Аргус и Ио — Мифы Древней Греции. Значение слова ио в словаре-справочнике мифы древней греции Ио мифология

Жила Ио в небольшом городке Аргосе, в доме отца своего – речного царя Инаха. Однажды в жаркий день пошла юная Ио на реку. Только она разделась и нырнула в теплую воду, как на берегу появился сам великий громовержец. Стал он говорить прекрасной нимфе о своей любви, ласкал ее и обещал сделать великой богиней. А в это время Гера посмотрела с Олимпа на Аргос и увидела Зевса рядом с прекрасной нимфой. Она быстро слетела на землю и направилась к берегу. Но Зевс почувствовал приближение Геры и, чтобы скрыть от нее свою возлюбленную, превратил Ио в белоснежную телочку.

Но это не спасло несчастную Ио. Гера догадалась о хитрости Зевса и сама решила его перехитрить.
– Я заметила, что у нас появилась чудесная белоснежная телочка. Она мне очень нравится. О мой великодушный повелитель, я прошу тебя подарить мне ее, – уговаривала она своего мужа.
Зевсу очень не хотелось отдавать Гере белоснежную телочку, но и отказать ей он не мог.
Как только Гера завладела несчастной Ио, она отправила ее подальше от Олимпа и приставила к ней сторожем стоглазого Аргуса. Ни одного лишнего движения не могла сделать Ио, которого бы не заметил Аргус, это чудовище, не знающее сна. Его глаза спали по очереди. Пока спали два глаза, остальные 98 бодрствовали и следили за Ио. Днем он давал ей пастись, а как только наступала ночь, запирал в хлев, да еще и веревкой привязывал. Лежала несчастная Ио в темном хлеву на холодной земле и плакала. Некому было ей даже пожаловаться. Как-то днем она паслась возле своего дома и увидела сестер. Но сестры ее – наяды – не узнали Ио, не узнал ее и сам отец, Инах. Она целый день ходила за ними, давала себя погладить, ласкалась к ним. Когда изумленный Инах протянул ей сочную траву, Ио стала лизать ему руки и целовать его ладони, слезы потекли из ее прекрасных глаз. Только тогда понял Инах, кто стоит перед ним.– О, я несчастный, – вскричал он горько и бросился обнимать шею своей дочери – коровы, целовал ее, гладил маленькие рожки. – Я гордился тобой, ждал внуков, теперь из стада возьмешь ты себе мужа, из стада и сын твой будет. Даже смерть теперь не избавит меня от этих мук.
Так они и стояли, прижавшись друг к другу. Но тут появился Аргус и погнал Ио на дальние пастбища. Зевс не мог больше видеть страдания несчастной Ио, он позвал быстроногого Гермеса и послал его на землю спасти Ио.
Соскользнул стремительный Гермес на землю, снял свои летающие сандалии, взял в руки трость и, притворившись пастухом, погнал коз к той вершине, где сидел стоглазый Аргус. Скучно было Аргусу одному, и он обрадовался появлению пастуха.
– Иди сюда, – закричал он, махая руками, – садись со мной рядом. Ты нигде не найдешь лучше травы, чем здесь. Да и тени здесь хватает.
Присел Гермес рядом со стоглазым сторожем, разговорились они, так день и прошел незаметно. А к вечеру Гермес заиграл на свирели, и так хорошо и долго играл, что совсем усыпил Аргуса. Закрылись все его сто глаз, а Гермес выхватил острый меч и отрубил ему голову.
Теперь Ио была свободна, но жестокая Гера все равно не оставила ее в покое. Она наслала на Ио огромного овода, который всюду преследовал ее. Он впивался своим ужасным жалом в тело белоснежной телочки и причинял ей невыносимые страдания. Обезумевшая от боли и мучений несчастная Ио хотела убежать от овода. Она мчалась по лесам и болотам, забиралась в самые глухие места, но нигде не находила покоя. Безжалостный овод не отставал и гнал ее из страны в страну.
Наконец она прибежала в страну скифов и увидела прикованного к скале титана Прометея. И вот она здесь.
– Я не знаю, сколько мне еще терпеть муки, и прошу мудрого Прометея сказать об этом.
Так закончила несчастная Ио свой печальный рассказ.
Все были так потрясены горькой судьбой и страданиями прекрасной Ио, что никто не решался первым нарушить глубокое молчание. Наконец Прометей заговорил:
– О, верь мне, Ио! Лучше не знать тебе этого, чем знать! Еще очень много мучений примешь ты на своем пути, и много стран придется еще тебе пройти. Твой полный страданий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к Босфорскому проливу и к морю, которое потом назовут твоим именем – Ионическим, как только ты переплывешь его. Ты попадешь в страну, где живут ужасные горгоны, на голове у них вместо волос извиваются мерзкие змеи. Остерегайся их! Остерегайся также и опасных грифов, которых ты тоже встретишь на своем тяжком пути. А потом ты наконец достигнешь Библинских гор, откуда низвергаются благодатные потоки Нила. Вот там-то, в стране, где течет полноводный Нил, ты и найдешь долгожданный и выстраданный покой. Там Зевс вернет тебе твой настоящий прекрасный облик, ты снова станешь прекрасной богиней Ио и родишь могучего сына. Он будет властвовать над всем Египтом и даст начало славному роду героев. Из этого рода произойдет и тот герой, который придет сюда и освободит меня из оков. Имя ему будет Геракл.
Громко и жалобно застонала несчастная Ио и воскликнула тоскливо:
– О горе, горе! Как вынести все то, что приготовила мне жестокая судьба!
В это время овод настиг страдающую Ио и вонзил свое острое жало в ее израненное тело. Она громко вскрикнула от боли и, безумно вращая глазами, помчалась дальше.
А Прометей громко закричал, обращаясь к небу:
– Царствуй, жестокосердный Зевс. Но настанет день, когда и у тебя отнимут власть, и ты тоже будешь сброшен в вечный мрак. Никто из богов не сможет помочь тебе, и никто не знает, как предотвратить твою грозную судьбу. Один я знаю! Но я больше не буду помогать тебе.
Вдруг в воздухе, словно падающая звезда, пронесся быстроногий Гермес и встал перед титаном. Зевс послал своего вестника узнать у Прометея эту великую тайну, кто отнимет у него власть над миром.
– Ты грешен перед Зевсом, Прометей, – сказал Гермес непокорному титану, – и теперь можешь снять с себя этот грех, отвечай, кто поднимет руку на Зевса, кто из его сыновей посмеет это сделать? Если ты не откроешь свою тайну, тебе будет еще хуже. Ударом своей молнии Зевс обрушит скалу, на которой ты висишь, в бездонную пропасть, и там, в глубоком мраке, ты будешь мучиться без света и тепла. Потом опять поднимет он скалу наверх, но не для того, чтобы облегчить твои страдания. Каждый день сюда будет прилетать огромный кровожадный орел и клевать твою печень. Она будет вновь и вновь отрастать, ведь ты же бессмертный, а он будет снова и снова терзать ее своими острыми когтями. И висеть на этой скале ты будешь до тех пор, пока кто-нибудь не согласится сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, и покорись, ведь ты же знаешь, что Зевс выполнит свою угрозу.
Но не покорился гордый Прометей и не открыл своей тайны. И тут же раздался страшный грохот, задрожала земля, сверкнула яркая молния, началось великое землетрясение. Скала раскололась и обрушилась в бездну. С ней вместе исчез и Прометей.

— дочь Инаха, бога реки и аргосского царя, и нимфы Мелии, сестра Аргоса и Форонея. Жрица богини Геры. Однажды Зевс увидел ее в храме и соблазнил. Как-то раз Гера застала их вместе, но Зевс поклялся, что между ними ничего не было и превратил прекрасную Ио в белую корову. Гера выпросила у него корову и поставила всевидящего стоокого Аргоса сторожить ее. Аргос привязал корову к оливе в роще близ города Микены. Зевс приказал Гермесу украсть корову, но это было трудно сделать, и Гермес убил Аргоса. Тем временем Гера наслала на корову овода, который преследовал ее повсюду. Спасаясь от него, Ио бежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик, и она родила Эпафа (Аписа). Тогда Гера спрятала Эпафа, и Ио долго блуждала по Сирии, пока не нашла его, и они вернулись в Египет. По возвращению Ио вышла замуж за Телегона, египетского царя. Ио воздвигла в своей столице статую Деметры, которую египтяне называла Исидой, а позже стали называть Исидой и саму Ио.

// Антонио КОРРЕДЖО: Юпитер и Ио // Н.А. Кун: ИО

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИО в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который превратил ее в белоснежную телку. В то же время, ИО …
  • ИО в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Io. "??). Дочь царя Аргоса Инаха, жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила ее в корову и приставила Аргуса стеречь …
  • ИО
    В греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха. Возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил Ио в белоснежную тёлку, но …
  • ИО в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса. Чтобы уберечь от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось …
  • ИО в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО в Большом энциклопедическом словаре:
  • ИО
    (??) — дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в Энциклопедическом словарике:
    нескл., с прописной буквы 1. ж., одуш. В древнеримской мифологии: возлюбленная Юпитера, превращенная ревнивой Юноной в корову, которую стерег многоглазый …
  • ИО
    И́О ФЭЙ, см. Юэ Фэй …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610). Расстояние от Юпитера 422 т. км, сидерический период обращения 1 сут 18 ч …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращённая Герой из ревности в корову. Спасаясь от …
  • ИО
    (??) ? дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в словаре Синонимов русского языка:
    жрица, …
  • ИО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО СИНДРОМ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Описан В. Йончевым (1979) как разновидность хронической тасикинезии, то есть состояния повышенной двигательной активности, Наблюдается при органических поражениях головного мозга …
  • ЭПАФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — сын Зевса и его возлюбленной Ио. В облике коровы, спасаясь от слепня, насланного ревнующей Зевса Герой, Ио добежала до …
  • ВОСКРЕСЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Иисуса Христа (греч. ?????????, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте …
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском словаре.
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском большом словаре.
  • ЭПАФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ("??????) — сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио и …
  • ЭПАФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (" ??????) ? сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио …
  • СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: СОЛНЦЕ в Словаре Кольера:
    К статье СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА В центре Солнечной системы расположено Солнце - типичная одиночная звезда радиусом около 700 000 км и …
  • ИОНТОФОРЕЗ
    ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"за, ио`нтофоре"зов, ио`нтофоре"зу, ио`нтофоре"зам, ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"зом, ио`нтофоре"зами, ио`нтофоре"зе, …
  • ИОНОТЕРАПИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ио`нотерапи"я, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"й, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ям, ио`нотерапи"ю, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ей, ио`нотерапи"ею, ио`нотерапи"ями, ио`нотерапи"и, …

Известно, что древнегреческие мифы зачастую строились на сюжетах, почерпнутых из реальной жизни, и вымышленных героев авторы наделяли собственными чертами. Именно поэтому многие античные божества далеки от образцов морали и нравственности в их современном понимании. Примером тому может послужить история верховного громовержца Зевса и юной богини Ио.

Юная любовница хозяина Олимпа

Пришедшая в современный мир из Древней Греции богиня Ио имела весьма туманное происхождение. По одним источникам, она была дочерью речного бога Инаха, по другим же − одного престарелого, но весьма любвеобильного царька. Приводятся и другие варианты. Впрочем, это дело житейское, ведь известно, что даже мать ребенка не всегда может с уверенностью назвать имя отца.

Так или иначе, но свое отрочество богиня Ио провела в храме Геры - всесильной покровительницы брака, которая по неосмотрительности взяла ее в штат своих жриц. Вела себя юная девица вполне благопристойно, пока не влюбилась в ее мужа − верховного бога и хозяина Олимпа, Зевса, поражавшего своей мужской красотой всех без разбора представительниц слабого пола. Тот не заставил себя долго уговаривать, и между ними завязалась любовная интрижка − одна из тех, что в разных вариантах повторяются со времен мироздания.

Неудавшаяся хитрость

Чтобы усыпить бдительность жены, а возможно, желая придать роману некоторую пикантность, Зевс на время превратил возлюбленную в корову − белую и прекрасную, каких свет не видывал. Однако Гера, зная наклонности мужа, быстро раскусила его и обрушила на головы любовников свой праведный гнев.

Высказав мужу все, что говорят в подобных случаях, и пригрозив «уйти к маме», она потребовала, чтобы в знак раскаяния он отдал ей «эту мерзкую развратницу». Тот малодушно согласился, и несчастная богиня Ио оказалась во власти Геры, не пожалевшей сил, чтобы отомстить ей со всей беспощадностью, на которую способна любившая, но обманутая женщина.

Чудище, сраженное Гермесом

В довершение бед Гера приставила к своей пленнице всевидящего стража - многоглазого великана Аргуса, который постоянно изводил бедняжку пустыми придирками. Возможно, история богини Ио на этом бы и закончилась, если бы не совесть, проснувшаяся в душе ее прежнего любовника.

Видя, на какие страдания он обрек несчастную девицу, Зевс поручил своему сыну Гермесу (тоже, надо сказать, изрядному ловеласу) убить великана и освободить пленницу. Не переча отцу, он выполнил его поручение, предварительно усыпив чудище своими речами. Надо заметить, что искусство наводить сон на слушателей не только не утрачено в наши дни, но и доведено некоторыми ораторами до совершенства.

Месть Геры

Узнав о случившемся, Гера пришла в неописуемый гнев. Прежде всего она наложила на беглянку заклятие, в силу которого та была обречена навек оставаться в облике коровы. Кроме того, силой волшебства создала страшного овода - гигантское насекомое, которое должно было повсюду преследовать богиню Ио и, беспощадно жаля, причинять ей нестерпимые мучения.

Лишь в пределах далекой северной страны Скифии луч надежды забрезжил для порядком уже отчаявшейся богини Ио. Древняя легенда повествует, о том, что в то время, когда она достигла полярных широт, там к одной из скал был прикован ее земляк Прометей - могучий титан, подаривший людям огонь, и обреченный за это на страдания, причиняемые орлом, который день и ночь терзал его грудь. Понимая как никто другой проблемы своей соотечественницы, он утешил ее предсказанием, что избавление от бед ожидает ее на берегах Нила.

Услышав эту радостную весть, Ио поспешила в Египет, а в след за ней полетел изрядно озябший и покрытый инеем овод. От мороза он стал еще злее и бросался на беглянку подобно бешеному псу. О том, сколько и каких мучений ей довелось претерпеть по дороге, составители легенды умалчивают, позволив вообразить это самим читателям. Однако со всей определенностью сообщается, что на берегу великой африканской реки роман между богиней Ио и Зевсом получил неожиданное и счастливое продолжение.

Плод любви, вызревший на берегу Нила

Истосковавшись по своей прежней пассии, громовержец изрядно напрягся и силой колдовства сумел разрушить чары, которыми опутала ее коварная Гера. Мерзкий овод издох, а коровья шкура, столь долго скрывавшая под собой нежную девичью кожу, вдруг растаяла и явила миру прежнюю Ио, сияющую своей неземной красотой.

Зевс, истомившийся без женской ласки (супруга не торопилась вернуть ему свою прежнюю благосклонность) поспешил заключить ее в свои объятия − столь жаркие и страстные, что по истечении известного срока она подарила ему сына Эпафа. Этому плоду любви, вспыхнувшей между богиней Ио и Зевсом, мифы Древней Греции приписывают честь быть первым царем Египта. Он же, согласно общепринятой версии, является родоначальником могучего и славного племени героев, наиболее известным представителем которого стал легендарный Геракл.

Две версии одного события

А куда же смотрела ревнивица Гера? В этом вопросе мнения позднейших комментаторов расходятся. Например, древнеримский поэт Овидий утверждал, будто ему доподлинно известно, что она сама сняла проклятие с Ио, и сделала это после того, как муж раскаялся и поклялся никогда больше не нарушать супружескую верность. Ох не верится в его искренность, ох, не верится! К тому же и встречу с возлюбленной, закончившуюся рождением сына, Зевс назначил не в родных Афинах, а в чужом для него Египте, то есть подальше от жены.

Есть и еще одна версия события, происшедшего на берегу Нила. Она никогда не пользовалась особой популярностью у греков вот по какой причине: злые языки утверждали, что будущего ребенка Зевс зачал еще до того, как его подруга обрела человеческий облик. Иными словами, акт любви он совершил не с женщиной, а с коровой. Гера же узнала о столь странной фантазии супруга и, чтобы избежать огласки и позора, поторопилась вернуть рогатой сопернице ее прежнее обличье. Впрочем, некоторые полагают, что она это сделала, исключительно из сострадания к будущему ребенку, на Зевса же она давно махнула рукой.

Послесловие

Любопытно, что после того как «хеппи энд» увенчал историю, описанную в нашей статье, юная любовница Зевса стала отождествляться греками с богиней Луны Селеной. Поводом к этому послужила видимая в определенные периоды двурогая форма земного спутника, вечно странствующего по небу в окружении бесчисленных звезд, так похожих, по мнению древних эллинов, на глаза великана Аргуса. Имя же богини, как утверждают исследователи, произошло от древнеегипетского слова «iw» (ио), что в переводе означает «корова».

Ее любовные похождения, ставшие сюжетом одного из наиболее известных и популярных древнегреческих мифов, обрели новое звучание в произведениях классиков античной драматургии. Так, история любви всемогущего громовержца и юной жрицы легла в основу трагедий Эсхила, Херемона и Акция, а также вдохновила Платона, Анаксилая и Анаксандрида на создание весьма популярных в свое время комедий. Имя богини Ио не забыто и в наши дни. Его носит ближайший из четырех самых крупных спутников Юпитера.

ИО

(греч. Io ) - в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, жрица богини Геры. Последняя превратила ее из ревности в корову (по другой версии, это сделал Зевс, чтобы спасти возлюбленную от мести своей жены). Гера наслала злого овода, и И., спасаясь от укусов, скиталась из страны в страну, пока не нашла приют в Египте. Там Зевс возвратил ей человеческий облик.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ИО

(греч.) - дочь аргосского царя Инаха , возлюбленная Зевса , который превратил ее в корову, чтобы спасти от гнева Геры . Гера потребовала корову себе в дар и приставила Аргуса сторожить ее, но Аргус был убит Гермесом по велению Зевса. Тогда Гера наслала на убегавшую И. кусачего овода (вариант: сама превратилась в овода). Спасаясь от укусов, И. бежала через Грецию, Кавказ, Азию, пока не прибежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик. И. родила Эпафа , а впоследствии вышла замуж за Телегона , сына Одиссея .

ИО

Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса . Чтобы уберечь Ио от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось обмануть, и она сначала приказала Аргусу стеречь Ио, а потом наслала овода, который преследовал и гнал ее через всю Европу в Египет, где она с помощью Зевса вновь обрела человеческий облик и стала прародительницей данайцев . В трагедии Эсхила Ио приходит к Прометею и рассказывает о своих мытарствах. Легенду об Ио передает и Овидий . Возможно, первоначально Ио была лунным божеством, изображаемым с рогами (полумесяц), откуда и возникла легенда.
В доме Ливии (вторая жена Августа) на Палатине (Рим) есть фреска, на которой изображены Ио и стерегущий ее Аргус. Корреджо изобразил Ио с Зевсом.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Похожие публикации