Закон о запрете курения на спортивных. Закон о запрете курения в общественных местах в действии. Правовые методы борьбы с курением

Действующее федеральное законодательство запрещает курение практически во всех общественных местах, и даже в собственных квартирах курить можно только при условии, что дым не приносит вреда здоровью для окружающих. Перечень мест, где курение запрещается, а меры материальной ответственности нарушителя описаны в ниже.

Вопросы здравоохранения, сбережения здоровья в связи с вредным воздействием табачного дыма регулируется федеральным законом №15.

В нем определяется, что курение – это использование табака и изделий на его основе для получения дыма на основе тления этих продуктов. Таким образом, речь идет только о «горячем» курении, а не о вдыхании табака или использование электронных сигарет и т.п.

В федеральном законе № 15 о запрете курения в общественных местах четко определены 13 различных мест, где процесс курения запрещается – это:

  1. Территории школ и других образовательных организаций любых форм собственности.
  2. Территории больниц и других учреждений здравоохранения.
  3. Поезда и водные суда дальнего следования.
  4. Самолеты, общественный транспорт (муниципальный и коммерческий), в том числе метро, электрички, международные/междугородние автобусы и т.п.
  5. Гостиницы, отели и другие помещения, где производится временное размещение проживающих.
  6. Любые магазины, столовые, рестораны и кафе, рынки, в том числе и мобильные (передвижные) торговые объекты.
  7. Любые виды социальных служб.
  8. Любые госорганы, местные органы власти.
  9. Любые офисные здания, цеха и другие рабочие помещения.
  10. Лифты, лестничные клетки и т.п.
  11. Площадки для детей, пляжи (в пределах установленных границ).
  12. Платформы для пассажиров, перроны и другие площадки, где производится посадка в транспорт.
  13. АЗС любых типов.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в той же статье оговаривается, что органы власти (равно как и муниципальные органы) могут установить и дополнительные ограничения. В общем случае граждане могут потреблять сигареты и другую табачную продукцию во всех остальных местах, а также в местах, которые обозначены специальными знаками, в том числе и на территории исправительных учреждений.

Где по закону можно курить

Фактически разрешенных мест для курения осталось очень немного. Граждане по-прежнему могут применять сигареты, трубки, кальяны у себя дома, в том числе и на балконе, лоджии, террасе и т.п. (если они также относятся к частной собственности). Однако нельзя заниматься курением в подъезде, в том числе и рядом с крыльцом, а также на лестничной клетке, в других местах общего пользования.

Что касается улицы, курение разрешается повсеместно за исключением зон, которые находятся в непосредственной близости от перечисленных выше мест (вокзалы, аэропорты, больницы, школы и т.п.). Минимальное удаление от входов в эти заведения, а также от их границ (детская площадка, стационар) должно составлять 15 метров и более.

На работе курить можно, но только в местах, которые специально предназначены для этого. Речь идет о так называемых «курилках» – небольших комнатах, на входе в которые есть соответствующие знаки.

Несмотря на то, что курение у себя дома, в том числе и на балконе, формально не противоречит требованиям закона, есть примеры судебной практики, когда жалобы соседей, страдающих хроническими заболеваниями, удовлетворяются. Поэтому лучше не злоупотреблять своим правом и курить так, чтобы дым не шел непосредственно в соседние квартиры.



Случай из судебной практики

Запрещено ли курение электронных сигарет (вейпов)

Аналогичные меры запрета предполагается ввести и в отношении курения:

  • электронных сигарет;
  • электронных кальянов;
  • испарительных смесей.

В настоящий момент данный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, однако до сих пор он еще не утвержден.


Тем не менее, фактический запрет на использование вейпов принят во многих публичных местах – общественном транспорте, кафе и т.п. Судя по тексту законопроекта запретные места будут точно такими же – 13 пунктов, обозначенных выше. И хотя формально эти меры еще не вступили в силу, использовать электронные сигареты и прочие имитационные устройства можно только на улице и в других местах, не запрещенных законом.

Как обозначается место, где курение запрещено

Также на федеральном уровне регулируется и вопрос о способе обозначений территорий и помещений, в которых курение запрещается (из указанного списка либо из дополнительных перечней, установленных местными органами власти). Определение происходит с помощью специального знака, который можно выполнить в черно-белом или цветном изображении. Описание знака и его изображение можно найти в Приказе Министерства здравоохранения №14Н от 12 мая 2014 года.

В этом же документе указано, что знак можно дополнительно сопроводить соответствующей надписью – например, «Не курить», хотя делать это необязательно. Изображение должно размещаться при входе на любую территорию, где курить сигареты запрещается. Также по желанию собственника дополнительные знаки могут быть размещены и в других местах, например:

  • на дверях гостиничного номера;
  • в банкетном зале, у барной стойки;
  • в кабинетах общественных организаций;
  • в тамбурах и салонах и т.п.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Важно понимать, что отсутствие знака не означает, что человек может начать курение, потому что он «не знал» о том, что этот процесс запрещен, например, в автобусе. В таком случае к нему применят меры ответственности на общих основаниях. Однако гражданин может обратиться в контролирующие органы (например, Роспотребнадзор), чтобы указать на это нарушение. Тогда ведомство должно оштрафовать и собственника помещения (ИП или юрлицо).

Ответственность и штрафы за нарушение: законодательная база

За нарушение федерального закона о запрете курения в общественных местах, а также других норм, принятых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, предусматривается ответственность:

  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • административная.

Основными мерами, предпринимаемыми к нарушителям, являются устные замечания, выговоры от работодателя, а также денежные штрафы. Их размер зависит от статуса лица (частный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), а также от места, где было зафиксировано нарушение:

  1. Физическое лицо оплачивает от 500 р до 1500 р в общем случае.
  2. При обнаружении факта курения на детской площадке (вне зависимости от времени суток) – от 2000 р до 3000 р.

Если нормы законодательства не контролируются на территории компании (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), это также влечет наложение штрафа. Под несоблюдением норм законодательство понимает:

  • отсутствие специальных зон для курения, соответствующих обозначений;
  • отсутствие оборудования для вентиляции и вытяжки дыма из таких помещений;
  • несоблюдение требований к знаку, который указывает на запрет курения.

В этих случаях размеры штрафов следующие:

  1. При нарушении требований к знаку

Как известно, закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый российскими парламентариями два года назад, полноценно заработает лишь с 1 января 2017 года. О том, что же собой представляет закон о курении и где нельзя курить в 2016 году мы и постараемся разобраться в настоящей статье.

Закон о курении или где нельзя курить 2016 году

Согласно положениям статьи 12″Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», табакокурение запрещается в следующих местах:

  • образовательные, культурные, молодежные и спортивные учреждения;
  • учреждения здравоохранения;
  • санатории;
  • общественный транспорт, включая воздушные, водные и речные суда (за исключением персонала судов дальнего плавания);
  • транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, речные порты, станции метро и пр.);
  • жилые помещения и гостиницы;
  • торговые и бытовые объекты, включая помещения рынков и НТО;
  • кафе и рестораны (за исключением специально оборудованных мест);
  • помещения социальных служб;
  • помещения органов государственной власти и местных муниципалитетов;
  • рабочее место;
  • лифты либо подъезды многоквартирного дома;
  • детские площадки;
  • общественные пляжи;
  • пассажирские платформы;
  • автозаправочные станции.

Где же можно курить в 2016 году

После ознакомления с представленным выше перечнем возникает резонный вопрос: а где же, собственно, можно курить в 2016 году? Стоит сразу оговориться, что таких мест на самом деле не так уж много. Среди прочего, насладиться сигаретой в следующем году можно будет в следующих местах:

  • улица;
  • специализированные изолированные помещения для курящих;
  • собственный автомобиль, квартира, подъезды многоквартирных домов, оборудованные вентиляционными системами;
  • транспортные узлы (на свежем воздухе, но не ближе чем 15 метров ко входу в вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, речные порты и пр.);
  • рабочее место.

В последнем случае курение на рабочем месте согласно части 2 статьи 12, названного выше закона допускается исключительно на основании решения собственника предприятия. При этом он обязан выделить специальное место для любителей табака. Среди прочего, речь может идти как о специально оборудованных открытых площадках, так и об изолированных помещениях, оборудованных современными системами вентиляции (курилки).

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с 2017 года

Как уже было сказано выше, отдельные положения федерального закона № 15-ФЗ, начнут действовать лишь с 1 января 2017 года. Так, с наступлением указанной даты в силу вступят следующие положения:

  • введение учета произведенных, ввезенных на таможенную территорию РФ и реализованных на ней табачных изделий;
  • введение контроля над оборотом оборудования производственного назначения, предназначенного для изготовления табачных изделий;
  • введение контроля над движением и распределением табачной продукции на территории РФ;
  • введение контроля над подлинностью средств маркировки табачные изделий (акцизные, специальные марки).

Резюмируя сказанное выше, можно говорить о том, что ограничения курения табака, введенные с подачи Правительства РФ, планомерно достигли своей финальной стадии, но в полной мере заработают лишь с начала 2017 года.

Законы о запрете курения в общественных местах в последнее время сильно ужесточились, о чем свидетельствуют недавно принятые проекты. Пагубная привычка негативно влияет на состояние здоровья не только самих курильщиков, но и людей, которые не по своей воле вынуждены дышать ядовитым дымом.

В статье мы рассмотрим основные положения законов об ограничении табакокурения в людных местах, а также применение штрафных санкций за невыполнение правил на практике.

Действующие запреты на табакокурение

Впервые на территории РФ антитабачный закон был принят еще в начале 2013 года. Им запрещалось употреблять табачные изделия в местах общественного пользования. С тех пор законопроекты, которые принимаются в соответствующих инстанциях, только «усовершенствуются» . Ограничения распространились не только на курение табака, но и на саму пропаганду вредной привычки.

Ужесточенная статья о запрете табакокурения в общественных местах стала актуальной только летом 2015 года. Однако по предварительной оценке экспертов, она будет многократно дополняться и полностью вступит в силу приблизительно в конце 2017 года.

Примерно в это же время, согласно статье 18 ФЗ о запрете курения, мера наказания за незаконную торговлю табачной продукцией будет увеличена.

Каковы основные цели законов о запрете курения в общественных местах, которые были приняты в 2015 году? Правительство страны пытается оградить некурящих граждан от негативного влияния табачного смога на организм.

В связи с этим все противотабачные проекты, принятые в Думе, позволили:

  • установить места, где курение сигарет запрещено;
  • запретить рекламу табачной продукции;
  • полностью запретить продажу сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия;
  • возбранить демонстрацию процесса табакокурения в отечественных фильмах, мультфильмах, клипах, рекламе, театральных представлениях и т.д.;
  • исключить возможность появления «табачных» спонсоров спортивных и других общественных мероприятий.

Согласно статье 6 КоАП РФ, невыполнение правил о запрете табакокурения в неположенных местах грозит непослушным гражданам штрафными санкциями.

Новый законопроект 2015 года

Законы об ограничении курения табака, которые были приняты не так давно, направлены на то, чтобы запретить употребление сигарет не только в открытых, но и закрытых местах общественного пользования.

Какие пункты были утверждены новым проектом?


  1. абсолютный запрет на употребление табачной продукции в неположенных местах;
  2. поэтапное ограничение табакокурения в воздушных судах и поездах;
  3. запрет на рекламирование сигарет и участие табачных компаний в спонсировании общественных мероприятий;
  4. ответственность за малейшее нарушение положений, прописанных в антитабачных проектах;
  5. меры медицинского характера, позволяющие гражданам избавиться от никотиновой зависимости.

Чем новый закон об ограничении курения отличается от того, что был принят еще в 2013 году?

Согласно новым правилам, значительно расширился перечень общественных мест, где нельзя употреблять сигареты:

  • аэропорты и перроны вокзалов;
  • рестораны и гостиницы;
  • АЗС и общественный транспорт;
  • поезда и самолеты;
  • подъезды жилых домов и детские площадки.

Кроме того, по новому закону курение вблизи определенных объектов категорически запрещается.

Согласно антитабачному проекту, нельзя находиться ближе 15 м с дымящейся сигаретой возле следующих объектов:

  • железнодорожных вокзалов;
  • станций метро;
  • портов;
  • автовокзалов.

Что считается общественным местом по закону?

Некоторые граждане жалуются на то, что не всегда понимают, какие именно территории и объекты можно считать общественным местом, где курить категорически нельзя, согласно новым правилам. Из-за недопонимания многие заядлые курильщики вынуждены выплачивать штрафы за несоблюдение правил, которые указаны в соответствующих антитабачных законопроектах.

Что на самом деле считается общественным местом по закону, который борется с табакокурением:

  • территории учреждений здравоохранения;
  • детские площадки и школы;
  • ВУЗы и административные здания;
  • лифты и таксофоны;
  • спортивные площадки и помещения;
  • подземные переходы и метро;
  • подъезды жилых домов и музеи;
  • рестораны и гостиницы;
  • наземный и подземный транспорт;
  • транспортные остановки и парковки;
  • общежития и учебные учреждения;
  • вокзалы и аэропорты.

В общем смысле законы, ратующие за здоровый образ жизни, запрещают употреблять табачные изделия в любых местах общего пользования, т.е. на территориях массового скопления граждан.

Штрафные санкции

Законы о курении, которые вступают в силу с середины 2016 года, практически полностью исключают возможность употребления сигарет в закрытых и на открытых территориях, где происходит стихийное скопление людей. Из-за незнания нововведений и поправок к антитабачным проектам многие курильщики уплатили достаточно серьезные штрафы, будучи «пойманными» с сигаретой возле остановок, на перронах, в аэропортах и т.д.

Согласно статье 6.24 КоАП РФ о курении в общественных местах, в случае несоблюдения правил курильщик обязан выплатить штраф в размере от 500 до 2000 рублей. На сегодняшний момент зафиксировано более 3000 случаев употребления табачных изделий только на территории детских садов и школ.

Что же касается продажи сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия, антитабачный закон предупреждает:

  1. Продажа несовершеннолетним табачной продукции чревата штрафом более чем в 150 тыс. рублей;
  2. В случае обнаружения пропаганды и рекламы табакокурения штрафные санкции будут применяться исключительно к рекламодателям. В данном случае сумма штрафа будет варьироваться в пределах от 500 до 600 тыс. рублей.

Ужесточение запретов на табакокурение в 2016 году

Еще не так давно можно было курить сигареты в кафе и ресторанах, но только в специально оборудованных местах. Согласно же закону о курении в общественных местах, который вступит в силу в 2016 году, употреблять табачные изделия на указанных территориях будет нельзя ни под каким предлогом.

В случае несоблюдения правил штраф коснется не только самого курильщика, но и заведения, в котором осуществлялось противоправное действие. В данном случае размер санкций будет исчисляться сотнями тысяч рублей, поэтому приверженцы антитабачных проектов надеются на эффективность принятых мер. На сегодняшний день в правительстве разрабатывается специальный «прейскурант», в котором будут рассмотрены все разновидности штрафных санкций, касающихся курения в неположенных местах, а также их размеры в зависимости от конкретной ситуации.

Новые законопроекты о запрете курения в местах общего пользования, были дополнены новыми правилами. В частности, в антитабачном проекте существенно расширился список территорий, на которых нельзя находиться с дымящейся сигаретой. В основном законе был увеличен размер штрафных санкций за несоблюдение правил, прописанных в антитабачном законопроекте.

Рад приветствовать вас в моем блоге, друзья! Сегодня я хочу поднять такую болезненную для многих тему, как закон о курении в общественных местах , действующий в 2018 г. Ведь кому не знакомо противостояние между любителями табачного дыма и теми, кто его не переносит? Из-за подобных разногласий между моими соседями постоянно идет война: одни хотят спокойно покурить на собственном балконе, другие - не чувствовать неприятного запаха каждый раз, как отрывают окно. Да и на улице я бывал свидетелем конфликтов на автобусных остановках или вокзальных платформах. Давайте же все вместе разберемся в тонкостях вопроса и достигнем компромисса.

Что представляет собой антитабачный закон ФЗ №15

Текст законопроекта о запрете курения дополнялся несколько раз: последняя редакция датирована 2017 г. ФЗ № 15 был принят еще в 2013 г., причем Госдума проголосовала практически единогласно. И не без причин: статистика утверждает, что каждый год 50 000 граждан РФ умирает от онкологических заболеваний, вызванных табачным дымом. И речь не только о любителях затянуться сигаретой, ведь здоровье окружающих тоже страдает. Согласно прогнозам Минздрава, уже в следующем году можно будет узнать, насколько введенный запрет отразился на здоровье нации.

Закон о табакокурении подразумевает, что меры принимаются в комплексе. Он предусматривает следующее:

  • ограничение мест для курения ;
  • запрет на реализацию табачных изделий на расстоянии менее 100 м от школ и ВУЗов (несовершеннолетним продавать сигареты не разрешается в любом случае);
  • полный запрет рекламы табачной продукции;
  • постепенное увеличение цен на сигареты, сигары и т. д.;
  • работу над информированностью населения о вреде курения.

Споры о том, насколько запреты эффективны, не утихают. Но, если вас тревожат клубы дыма, вы имеете право обратиться к полицейскому и попросить его принять меры.

Та же статистика показывает, что из 100 человек, решивших побаловать себя сигаретой в общественном месте, штрафы платят только 15.

Где нельзя курить в РФ: положения на 2018 г.

Что предписывает законодательство о курении? Согласно ФЗ № 15, любителям табачного дыма не стоит доставать сигареты в следующих местах:

  • возле образовательных учреждений, причем запрещено курение не только на крыльце, но и на прилегающей территории;
  • в зданиях аэровокзалов, аэропортов, на станциях метрополитена и на расстоянии менее 15 м от входов;
  • в больницах и санаториях;
  • на пляжах;
  • в учреждениях спортивного типа;
  • в гостиницах;
  • на рынках (в павильонах и в палатках);
  • в лифтах;
  • в офисах;
  • на автозаправочных станциях;
  • в госучреждениях разного уровня;
  • на территориях культурных объектов (в цирках, театрах, филармониях).

Что касается железнодорожного транспорта, в том числе поездов дальнего следования, то возможности для перекура в тамбуре больше не будет. О введении ограничений напоминают запрещающие знаки.

Опыт пользователя: как штрафуют за нарушение закона

Недавно ехал с ребятами в поезде ближнего следования, на станции вышли покурить. Стояли на перроне, вроде не мешали… Нас увидел полицейский, попросил паспорта, потом сказал пройти с ним для составления протокола и оформления штрафа. Оказалось, мы расположились как раз под камерами. Прошли метров 30, там ждал второй полицейский с устройством вроде КПК. Внес наши данные, сказал, что штрафы придут по месту прописки. Думал, может, обжаловать их, но запись на камерах никуда не денется. Что поделать, пришлось платить…

Где можно курить по законам РФ

Законодательство о табакокурении оговаривает, что дым не должен беспокоить окружающих. Согласно ФЗ № 15 для любителей сигарет отводятся места и на открытом воздухе, и в помещениях. Если речь идет об изолированной “курилке” внутри многоквартирного здания, то она должна снабжаться воздушной вентиляцией; соответствие гигиеническим нормативам по уровню загрязнения воздуха - обязательное условие.


Курение в поезде попадает под запрет

Где курить на вокзале пассажирам? Ориентируйтесь на правило “Что не запрещено, то разрешено”. Это означает, что придется отойти от входа или платформы минимум на 15 м. Пассажирам же поездов дальнего следования разрешается зажечь сигарету во время остановки на платформе. Единственное условие - она должна отстоять от здания вокзала на 15 м и больше. А если вы дымите на платформе, предназначенной для посадки в электрички пригородного сообщения, готовьтесь понести наказание.

Как должно быть организовано место для курения

Согласно последним поправкам, места для курения, отведенные на открытом воздухе, должны соответствовать требованиям :

  • наличие освещения в темное время;
  • соответствующие таблички, развешенные поблизости;
  • наличие пепельниц и металлических урн.

Если речь идет о помещении, выделенном в здании , критерии меняются. Кроме табличек и пепельниц, должно быть следующее:

  • вентиляция;
  • полная изоляция, уберегающая остальных посетителей или сотрудников от дыма;
  • наличие информационных стендов, предупреждающих о вреде табака;
  • использование негорючих материалов в отделке;
  • наличие огнетушителя.

Но даже при соблюдении этих правил места для курения доступны не везде. В ряде учреждений действуют строгие запреты. Например, в больницах или школах, на автозаправках или на предприятиях общепита “курилку” обустраивать нельзя. Не найти ее и на складах, на сенокосах, на объектах, где перерабатываются, производятся или хранятся горючие материалы.

Какой штраф за курение предусмотрен в 2018 г.: для юридических лиц

  1. Наниматель не озаботился развесить знаки, предупреждающие о вреде привычки? Небрежность обойдется ему в 10 000 - 20 000 руб.
  2. Если на предприятии нет специально оборудованных мест для курения, штраф составит 50 000 - 80 000 руб. Отдельно предусмотрено наказание для должностного лица, ответственного за эту сферу, - сумма достигает 30 000 руб. Чтобы избежать затрат на оборудование “курилок”, можно прописать запрет в локальном нормативном акте и ознакомить сотрудников под роспись.
  3. Если наниматель не следит за выполнением “антитабачного” закона на предприятии, это расценивается как правонарушение. ИП отдаст 30 000 - 40 000 руб ., а для организаций сумма увеличится до 90 000 руб.

Что касается частоты перекуров, то федеральные законы не обязывают предоставлять дополнительные перерывы для этих целей. Согласно Трудовому кодексу, сотрудники в течение рабочего дня могут рассчитывать на отдых продолжительностью не менее 30 мин., но не более 2 ч. Они распоряжаются им по своему усмотрению, в том числе и для перекуров.

От чего зависит сумма штрафа для физических лиц

Размер административного штрафа для обычных граждан зависит от особенностей ситуации:

  1. Если вы закурили в общественном месте, то придется отдать 500 - 1 000 руб.
  2. Те, кто пренебрег запретом поблизости детской площадки, заплатят 2 000 - 3 000 руб.
  3. Дороже обойдется удовольствие подымить сигаретой, если вы заодно решили “угостить” несовершеннолетнего - 1 000 - 2 000 руб. Эту же сумму выложат те, кто “по-доброму” купил табачные изделия по просьбе подростка. А родителям несовершеннолетнего в подобных случаях придется оплатить 3 000 руб.

Отдельно предусмотрены наказания для продавцов, которые реализуют продукцию гражданам, не достигшим совершеннолетия. В подобных случаях нерадивого сотрудника оштрафуют на 3 000 - 5 000 руб . Организацию же накажут на 150 000 руб.

Кто и как будет штрафовать: реализация “антитабачного” запрета

Формально наказания за нарушение запретов предусмотрены, но кто и как выписывает квитанции? Если с юридическими лицами ситуация понятна (наличие вентиляции в “курилке” или использование негорючих материалов несложно проверить), то что делать с обычным любителем сигаретного дыма, пускающим его на улице?

Жаловаться проще всего на соседей : если один из них курит на лестничной площадке, факт подтвердят другие жильцы дома. Когда же вопрос касается прохожего в парке или человека, ожидающего транспорт в общественном месте, фиксируйте нарушение на видео. Правда, оно поможет лишь в случае, когда поблизости есть сотрудник полиции. Если его нет, то закон предписывает обращаться с записью в полицейское отделение или Роспотребнадзор. Но будете ли вы тратить на это время? Да и полиция не станет распространять ориентировки “Разыскивается за курение”, поэтому зачастую нарушители запрета остаются без наказания.

Как оплатить штраф за курение в общественном месте

Вы зажгли сигарету в общественном месте, что заметил полицейский? Составленный им протокол об административном нарушении не является основанием для оплаты. Сначала вы должны получить постановление, после чего и перевести деньги. Если бумагу не доставляют, вы можете зайти в УВД и взять копию. Пригодится и регистрация на портале “Госуслуги” или на сайте http://fssprus.ru/iss/ip/ , где вы проверите наличие выписанных штрафов.


Перевести деньги удастся через интернет-банкинг

Погашать их можно следующими способами:

  • в отделении банка при наличии квитанции;
  • через терминалы (раздел “Платежи в бюджет”);
  • через личные кабинеты при использовании интернет-банкинга .

Вы внесете деньги и через портал “Госуслуги”, но предварительно придется подтвердить учетную запись.

Что будет, если не оплачивать штраф за курение в общественных местах

Согласно законам, если вы не оплатите штраф вовремя, его увеличат вдвое (итоговая сумма не может быть меньше 1 000 руб.). Другой вариант - арест на 15 суток. На практике нередко оказывается, что граждане просто не вносят деньги: в большинстве случаев дополнительные меры не принимаются.

Если штраф за административное нарушение не оплачивается в течение 2 лет, его автоматически аннулируют. В крайнем случае вы сможете отдать деньги непосредственно судебному приставу. Но в сети вы найдете и отзывы о том, что полиция арестовывает нерадивых должников на 15 суток. Решать, стоит ли полагаться на удачу или лучше внести деньги, предстоит вам.

“Антитабачный” закон: как узнать, есть ли штрафы

Любители табачных изделий сталкиваются с типичной ситуацией: они затягиваются сигаретой в общественном месте, после чего к ним подходят сотрудники полиции и просят предъявить паспорт. Затем вносят данные в базу, говорят ждать постановление по почте и уходят, не составив протокол. Растерянные курильщики, так и не получив документ, не знают, что делать: надеяться на лучшее или как-то оплачивать штраф за нарушение закона без реквизитов. Как же поступить в подобной ситуации?

Прежде всего сотрудники полиции обязаны составить протокол и предложить вам расписаться в документе. Без протокола о нарушении выписать штраф не могут! Если же документ составлен, то вы получите постановление по почте. В нем и будут содержаться реквизиты для оплаты, которую надо сделать в 10-дневный срок. Если адрес регистрации и фактического проживания отличаются, проверяйте наличие штрафов в интернете .

Закон о курении в общественных местах: летние кафе и рестораны

Согласно закону, курить в заведениях общепита запрещается. Даже летние кафе, расположенные на улице, не станут исключением. Поскольку террасы или участки также считаются частью заведения, курить в них строго запрещено.

Что касается обычных ресторанов, они считаются общественными местами. Это означает, что залов для курящих в них не должно быть. Но некоторые заведения предпочитают получить штраф, лишь бы не упустить прибыль, или ищут лазейки в законах.

“Антитабачный” закон: можно ли курить в подъезде

Статистика говорит, что 57 % жалоб, поступающих от граждан, связано с соседями, курящими в подъездах, в лифтах, на лестничных клетках и общих балконах. Закон же оговаривает, что эти места попадают под запрет для любителей табака. Согласно ФЗ № 15, штраф за нарушение составляет 500 - 1 500 руб. Но на практике ситуация отличается, о чем свидетельствуют отзывы.

Опыт граждан: как реализуются законы

В нашем доме живет сотрудник полиции, который курит на общем балконе 3-го этажа. Из-за конструкции здания дым идет в окна жителей, но его это не волнует. Разговаривали по-хорошему, результата ноль. В итоге я написал заявление участковому, который, читая его, уточнил: “Это на нашего сотрудника жалоба?” Потом он посоветовал звонить в полицию, если я увижу, что сосед дымит на балконе. Учитывая, что доблестные органы являются на место через пару часов, вряд ли затея удастся.


Курение на крыльце и в подъезде запрещено

Участковый таки явился и взял у коллеги письменное пояснение. Тот заявил, что на балкон не ходит, а я жалуюсь из-за плохих отношений. Пришлось обращаться и к прокурору, и к местному депутату, который вносил в Думу проект о запрете электронных сигарет. К заявлениям приложил доказательства: фото и видео. Жду результат!

Можно ли курить на балконе своей квартиры

Дым, попадающий в соседние окна с частных балконов, - вторая по распространенности проблема. Формально закон не запрещает курение на вашей территории, как и в собственной комнате или в туалете квартиры. Но к соседям дым проникать не должен; в противном случае они имеют право подать в суд.

У решения есть минусы: разбирательства тянутся месяцами. Поэтому, если соседи не являются собственниками жилья, а снимают квартиру, разговаривайте с ними в частном порядке. Ведь арендаторы в большинстве случаев не платят налоги. Если вас беспокоит табачный дым, побеседуйте с нарушителями: угроза написать заявление участковому по поводу незаконной сдачи квартиры действеннее тяжб.

Узнать подробнее, как применить закон о курении в общественных местах, если речь идет о соседе, вы сможете из видео:

Можно ли курить возле дома: что делать жильцам

Закон о курении в общественных местах не запрещает его в непосредственной близости от жилых домов. В результате владельцы квартир на 2-м этаже особенно страдают, если на 1-м расположена организация или магазин. Ведь они становятся “жертвами” сотрудников, выходящих покурить!

Формально запрета нет, поэтому недовольным жильцам приходится искать лазейки в законе. Они могут обратиться в прокуратуру или в суд, отстаивая конституционное право на благоприятную окружающую среду. Эти инстанции инициируют проверки и вынесут постановление об устранении мешающего фактора и моральной компенсации. К минусам варианта относят то, что придется проводить экспертизы, а их стоимость вам компенсируют лишь после принятия решения в вашу пользу.

Можно ли курить в аэропорту: что говорит закон

Согласно закону о курении в общественных местах, получить дозу никотина можно лишь в 15 и более метрах от аэропорта . В самом здании это запрещается: исключением станут случаи, когда вы отправляетесь в специальный павильон. Но “курилки” есть далеко не везде, ведь их лишь планируют вернуть в Шереметьево. Основанием стали жалобы администрации на то, что пассажиры курят в туалетах, нарушая правила пожарной безопасности. Предположительно зоны для любителей табака не будут считаться общественным местом, ведь они предназначены лишь для тех, кто страдает от зависимости.

Можно ли курить кальян на улице, в кафе и других общественных местах

ФЗ № 15 не разрешает курить кальян в общественных местах, если в смеси есть никотин. Но владельцы кафе и ресторанов выходят из положения: они предлагают “фруктовые миксы” или “паровые коктейли”. На практике заказать можно и никотиновые смеси, которые продают постоянным гостям по специальным карточкам.

Существуют и кальянные заведения, не относящиеся к числу общественных мест. Законы говорят, что в них не должны подавать еду, но на практике правила нарушаются.

Поскольку возможности немедленно провести экспертизу и определить содержание табака в вашем кальяне нет, вы будете курить его без последствий.

Можно ли курить электронные сигареты в общественных местах

В 2018 г. закон о запрете курения в общественных местах не касается электронных сигарет. Но в 2019 г. ситуация может измениться, поскольку депутаты подготовили новый проект.


Возможен запрет на вейп в 2019 в РФ

Он содержит ряд положений:

  • запрет на продажу электронных сигарет несовершеннолетним;
  • ограничение их использования в образовательных, медицинских, культурных заведениях;
  • запрет на курение электронных сигарет на детских площадках, в лифтах, в транспорте;
  • ограничение объема емкостей для жидкостей.

Депутаты утверждают, что положения направлены на защиту детей и взрослых, а также на борьбу с недобросовестными производителями.

Заключение

Закон о курении в общественных местах ограничивает возможности любителей табака. Но на практике его соблюдение остается спорным: Минздрав уже признал, что в вагонах поездов и на автобусных остановках люди идут на нарушения. Возможно, в дальнейшем ФЗ № 15 пополнится новыми положениями и уточнениями, которые сделают его эффективнее.

Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

Заполните форму что бы задать свой вопрос:

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

Похожие публикации