, так как они жили с Богом по Его законам. Дети человеческие - потомки Кайна, которые отошли от Господа.

"Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал" (Бытие, 6:2).

И постепенно зло проникло во всех людей до такой степени, что Бог раскаялся, что сотворил человека:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что ВСЕ мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие, 6:5).

Что касается исполинов, то это крупные люди, которые встречались всегда (вспомните Голиафа). Вероятно, в роде Кайна были исполины, которых, естественно, стало больше после смешения с родом Сифа, так как в семьях сифитов тоже стали появляться исполины. Возможно, здесь речь идет о людях, которых мы сегодня называем Неандертальцами или Кроманьонцами. А может быть, исполинами называли другие высокорослые расы людей. Раскопано уже несколько скелетов, высота обладателей которых составляла около 3 метров.

После смешения людей, чтущих Бога, с народами, которые отошли от Господа, Божьи люди постепенно и сами стали отдаляться от Творца… Это происходило постепенно, пока они не забыли Его законы вовсе, в итоге полюбив зло. А далее последовало очищение земли от пожравшего ее греха, Великом потопом. Бог хотел дать человечеству второй шанс. Но как мы знаем, затем люди снова отошли от Бога. И как говорил Иисус, землю вновь ожидает очищение. Но уже не водой, а огнем.

Анализируя негативные последствия от смешения верующих и неверующих, можно понять, почему Господь в своем законе дал строгий запрет на родство Его народа с язычниками.

Исх. 34:15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

Ездр. 9:11 земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. 12 Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших . При использовании указывать автора, название сайта и материала

Valery Tatarkin
E-mail: [email protected]
Похожие публикации